О чём поёт двигатель

О чём поёт двигатель
Стоимость литра бензина марки АИ-92 на АЗС Новосибирска достигла отметки в 27,5 рубля, АИ-95 — 29 рублей 50 копеек за литр. Очередное повышение в ноябре, как заявляют эксперты топливной отрасли, плановое, и связано оно с августовским увеличением оптовых цен на нефтепродукты. Именно тогда розничные цены могли резко взлететь вверх. Участники топливного рынка пошли по пути постепенного увеличения.
Рост цен на бензин и дизтопливо связан с удорожанием нефтепродуктов на оптовом рынке

Стоимость литра бензина марки АИ-92 на АЗС Новосибирска достигла отметки в 27,5 рубля, АИ-95 — 29 рублей 50 копеек за литр. Очередное повышение в ноябре, как заявляют эксперты топливной отрасли, плановое, и связано оно с августовским увеличением оптовых цен на нефтепродукты. Именно тогда розничные цены могли резко взлететь вверх. Участники топливного рынка пошли по пути постепенного увеличения.

Экономисты относят бензин к классу труднозаменимых товаров, то есть это товар не первой необходимости. Тем не менее осенние скачки цен — ежемесячно в среднем на 50 копеек за литр, а в целом, учитывая последнее, ноябрьское, повышение, на 1,5 рубля — тенденция, вызывающая озабоченность. Поскольку, судя по ежегодному приросту транспортного потока, у каждого четвертого жителя области есть автомобиль, удорожание топлива отражается на бюджете практически каждой среднестатистической новосибирской семьи.

Усилить конкуренцию
Следует заметить, что Новосибирская область по росту цен на бензин по-прежнему удерживает позиции «середняка» в Сибирском федеральном округе.

Повышение цен было ожидаемым. Региональное антимонопольное ведомство в прошлом месяце прогнозировало, что до конца года «овес для железного коня» в Новосибирске вновь подорожает. Впрочем, ажиотажа на заправках, где не перестроились на новые ценовые рельсы, не наблюдается. Хотя находятся и охотники запастись горючим впрок.

По словам Александра Ельчанинова, заместителя управления ФАС по Новосибирской области, никаких нарушений со стороны поставщиков и продавцов топлива не выявлено. Цены растут на оптовом рынке, что отражается на ситуации в розничном секторе. Факт повышения цен на бензин производителями и обоснованность действий нефтеперерабатывающих предприятий входит в компетенцию федеральных структур.

Как было заявлено на недавно состоявшейся встрече руководителей сибирских управлений антимонопольной службы, ожидается, что в ближайшем будущем оптовым нефтяным компаниям запретят заниматься розничной торговлей. Эта мера должна усилить конкуренцию и сдержать рост цен на рынке.

Портал OilCapital.ru со ссылкой на руководителя Российского топливного союза Евгения Аркушу сообщает, что на рост цены на бензин в первую очередь повлияло повышение акцизов, которые с июля 2012 года увеличились в среднем на 0,5 рубля за литр, а также начавшийся ремонт нескольких нефтеперерабатывающих предприятий. Еще одним фактором называют рост инфляции. Кроме того, по мнению Аркуши, заправщики увеличивают маржу.

К мировым стандартам
Что покажет новый год? Никто не берется давать прогнозы, но и не отрицает, что рост цен на бензин продолжится. В том числе и в связи с уходом с рынка старых марок топлива и переходом на мировые стандарты качества. В октябре на Омском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), который является основным поставщиком горючего в Новосибирскую область, открыли установку гидроочистки дизельного топлива, предназначенную для производства топлива стандарта «Евро-5». Cодержание серы в нем в 35 раз ниже по сравнению с аналогами стандарта «Евро-3». На заводе работает установка гидроочистки бензинов каталитического крекинга. С 2013 года НПЗ планирует полностью перейти на производство автомобильного бензина 4-го и 5-го классов. Логично, что бензин более высокого качества не станет дешевле.

При этом новосибирцы, как показывает дорожная ситуация, пересаживаться на общественный транспорт не собираются. Впрочем, как и на малолитражки, по примеру экономных европейцев. С одной стороны, жаль: на дорогах мегаполиса стало бы гораздо свободнее, а на улицах воздух — почище. С другой стороны, пересадить всех жителей областного центра в трамваи-автобусы-метро — задача непростая. Не только потому, что граждане не захотят лишиться комфорта, но и в том числе из-за несовершенства сети общественного транспорта. Однако ее развитие — тема для другого разговора.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юлия ЗОЛОТОВСКАЯ, президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ»:
— Сейчас большую часть оптовых поставок на рынок Новосибирской области осуществляет «Газпромнефть». Что касается розничных заправок «Роснефти», то вряд ли их появление повлияет на ситуацию, поскольку они будут располагаться в области, а не в Новосибирске, и не смогут составить большую конкуренцию. Что касается цен на бензин нового стандарта, то они не будут значительно выше, чем «Евро-2», хотя бы потому, что акцизы и производство бензина «Евро-3» обходятся дешевле.

ФАКТ
От топлива стандарта «Евро-3» в России намерены отказаться с 1 января 2015 года, от «Евро-4» — с 1 января 2016 года. К 2015 году в странах Евросоюза намечен переход на «Евро-6», который потребует соответствия новым нормам не только нефтеперерабатывающих заводов, но и автомобилей
Поделиться:
Копировать