Новосибирск 0.6 °C

Я умею. И тебя научу

18.10.2012 00:00:00
Я умею. И тебя научу
Учащиеся девяти общеобразовательных учреждений области присоединились к уникальному черепановскому образовательному проекту Захожу в черепановскую школу № 4 и понимаю: мне бы в такой хотелось учиться. Здесь девятиклассник может стать художником-мультипликатором, редактором газеты и автором собственной радиопередачи. Ребята сами руководят и участвуют в игре, моделируя свою жизнь, будущую профессию, взаимоотношения с обществом. Да и само общество. В миниатюре. И в идеале.

Учащиеся девяти общеобразовательных учреждений области присоединились к уникальному черепановскому образовательному проекту

Захожу в черепановскую школу № 4 и понимаю: мне бы в такой хотелось учиться. Здесь девятиклассник может стать художником-мультипликатором, редактором газеты и автором собственной радиопередачи. Ребята сами руководят и участвуют в игре, моделируя свою жизнь, будущую профессию, взаимоотношения с обществом. Да и само общество. В миниатюре. И в идеале.

Нормальная, даже на первый взгляд очень обычная средняя школа, каких по России десятки тысяч. Типовое здание рассчитано на 800 учеников. 35 кабинетов, мастерская, спортивный и актовый залы, музей, библиотека, столовая. Из нового времени — кабинеты психологии, информатики. Из последних новостей: созданы две группы для дошколят с чудной мебелью и новыми, оборудованными по новейшим стандартам игровыми площадками на свежем воздухе. Мини-детский сад, по словам директора школы Геннадия Лихоманова, принял в этом году 40 малышей.
Но школа, которая остается в сердце, — это не стены, не новые окна и сенсорные доски, а что-то такое, чего нельзя потрогать руками.

Пилотирующее детство
Да, нынешнее поколение учеников изъясняется на языке, который мы постигали в институте. Но дети были и остаются детьми, а главным инструментом познания мира была и будет игра. В школе она может сводиться к однообразной и скучной роли «хорошего/плохого ученика», а может представить одного школьника в разных амплуа. Таня Шевченко — прилежная ученица, она же — инструктор в мастерской по созданию мультфильмов. Сама набирает команду единомышленников, сама и руководит ею. Какие уж тут прогулы или двойки в дневнике, когда у тебя такая важная миссия и авторитет?! Ангелина Перова, Влад Филькин, Василина Чёшева, Елизавета Лярих — тоже инструкторы. Десятиклассница Лиза мечтает стать археологом, а пока выпускает вместе с Василиной газету, роется в старинных подшивках газет и словарях в поисках интересных фактов из истории района и родного города Черепаново.

На самом деле дети обладают потрясающей способностью к самоорганизации. Этот факт лег в основу интересного проекта «Школа детей для детей», пилот которого опробовали на базе черепановской школы, и в качестве муниципального внедрили и практикуют в девяти учебных заведениях района, а также в гимназии № 3 Академгородка. В ближайшее время к проекту присоединятся еще пять школ.

На волне позитива
Суть проекта, — говорит его автор Марина ЧЁШЕВА, методист Межшкольного информационно-методического центра Черепановского района, — в том, что детей учат сами дети. Всему интересному и полезному, что умеют и чем сами увлечены.

— Никто никому не дает поручений — спортивный ли праздник организовать или дискотеку, — говорит Марина Николаевна. — Каждый из детей сам заявляется на ту степень ответственности, с которой, как он уверен на 100 процентов, справится. В основе любого дела лежат позитивные отношения. Если нет хороших отношений друг с другом, дело не получится.

Вот и еще один развивающий аспект — коммуникативный. Один школьник отвечает за проведение дискотек, другой — за выпуск школьной газеты. Свои планы и дела ребята выносят на всеобщее обсуждение в радионовостях. Два диктора — мальчик и девочка — сообщают о последних событиях в школе, а через музыкальную паузу рассказывают друг другу анекдоты. Сверстникам нравится. Программы идут в записи. Пока. В перспективе, конечно, ребятам хотелось бы организовать живую радиоточку и работать в прямом эфире. На волне своей юности.

«Вы подарили мне сердце»
— Почему такой проект родился? — продолжает разговор автор «Школы детей для детей». — Что мы наблюдаем сегодня и от чего хотелось бы уберечь молодежь? От наркомании, алкоголизма, бессмысленного потребительства, безответственного отношения к окружающему миру и к себе самим. Это все звучит скучно, на канцелярском языке. Но ШДД работает! Один из участников, ученик девятого класса, признался однажды: вы подарили мне второе сердце. Парень состоял в группировке негативного толка и искренне считал, что сердечность — синоним слабости. Школа изменила его взгляды.

В одном из разделов проекта на сайте районного межшкольного информационно-методического центра знакомимся с материалами «Звездных академий» (школы инструкторов), которые ШДД проводит летом и зимой для обмена опытом по самоорганизации детского сообщества между школами — участниками проекта.

— Почему звездных? — объясняет Марина Чёшева. — Да потому, что на них учатся зажигать звезды рядом с собой. Девиз инструктора: «Гореть, зажигая других!»

«Звездные академики» осваивают новые направления творчества: песни, танцы, вытынанки (это такие сложные картины из вырезанной бумаги). А однажды, говорят, на Звездную академию приезжала профессор из Академгородка, раскрывала сакральные тайны национальных русских игр.
Самые активные инструкторы за душевную щедрость награждаются «хрустальными жемчужинами» и «дельфинами». За три года число лауреатов достигло 25 человек.

Они моделируют свое будущее
Принцип шефства сильных над слабыми уступил место командной игре — я умею и научу тебя, а ты научишь другого. Так складывается цепочка, которая может расти до бесконечности, включая не только школьников, но и учителей, родителей, друзей и знакомых. А что главное в этой игре? Она учит душевной щедрости. Отдавая частичку своего тепла, человек получает в ответ неизмеримо больше. Это, как говорят психологи, окрыляет. До такой степени, что к проекту подключаются и родители. Мама Влада Филькина, который пишет стихи и увлекается аниме, подкинула идею: создать в школе собственный фан-клуб. А математик Татьяна Тюрина ведет косоплетение для ребят и взрослых.

Проект «Школа детей для детей» существует в стенах школы, но ими не ограничивается. Но очень уж органично вписывается ШДД в современную образовательно-воспитательную стратегию. К примеру, средняя общеобразовательная школа № 4 города Черепаново ориентирована на работу с одаренными детьми. Но, как говорит Александр Соболев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (мы с ним путешествуем из класса в класс), бездарных детей в принципе не бывает. Задача педагога в том, чтобы дать ребенку возможность проявиться — в математике или литературе, химии, живописи, музыке.

Образование должно быть ориентировано на личность, ее всестороннее развитие. Общий интеллектуальный уровень оценивается множеством параметров. ЕГЭ — только один из них. Кстати, уровень сдачи экзамена в черепановской школе № 4 нисколько не уступает городскому. Есть свои рекордсмены. Так, Яна Наседкина набрала 90 баллов по русскому языку. Но высокий балл не должен быть самоцелью.

— Мы уделяем много времени развитию креативности, — говорит Александр Егорович. — Ребята не просто выполняют на уроках исследовательские задания, они учатся искать, общаться, работать в команде, изобретать и принимать самостоятельные решения. Факт, что наши ученики участвуют и побеждают на олимпиадах и чемпионатах по различным предметам. Это, с одной стороны, гордость школы, а с другой — говорит о целеустремленности самих ребят, их уверенности в своих силах и таланте. Чему в немалой степени способствует и участие в проекте «Школа детей для детей», где они развивают свои творческие способности и лидерские качества.

В конечном итоге — моделируют свою будущую жизнь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: