Новосибирск 9 °C

Первый железнодорожный

06.06.2013 00:00:00
Первый железнодорожный
На протяжении более 200 лет учебные заведения транспорта эффективно служили интересам государства, являясь надежным гарантом кадрового обеспечения одной из важнейших отраслей России. Свою определенную роль при этом играл Сибирский государственный университет путей сообщения.

Инженерное образование в авангарде инновационного развития транспортной отрасли

На протяжении более 200 лет учебные заведения транспорта эффективно служили интересам государства, являясь надежным гарантом кадрового обеспечения одной из важнейших отраслей России. Свою определенную роль при этом играл Сибирский государственный университет путей сообщения.

История развития этого вуза зарождалась в начале ХХ века, когда строительство новых предприятий на востоке страны и общее повышение их технического уровня вызвали необходимость подготовки кадров соответствующей квалификации. Тогда, в 1932 году, на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В.М. Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Он стал первым железнодорожным вузом в азиатской части России. Ректором — начальником института был назначен С.Е. Пропастин, кадровый военный.

В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей. В 1934 году институт был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).

В стенах института с первых дней его существования собрались талантливые российские преподаватели, ученые, высококвалифицированные специалисты железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Лучшие выпускники из Москвы, Ленинграда, Томска стали сотрудниками НИВИТа. Гордостью института были доценты А.А. Савелов, Л.Н. Розников, К.А. Курындин, Ф.И. Слюсарчук, Г.А. Коновалов, профессора А.Ф. Лютц, К.Н. Мищенко, Л.К. Кудряшов, А.И. Прибытков, В.Е. Еврейсков. Они не только обучали будущих транспортников, но и закладывали научные школы, которые развивались в последующие годы.

В течение 20 лет НИВИТ являлся единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных специалистов транспорта. Благодаря мощным инженерным кадрам многие годы институт вносил свой достойный вклад в послевоенное восстановление и последующее строительство народного хозяйства страны, готовил специалистов для Транссибирской магистрали. В 1981 году Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) получил правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий десятой пятилетки по подготовке высококвалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта. В 1993 году вузу был присвоен статус академии, а в 1997 году — университета.

Сегодня в Сибирском государственном университете путей сообщения созданы все условия для подготовки квалифицированных специалистов в области железнодорожного транспорта, транспортного строительства, экономики, менеджмента, сервиса, транспортного права, информационных технологий. СГУПС является отраслевым техническим образовательным комплексом, в котором обучаются более 12 тысяч студентов, аспирантов и слушателей.

В состав университета входит институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. Научно-образовательная база университета позволяет ежегодно осуществлять переподготовку более четырех тысяч инженерно-технических работников железнодорожного транспорта и других ведущих отраслей экономики.

В вузе работают многие научные школы: «Механика деформируемого твердого тела», «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог», «Машиноведение, системы приводов и детали машин», «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте», «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей», «Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение» и другие. Научные разработки университета сегодня высоко ценятся и используются на практике как в регионе, так и далеко за его пределами.

В вузе созданы инновационные структуры, основной целью которых является подготовка кадрового потенциала для инновационной сферы, создание условий содействия коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности СГУПСа, содействие наукоемкому предпринимательству на ранних стадиях его развития, создание системы комплексной поддержки в течение всех циклов инновационных наукоемких бизнесов.

ФАКТ
В области действуют 17 отраслевых центров, на базе которых ведется подготовка и переподготовка специалистов для предприятий дорожно-строительной отрасли, железнодорожного транспорта, промышленности и др.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: