Новосибирск -1.7 °C

Евразийская интеграция: реальные черты

15.03.2013 00:00:00

Вчера в Новосибирске открылась первая научно-практическая конференция по обсуждению проекта модельного закона о конкуренции Единого экономического пространства (ЕЭП).

Представители государственных органов исполнительной, законодательной и судебной власти от Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, межпарламентской ассамблеи, суда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также ведущие научные деятели и представители бизнес-сообщества высказывали свое мнение о единых принципах и правилах конкуренции внутри Таможенного союза.

Соблюдая принципы ответственности
Чтобы евразийская интеграция обрела реальные черты, необходимо сближение правового регулирования экономических отношений разных государств в области конкурентной политики — таково общее мнение по сути обсуждаемых проблем.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции было принято при создании Таможенного союза в 2010 году, рамки закона оно должно обрести до июля 2013 года. При этом нужно соблюсти принципы ответственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной экономической, кредитно-финансовой и социальной политики.

С 2009 года идет детальная проработка всех юридических вопросов формирования ЕЭП Казахстана, Беларуси и России. А с 1 января 2012 года начался практический этап его создания.

Разработка модельного закона о конкуренции формирует образцы будущих законодательных решений в этой сфере. Законопроектом занимаются российские специалисты.

Ступень к ЕврАзЭС
Первая конференция и последующие за ней в Беларуси, Казахстане и России призваны сформировать реальные механизмы согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, унифицированное законодательство. Национальные субъекты бизнеса получат равный доступ к инфраструктуре в каждом государстве, участвующем в ЕЭП. В перспективе сложатся единые транспортные, энергетические и информационные системы. Такова ступень к высшей ступени интеграции — ЕврАзЭС.

Эту мысль особо подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, член коллегии — министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов. Он отметил, что модельный закон должен вобрать все оправдавшие себя на практике нормы, которые есть в законах о конкуренции не только трех государств — членов ЕЭП, но и в мировой антимонопольной практике. В качестве примеров Нурлан Алдабергенов привел нормы о проведении расследований, имеющиеся в законодательстве Республики Казахстан, нормы рассмотрения дел, которые положительно проявили себя в практической деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Показательным был назван опыт Республики Беларусь, где более десяти лет успешно совмещаются в одном государственном органе функции контроля за антимонопольной и ценовой политикой.

Гармонизация национального законодательства
Анализ антимонопольного законодательства стран, лидирующих в международном рейтинге World Competition review, выявил такие специфические нормы, как выделение целей «защита прав потребителей» и «развитие инвестиционной деятельности», коллегиальность органов по принятию решений (США, Великобритания, Корея и Сингапур), и эти передовые практики тоже будут учтены. Также интересен опыт Китая, законодательство которого предусмотрело допустимость отдельных действий в период кризиса или рецессии.

Также министр отметил, что данный этап является вторым этапом в гармонизации национального законодательства сторон в области конкурентной политики. Первым было создание необходимой единой нормативной базы в сфере конкуренции.

— Когда будет подписан договор о Евразийском экономическом сообществе, этому органу будет передана исключительная компетенция в области конкурентной политики, — заключил министр.

А на основе положений модельного закона о конкуренции стороны примут Конкурентный (антимонопольный) кодекс, носящий обязательный характер (по аналогии с Таможенным кодексом Таможенного союза).

Трансграничные компетенции
В конце минувшего года уже были утверждены критерии трансграничных компетенций. В их числе — порядок подачи и рассмотрения обращений сторон по фактам ведения государственного ценового регулирования, заявлений о нарушении правил конкуренции, методика определения монопольно высоких (низких) цен, штрафных санкций и т. д.

Каких именно компаний прежде всего коснется принятое законодательство? Это крупные субъекты экономики, которые действуют на территории Таможенного союза: авиационные и железнодорожные компании, предприятия, производящие электроэнергию и другие.

На конференции некоторые докладчики, в частности, высказывались о необходимости сокращения государственного участия в предпринимательской деятельности. Обращали внимание на экспертизу модельного закона в части коррупциогенных факторов.

Первая конференция показала, что работа еще предстоит объемная и к ней будут привлекаться зарубежные эксперты. В том числе были упомянуты профильные специалисты ООН.

Что получат в конечном счете простые потребители товаров и услуг? В качестве примера была приведена практика так называемого параллельного импорта. Сейчас дилерские компании обладают исключительным правом торговли, скажем, популярной маркой автомобилей «Тойота». Если другие субъекты рынка получат такую же возможность, то, по предположениям Нурлана Алдабергенова, цена на запчасти может упасть до 50 процентов.

ТЕМА
Модельный закон — нормативный акт, принимаемый для сближения правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз Казахстана, Беларуси и России (действует с 2010 года) вырос из Евразийского экономического сообщества, созданного в 2000 году в формате пяти стран — Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Так было положено начало евразийской интеграции.

СПРАВКА
Совокупный ВВП трех стран составляет почти $2 трлн, промышленный потенциал оценивается в $600 млрд, объем выпуска продукции сельского хозяйства — порядка $112 млрд, а общий потребительский рынок — более 165 млн человек. В течение двух лет объем товарооборота Таможенного союза ежегодно прирастал на 40 процентов и достиг в 2012 году $68 млрд.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: