Просто хорошо делать своё дело... Как братья

Просто хорошо делать своё дело... Как братья
В этой большой многодетной семье так сложилось, что все пятеро мальчишек свою трудовую биографию начинали на железной дороге. И даже одна из дочек Николая Дмитриевича и Прасковьи Андреевны Дюковых пятнадцать лет проработала на электровозоремонтном заводе.
В этой большой многодетной семье так сложилось, что все пятеро мальчишек свою трудовую биографию начинали на железной дороге. И даже одна из дочек Николая Дмитриевича и Прасковьи Андреевны Дюковых пятнадцать лет проработала на электровозоремонтном заводе. Пожалуй, это скорее закономерно, чем удивительно, ведь жила семья Дюковых на Инской, а ее глава, Николай Дмитриевич, трудился в Инском паровозном депо, и подраставшие сыновья с юношеских лет были ему в помощь.

— Мы в депо пропадали все время! — вспоминает Николай Дюков. — Зимой нас привлекали на снегоборьбу, а все лето мы вместе с путейцами были на капитальном ремонте. Тогда еще не было ПМС, все делалось вручную…

Родился наш герой не в Сибири, а немного западнее, на Урале, в городке Первоуральске. Когда Володе было всего три месяца, семья перебралась в Новосибирск к родственникам: здесь жили старший брат мамы и двоюродный брат отца. Шел 1937 год.

Николай Дмитриевич и Прасковья Андреевна были выходцами из крестьян, с их традиционным бытовым укладом — большой семьей, непререкаемым авторитетом старших, трудолюбием с малолетства. Отец всю жизнь был рабочим, а мама вела домашнее хозяйство и растила семерых сыновей и дочек.

— Знаете, хотя я еще был совсем маленьким — четвертый год шел, но хорошо запомнил первый день войны… — говорит Владимир Николаевич. — Воскресенье было... Мы с отцом возвращались из бани. Идем мимо деревянных двухэтажных домов, их на Первомайке много, они и сейчас стоят. И вдруг с балкона кто-то кричит: «Мужики, война!»

Николая Дмитриевича как отличного электросварщика оставили в депо Инской, дав бронь. А вот его младшему брату довелось повоевать. В 43-м на него пришла похоронка. Другой брат сложил голову еще в Гражданскую. Первая половина века вообще была «богата» на трагические события в истории страны, изранившие сотни и тысячи российских семей.

В 44-м году подросший Володя вслед за братьями пошел учиться в 128-ю железнодорожную школу, которую успешно окончил спустя десять лет. Вместе с друзьями они решили поступать в знаменитый Томский политех.

Учиться, учиться и учиться
Однако конкурс в этот престижный вуз оказался слишком высоким, и мальчишкам пришлось менять решение. Кто-то сманил пареньков перспективой учебы в Новокузнецком горном техникуме. Во-первых, отличная специальность — «шахтное дело». А во-вторых, огромная по тем временам стипендия — больше 400 рублей.

Однако, когда абитуриенты добрались до места, выяснилось, что все места на этой специальности уже заняты. Пришлось выбирать из оставшихся. Так волею судьбы Володя Дюков попал на ПГС — «промышленное и гражданское строительство».

Приятелей жизнь раскидала: Лёня Кучеренко уехал в Кемерово, работал на шахте, позже окончил горный институт. Теперь его уж нет на этом свете. А Василий Коротков вернулся на Инскую, стал машинистом. «Мы его всю жизнь Валькой звали, а по паспорту он Василий Фёдорович, — с улыбкой говорит наш герой. — Сейчас уж он, как и я, ветеран. Слава богу, жив-здоров».

«Свои университеты», как сказал бы писатель, Владимир Николаевич спустя время продолжит уже в НИИЖТе, совмещая учебу с работой, но этому будут предшествовать несколько месяцев трудовой деятельности на строительных объектах целины и три года службы в Советской армии.

— В Алтайский край, на целину, я попал по распределению, — рассказывает Владимир Николаевич. — Километрах в тридцати от Ребрихи на линии Барнаул — Кулунда был такой разъезд Подстепный. Там я и начинал десятником строителей. Это должность вроде мастера. Помните, у Некрасова: «Грабили нас грамотеи-десятники…» Там мы строили хлебоприемный пункт: зерносклады и зерносушилку. Теперь уж этого ничего нет.

В Подстепном Дюков проработал недолго, вскоре его перевели в Славгород, с повышением: прорабом на строительство элеватора. А уже в ноябре того же 1957 года молодого строителя призвали в армию.

Службу сибиряк проходил в артиллерийском полку, располагавшемся в Татарске. «На летние лагеря мы выезжали в Юргу, — рассказывает Владимир Николаевич. — А когда стал переформировываться СибВО, нас перевели в Тюмень».

Новый виток судьбы
Вернулся наш герой из армии уже с четким осознанием того, что надо продолжить профессиональное обучение, и без лишних сомнений подал документы на факультет ПГС Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Так бы все и сложилось, но…

— Я встретил однокашника, который нарисовал хорошие перспективы работы в строительном управлении УВД НСО. Вот я и решил перевестись на заочное, чтобы совмещать учебу с работой, — говорит Дюков.

В те годы многие молодые люди выбирали такой путь, потому что хотелось уже твердо стоять на ногах экономически, не зависеть от родителей и, конечно, иметь перспективу получения собственного жилья. А пресловутый «квартирный вопрос» на рубеже шестидесятых годов стоял остро.

— Улицу Восход знаете? Раньше она Сузунской называлась. Так вот, если ехать с моста, первая пятиэтажка по правой стороне — наша. Мы ее возводили от фундамента и до крыши, — рассказывает Владимир Николаевич, в прошлом прораб не только этой стройки, но и ряда других, в том числе лыжной базы «Динамо».

В декабре 1961 года Дюков пришел на Новосибирский паровозоремонтный завод МПС старшим мастером строительного участка. Занимался строительством и реконструкцией зданий. В том числе руководил строительством пионерского лагеря на станции Шелковичиха, детского сада на 280 мест, стадиона и ряда других объектов.

Время было насыщенное, интересное, но непростое… Директор завода, конечно, хотевший использовать профессионалов «на все 100», каждый раз, когда приближалась очередная сессия, сердился: «Бросай свою учебу!» Но Дюков не бросал. А с личным жильем так пока ничего и не получалось.

Это было еще и время обретения друзей. Одновременно с Владимиром Николаевичем мастерами на заводе трудились Валерий Михайлович Климов, в будущем — председатель райисполкома, секретарь райкома, а затем директор электровозоремонтного завода, и Вадим Александрович Пряхин, будущий директор стрелочного завода. С обоими нашего героя и по сей день связывают теплые дружеские отношения. Поскольку жилье так и не «светило», а герой наш успел обзавестись не только молодой женой, но и дочкой, проблему крыши над головой надо было срочно решать. Владимир Николаевич ушел с завода туда, где шансов получить жилье было больше.

Так наш герой оказался в Сокуре в строительном управлении № 4 треста «Омскнефтепроводстрой». Квартиру получил сразу же. И забрал к себе семейство. Пару месяцев, правда, пришлось поютиться в бараке, пока шел ремонт, зато потом Дюковы обрели настоящий дом.

К слову, знакомы с Тамарой Ивановной они были давненько — с самого школьного детства: учились в параллельных классах, да и жили по соседству. Когда Владимир Дюков уехал учиться в горный техникум, Тамара осталась в Новосибирске. Она получила педагогическое образование, работала в детских дошкольных учреждениях. Но друг друга из виду молодые люди не теряли. Владимир частенько наведывался домой — к родителям и, как видно, не только к ним. «В 1957 году я приехал с целины в командировку и забрал ее с собой», — смеется Владимир Николаевич. Тамара Ивановна, как верная подруга, всюду сопровождала мужа в его скитаниях по целинным стройкам, обустраивала быт, растила дочерей, Ларису и Маргариту.

— Он в двенадцать ночи приезжал, а в шесть утра уезжал, — вспоминает она. — Мне дрова для печки заготовит, и я вожусь дома с девчонками…
Когда семья окончательно вернулась в Новосибирск, Тамара Ивановна снова пошла работать: двадцать лет она отработала в областном статуправлении.

Главной заботой Владимира Николаевича в тот период была работа по строительству нефтеналивных площадок и хранилищ на станции Сокур. Полгода он трудился прорабом, а с декабря 1964 года по январь 1966-го — мастером специализированного управления треста «Нефтепроводмонтаж». Строил и ремонтировал жилье, возводил нефтебазу «Красный Яр».

Следующим местом службы нашего героя снова стал завод. Вернувшийся в Новосибирск Дюков зашел в Запсибтрансстрой, где у него поинтересовались: «С деревообработкой хорошо знаком?» Он, уже имевший богатый опыт в самых разных отраслях строительства, ответил: «Конечно!» И был назначен сначала начальником производства, а через пару месяцев директором отдельного деревообрабатывающего завода «Стройдеталь».

Затем еще было несколько значимых записей в трудовой книжке, прежде чем в 1974 году Владимир Николаевич пришел в управление капитального строительства Западно-Сибирской железной дороги. В их числе директор комбината производственных предприятий, заместитель начальника производственно-технического отдела, прораб строительного управления № 17 на станции Инская. В этот период наш герой не только закончил обучение в НИИЖТе, но и потрудился на таких важных объектах, как кирпичный завод на станции Крахаль, объекты стрелочного и ремонтно-механического заводов в Новосибирске, занимался обеспечением строительными изделиями и конструкциями ряда объектов, в том числе новой железнодорожной линии Асино — Белый Яр.

На магистрали
В августе 1974 года в отдел капитального строительства управления Западно-Сибирской дороги пришел работать Владимир Николаевич Дюков. Пару лет он был инспектором по качеству и приемке строительно-монтажных работ, а затем ему предложили должность заместителя начальника ОКСа. Спустя еще некоторое время, в 1986-м, Дюков возглавил отдел и работал в этой должности вплоть до выхода на пенсию в 1997 году.

На вопрос: «Нравилась вам ваша работа?» Владимир Николаевич недоуменно вскидывает брови: «А как работа может не нравиться? Если это твое дело, которое ты знаешь, которому служишь много лет?!» Если считать, сколько важных и сложных объектов дорога реконструировала и строила в этот период, пальцев не хватит. За каждой строкой «сухой» автобиографии стоят воспоминания о сложности поставленных задач, о людях, с которыми сводила судьба и которым доверял как себе, зная их профессионализм и нацеленность на результат…

«Усиление железнодорожной линии Кулунда — Малиново озеро — 118 километров. Новая железная дорога Малиново озеро — Локоть — 108 километров. Диспетчерская централизация, вторые пути Инская — Алтайская. Вторые пути Иртышская — Кзылту — 172 километра. Третий и четвертый пути Барнаул — Алтайская с двухпутным мостовым переходом через Обь. Многочисленные объекты локомотивного и вагонного хозяйства. Начало строительства станции Укладочная. Вторые пути Алтайская — Иртышская — Омск — 61 километр. Электрификация среднесибирского хода: от Алтайской через Карасук и Иртышскую до Входной — 187 километров».

— Мы все делали вместе, помогая, поддерживая друг друга, находя выход из сложнейших ситуаций, потому что каждый понимал, что делаем общее дело. Взять хотя бы Петра Филипповича Мысика, дай ему бог здоровья на многие годы… Я его знал еще в 1957 году в Славгороде, когда он был секретарем комсомольской организации. Я у него тогда на учет вставал и снимался с учета, когда в армию уходил. За последующие годы он вырос от начальника станции до заместителя начальника дороги. С ним всегда хорошо работалось. Во-первых, он — ЧЕЛОВЕК. Очень грамотный. Досконально знал свое дело, знал дорогу. И с ним всегда можно было даже в очень трудном вопросе найти выход. Он никогда не боялся брать на себя ответственность за сложные решения.

Другие наши коллеги были такими же высокими профессионалами своего дела. Начальник службы электрификации Леонид Семёнович Панфиль, начальник службы связи Юрий Иванович Гаврилин, покойный замначальника дороги Павел Трофимович Семешко, которого сменил Александр Андреевич Иноземцев, замначальника дороги по пути и строительству. А после него был Николай Иванович Зеленев, который меня в свое время сменил в должности начальника отдела капстроительства, когда я выходил на пенсию. Много мы помотались, порой по две недели дома не появлялись. Мы вообще не любители сидеть по кабинетам…

Еще коллеги, о которых я не могу не сказать: Василий Афанасьевич Савченко, в прошлом — начальник административно-хозяйственного отдела, начальник вагонной службы Борис Фёдорович Старчоус, в Черепаново мы с ним огромное рефрижераторное депо возводили, в службе гражданских сооружений — Виктор Емельянович Жмака, мы и сейчас с ним частенько встречаемся, вспоминаем былые годы.... Павел Иосифович Фридман, замечательный человек, умница, он был заместителем начальника отдела учебных заведений. Мы с ним пересекались многократно, так как строили школы в Сузуне, в Карасуке, в Иртышской, много пристроек к уже существующим школам делали, — рассказывает Владимир Николаевич Дюков.

В эти годы возводились железнодорожная больница и первое здание ДКЖ, крупные объекты в Камне-на-Оби, на станциях Иртышская и Входная, больницы, школы, детские сады, было введено в эксплуатацию 354 000 квадратных метров жилья…

За большой личный вклад в развитие хозяйства дороги в 1996-м Владимир Николаевич Дюков был представлен к высшей награде отрасли — знаку «Почетному железнодорожнику».

Будучи ветераном, наш герой еще порядка восьми лет работал на предприятии «Запсибтранстелеком» (сейчас это фирма ТТК), занимался обычным для себя и по-настоящему любимым делом: строительством, реконструкцией, ремонтом. В 2003 году Владимир Николаевич был удостоен звания «Почетный ветеран дороги».

Оглядываясь на пройденный жизненный путь, он говорит просто и без патетики:

— Я всегда старался просто хорошо делать свое дело.

Завтрашний день
Как мы уже упоминали, Владимир Николаевич стал далеко не первым железнодорожником в семье Дюковых. Его отец, Николай Дмитриевич, многие годы трудился электросварщиком, а затем слесарем в Инском паровозном депо. Старший брат нашего героя, Геннадий Николаевич, всю жизнь был здесь же машинистом, сегодня он ветеран дороги. Еще один брат, Борис Николаевич, начинал трудовую биографию на железной дороге, потом перешел в транспортную милицию, где и трудился до пенсии.

Младший брат Владимира Николаевича Дюкова Анатолий работал на паровозоремонтном заводе, а позже в НГЧ. Виктор был электриком и трудился в дорожных электромеханических мастерских. Одна из сестер тоже пятнадцать лет жизни отдала электровозоремонтному заводу. И только самая младшенькая — Людмила Николаевна — никогда не пересекалась с железнодорожным транспортом, она трудилась в системе социального обеспечения.

И младшее поколение семьи Дюковых не избежало той же стези. Старшая дочь Тамары Ивановны и Владимира Николаевича Лариса с красным дипломом окончила экономический факультет НИИЖТа, работает главным бухгалтером. Какое-то время местом ее работы было Новосибирское отделение дороги. Младшая дочь Маргарита также успешно окончила мехмат НГУ, потом аспирантуру, несколько лет преподавала в НИИЖТе.

Отрада дедушки и бабушки — четверо внуков. Вадим — старший, по примеру мамы окончил СГУПС с красным дипломом, только специальность выбрал очень современную — «мировая экономика и юриспруденция». Сегодня Вадим работает на таможне, собирается продолжить обучение в академии. Юля, имеющая большие способности к языкам, учится за рубежом, она будущий архитектор и уже повидала мир. Максим заканчивает восьмой класс. А младшенький Коля, названный так в честь прадеда, — ученик четвертого класса. И у них еще все впереди!
Поделиться:
Копировать