Новосибирск -5.2 °C

Основательница династии

27.04.2013 00:00:00
Основательница  династии
В каждой династии железнодорожников есть человек, с которого все начиналось. Тот, кто по осознанному выбору или волею судьбы пришел работать на стальную магистраль и прикипел сердцем. А потом его дети и внуки тоже сознательно выбрали эту стезю. И хотя времена сменились и сегодня не так много общественного внимания к трудовым династиям, на железной дороге эта традиция сохраняется.

В каждой династии железнодорожников есть человек, с которого все начиналось. Тот, кто по осознанному выбору или волею судьбы пришел работать на стальную магистраль и прикипел сердцем. А потом его дети и внуки тоже сознательно выбрали эту стезю. И хотя времена сменились и сегодня не так много общественного внимания к трудовым династиям, на железной дороге эта традиция сохраняется.

Одна из таких дружных семей, которой гордится Западно-Сибирская магистраль, — Титовы. Ее родоначальница — наша героиня, Зинаида Александровна Титова, тридцать семь лет проработавшая на железной дороге и большую часть этого времени — в службе локомотивного хозяйства ЗСЖД.

Истоки
Зинаида Александровна из послевоенных детей. Ее отец, Александр Николаевич Дружков, прошел всю Отечественную и вернулся в родное село Толстовское, что на Алтае, где его супруга Анастасия Семёновна растила деток, выживая за счет подсобного хозяйства.

Толстовское — село небольшое. Самое обычное, где люди занимаются традиционным крестьянским трудом, от зари до зари в поле или на скотном дворе, держат большое личное хозяйство, имеют большие семьи, в которых ребятишек — мал мала меньше, и живут по справедливости. Вот и Анастасия Семёновна всю войну трудилась дояркой в колхозе. Старшие детки были ей дома в помощь. Из поколения в поколение сельские ребятишки с малолетства приучались к крестьянскому труду.

Зина была самой младшей. «Отца я практически не помню, — вспоминает Зинаида Александровна. — Я была совсем маленькой, когда его не стало. Видно, война сильно подточила его силы...» Всего в семье было пятеро ребятишек. Хотя нет, шестеро! А складывалась семейная история так...

— Брат Иван был сорок первого года рождения. Теперь уж его нет на свете… Он привел к нам в дом сироту, проживавшего в другой деревенской семье, и попросил маму: «Пусть он у нас живет!» Маме хоть и нелегко приходилось с таким количеством детишек, но она сразу же приняла Олега. А мальчишки по-настоящему сдружились.

Паренек был из детей, эвакуированных из Ленинграда. В питерский детский дом малютку принес солдат. Заполнили документы, честь по чести записали фамилию и имя человека, нашедшего ребенка: Низовский Николай. А установив, что о родных ребенка нет никаких сведений, дали пареньку отчество и фамилию бойца — Олег Николаевич Низовский.

Ребятишек этих на Алтай привозили много, расселяли по детским домам, таким как в Боровинке. Многие были ослабленные, больные, не все выживали. Недавно в Боровинке даже памятник открыли ленинградским детям. Но этот паренек оказался крепким. Подросших детдомовцев переводили в детский дом в Камень-на-Оби. А когда наступало голодное время, раздавали по деревенским семьям: там и накормят, и домашним теплом обогреют.

Вот и Олег жил в одном из соседских домов, но сдружился с Ванюшкой Дружковым, а вскоре и перешел в их дом, став полноценным членом семьи.

— Мы все сроднились. Всегда считали и по сей день считаем его братом, — говорит Зинаида Александровна.

В послевоенные годы подросший Олег вернулся в Ленинград. Видно, тянуло его на родину. Наверное, в душе он не терял надежды найти своих родных. Но все попытки оказались безуспешны, поскольку известно было лишь имя солдата, нашедшего ребенка. Но и его следов, чтобы расспросить что да где, отыскать не удалось.

Олег всю жизнь проработал на заводе, сейчас на пенсии. С Зинаидой Александровной они по сей день поддерживают самые теплые родственные отношения, как брат и сестра.

Трудовая юность
По окончании восьмилетки перед Зиной встал выбор: продолжить учебу в школе соседнего села или поехать к старшей сестре в Новосибирск, где можно будет получить хорошее образование. Она предпочла второе.

После окончания 137-й новосибирской школы, которая располагалась в то время недалеко от вокзала, на улице Ленина, еще не имея четкого представления о том, в какой профессии ей бы хотелось себя реализовать, Зинаида вслед за подружкой пошла работать на железную дорогу.

— Мы работали в Дорожном центре научно-технической информации на множительных машинах, — вспоминает она. Так в трудовой книжке нашей героини появилась первая запись: электрофактограф.

Через год Зина Дружкова подала документы в НИИЖТ и без отрыва от работы стала студенткой вечернего отделения. Выбор железнодорожного вуза был серьезным и осознанным, более того факультет промышленного и гражданского строительства был именно тем, что ее привлекало. Зинаиду не пугали высшая математика, сопромат и прочие «страшные» дисциплины.

— Учиться было непросто, но мне действительно нравилось. У нас были очень уважаемые, опытные преподаватели. Я училась у старшего Бахтина. И счастлива, что потом, хоть и стала выпускницей экономического факультета, моя работа всегда была связана со строительством, с производством. Чистой экономикой я никогда не занималась, — говорит Зинаида Александровна.

Время профессиональных перемен настало, когда наша героиня довольно рано вышла замуж. Нет, мужа она встретила не в институте, и не на работе, а во время коротких визитов домой, к маме. Юрий Титов приехал в те края по распределению после окончания Бийского педагогического института. По образованию он был математиком, и это тоже сближало молодых людей. Они дружили и вели переписку около двух лет. А когда Юрий Иванович отработал в сельской школе положенный срок, приехал в Новосибирск, где и состоялась свадьба.

Совет да любовь
Безусловно, с милым рай и в шалаше, но когда у молодой семьи появился первенец Дима, в тесной комнатке в доме сестры, занятой пеленками и распашонками, Зине стало трудно, почти невозможно заниматься объемными чертежами. Вот тогда-то наша героиня и приняла решение перевестись на экономический факультет.

Молодой отец, чтобы обеспечить семейству собственную крышу над головой, вынужден был пойти работать не по специальности. Юрий Иванович устроился в службу гражданских сооружений. Став кровельщиком, Титов сразу же получил служебную квартиру.

Спустя десять лет семья смогла «расслужебить» это жилье, а Юрий Иванович перешел на работу в локомотивное депо Инская, где и сегодня трудится электромехаником по средствам автоматики и приборам технологического оборудования на локомотивах.

— Сейчас на локомотивах стоит сложная аппаратура, — говорит Зинаида Александровна. — Он ее знает досконально. Проверяет, ремонтирует. Хоть и пенсионер уже, но не бросает работать. В целом он более четверти века на железной дороге.

Со своими студенческими подругами Зинаида Александровна и сегодня поддерживает самые теплые отношения. С некоторыми они были коллегами многие годы.

— Татьяна Белова, Валентина Устьянцева, Татьяна Филиппова — это все мои однокашницы, — с улыбкой говорит Зинаида Александровна. — Тамара Александровна Нечаева, с которой мы учились в одной группе, на протяжении многих лет была бухгалтером профкома. Татьяна Семёновна Белозерова начинала с локомотивного депо Новосибирск, сейчас она крупный руководитель. Студенчество — это же наша молодость. Разве ее забудешь?!

Локомотивное хозяйство
После декретного отпуска Зинаида Александровна пришла работать в локомотивное депо Новосибирск, где какое-то время трудилась инженером технического отдела. Начальником депо в то время был Юрий Васильевич Конев. Однако довольно скоро руководство перевело ее в управление дороги — в технический отдел.

— Я была инженером-технологом, занималась оборудованием для строящихся объектов, — рассказывает Зинаида Александровна. — Моей поддержкой на первых порах была Ирина Львовна Прохорова, инженер по строительству. Мы с ней работали дружно. Ирина Львовна — большая умница, настоящий профессионал. Она строительством занималась, а я оборудованием. Она свои балки просчитывает, кровлю, а я технологию и ремонт. На каждый объект имеется заказная спецификация — перечень оборудования по цехам: где что требуется. Выбираешь задвижки, затем станки, электрооборудование… Делали заявку, отправляли, поставку отслеживали, затем сдавали объект, делали акты ввода… Это большая работа.

Или возьмем такой пример. Заходит локомотив в цех. Продули, промыли… Разборка идет. Значит, нужны домкраты, краны мостовые… Разбирают его по частям и развозят по цехам. Кто пантографы ремонтирует, кто тормозную систему… А на выходе снова технологическая линия, где его опять собирают, проверяют и выпускают. И вот все это оборудование надо отслеживать. Кран прослужил двадцать лет — меняют его на новый.

В те годы деньги у предприятий были, а вот найти и достать необходимое оборудование порой было непросто. Делали заявки в Москву, ездили их защищать, часто напрямую работали с заводами — заключали договоры поставки. Зинаида Александровна припоминает случай, когда с большим трудом удалось на ТЭЦ-5 раздобыть остро необходимые насосы для подкачки воды в систему отопления. Договориться о взаимовыгодном обмене на что-то другое, нужное на ТЭЦ и имевшееся у железнодорожников, удалось в самый последний момент. «Там был хороший начальник техотдела. Выручил нас, — рассказывает Титова. — Помню, мы уже ехали объект сдавать и везли с собой в вагоне эти насосы».

Сначала Зинаида Александровна была инженером по оборудованию, а потом инженером-технологом высшей категории. Работы всегда хватало. И в восьмидесятые, и в девяностые, и в переломные двухтысячные. В первый период трудовой деятельности Титовой в службе как раз шла электрификация среднесибирского хода — электрифицировали пути и под эту технологию строили цеха.

— Мы делали на Алтайской ТР-1 цех периодического ремонта, на ТР-3 — цех подъемочного ремонта, котельную, бытовой корпус… В Камне-на-Оби-2 строили две пескосушильных башни, на Называевской вводили ПТОЛ — пункт технического осмотра локомотивов. Это крупные объекты. Но также постоянно происходил текущий или капитальный ремонт разных объектов, — рассказывает наша героиня.

Начальником службы локомотивного хозяйства, когда Зинаида Александровна пришла работать в управление дороги, был Владимир Маркович Кравцов. Но больше всего ей выпало трудиться под руководством Ивана Григорьевича Камнева.

— Он у нас был начальником службы шестнадцать лет. Главный инженер у него был Фёдор Тимофеевич Костюк, а начальник технического отдела — Виктор Михайлович Бойчук. Все они плюс Ирина Львовна Прохорова — мои наставники. О каждом могу говорить в превосходной степени. Умницы, настоящие профессионалы! По характеру — разные. Вот Виктор Михайлович Бойчук как руководитель был горячий, можно сказать, вспыльчивый. Но он и с себя так же жестко спрашивал, как и с других. В те годы люди искренне болели за дорогу, полностью отдавали себя делу… — вспоминает Зинаида Александровна Титова.

Самыми сложными, по ее словам, стали двухтысячные годы, когда началась реорганизация отрасли. Руководство часто менялось, выстраивалась новая структура. Но железнодорожники — люди, к трудностям привыкшие. В 2006 году Зинаида Александровна Титова была удостоена звания «Почетный работник Западно-Сибирской дороги». Эту награду она считает главной в своей жизни.

Династия
Не знаю, как в других династиях железнодорожников, а у Титовых само собой сложилось, что дети тоже выбрали профессии, связанные со стальной магистралью.

Семья жила на улице Владимировской, и юные Титовы ходили в восьмую школу. Дима был старшеклассником, когда в этой школе организовали профильные классы будущих железнодорожников. Он попал в первый набор. Так что вполне естественно, что по окончании школы он поступил в СГУПС на факультет «экономика и организация железнодорожного транспорта», а далее окончил еще и Высшую школу экономики. Сегодня Дмитрий Юрьевич Титов — заместитель начальника финансово-экономической службы Западно-Сибирской железной дороги.

Дочь Наталья также окончила СГУПС по специальности «инженерная защита окружающей среды». Трудовую биографию начала инженером в локомотивном ремонтном депо Инская. Сейчас Наталья Юрьевна — начальник отдела в Дирекции тяги.

Зять Зинаиды Александровны и Юрия Ивановича Титовых, Иван Викторович Петухов, тоже железнодорожник. Он учился в Омском государственном университете путей сообщения. Сегодня Иван Викторович трудится в Ремонтном локомотивном депо Инская.

Среди людей, для людей
То, что сегодня наша героиня работает заместителем председателя совета ветеранов, совсем не удивительно. Во-первых, и с председателем совета ветеранов локомотивного хозяйства Иваном Григорьевичем Камневым, и с другими коллегами по ветеранским делам ее связывают многие годы совместной работы в службе, а во вторых — эта энергичная, неунывающая женщина всегда, помимо основной профессиональной работы, занималась общественной деятельностью.

Шесть раз Зинаида Александровна избиралась председателем профсоюзного бюро службы, а позже в профкоме управления дороги много лет была председателем жилищной комиссии. Деятельность эта не только кропотливая, хлопотная, но и нервно затратная: следить за очередью на жилье, посещать нуждающихся, изучать условия их проживания, а затем коллегиально решать по справедливости, кому жилье дать в первую очередь.

О своей сегодняшней работе наша героиня говорит так:

— Наши ветераны — люди чрезвычайно ответственные, обязательные, словом, такие, какими были во времена своих трудовых будней. Это удивительное поколение, для которого государственные задачи, проблемы родной дороги всегда были на первом месте. И по сей день тоже. Наша задача — поддержать их и материально, и морально, дать почувствовать каждому, что его помнят, уважают и ценят.

Сама же она, как и всегда, хранит оптимизм, радуется успехам детей, а в минуты досуга любит послушать хорошую музыку. Лучший подарок для Зинаиды Александровны Титовой — душевная песня в исполнении Аллы Пугачёвой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: