Новосибирск 5.5 °C

Чувство хозяина

29.09.2012 00:00:00
Чувство хозяина
В дружную армию ветеранов дороги Александр Васильевич Подфатченко влился сравнительно недавно. Четыре года назад. Вероятно, поэтому еще не вполне адаптировался на «заслуженном отдыхе»: летом как-то отвлекают домашние дела, заботы, а зимой… Порой такая тоска по настоящему делу навалится, что хоть просись обратно или просто выходи «на прогулку» по своему бывшему участку. Не для проверки, а так… душу порадовать: убедиться, что и глаз все подмечает, и опыт и знания никуда не ушли, не растерялись…

В дружную армию ветеранов дороги Александр Васильевич Подфатченко влился сравнительно недавно. Четыре года назад. Вероятно, поэтому еще не вполне адаптировался на «заслуженном отдыхе»: летом как-то отвлекают домашние дела, заботы, а зимой… Порой такая тоска по настоящему делу навалится, что хоть просись обратно или просто выходи «на прогулку» по своему бывшему участку. Не для проверки, а так… душу порадовать: убедиться, что и глаз все подмечает, и опыт и знания никуда не ушли, не растерялись…

На Западно-Сибирской дороге Александр Подфатченко отработал тридцать один год. Признавался лучшим в профессии на сети дорог. Удостоился высшей награды отрасли — знака «Почетному железнодорожнику». А сегодня здесь трудится его сын Евгений. И тоже — путеец.

Детство в Гораденке
Жизненная дорога не сразу привела нашего героя на дорогу железную. Родившись в деревеньке с лиричным и немного смешным названием Гораденка, Саша рос обычным сельским пареньком: помогал родителям, рано начал трудиться… Василий Григорьевич и Екатерина Васильевна Подфатченко были крестьянами. Папа работал трактористом в местном колхозе «Рассвет». Сашка родился в пятьдесят третьем, его сестра Надя была на четыре года моложе.

Класса с шестого местные мальчишки в летнюю страду уже всерьез начинали помогать родному колхозу.

— Наша деревенька была «богатая»: птичник, пчельник, курятник, свинарник, пара телятников, сад... Сама-то она не очень большая — на сто пятьдесят дворов, а хозяйство вела приличное. Мы с пацанами на сенокосе помогали, на зиму силос для скота заготавливали: ездили с грузовыми машинами, помогали трамбовать, — вспоминает Александр Васильевич.

В Гораденке имелась лишь начальная школа, а дальше школярам надо было продолжать учебу в соседнем селе Константиновке. По утрам ребят собирали и везли на учебу то на машине, то на тракторе. А в сильные метели даже на гусеничном тракторе, который единственный мог пробиться через снежные заносы. Зато по весне, когда подсыхали основные лужи, и до поздней осени пацаны гоняли на учебу сами — на велосипедах.

После восьмого класса Сашка решил немного поработать в колхозе, а следующим летом они с приятелем поехали поступать в Барабинское железнодорожное училище. Неожиданно для себя Александр «срезался» на медкомиссии. Оказалось, что детские простуды перешли в хроническое заболевание уха. Разочарованный, он вернулся домой, но не сник. Выучился в ДОСААФ на шофера, стал работать. А там и служба в армии подоспела.

Служить Александру выпало в части, обслуживающей самолеты, что вполне соответствовало его характеру и тяге к технике, так что через пару лет он вернулся домой не только повзрослевшим, но и более мастеровым.

После армии
Как и многим молодым людям, Александру хотелось вырваться из деревни, но в те годы это сделать удавалось не всем. Председатель колхоза Воронков как мудрый руководитель молодые и крепкие кадры терять не хотел, и тогда пришлось пойти на хитрость. Дядя нашего героя, проживавший в Татарске, обратился с просьбой посодействовать к знакомому, занимавшему высокий пост в районном управлении милиции. Тот помочь согласился. А узнав, что парень-то неплохой шофер, предложил ему работу… в милиции. Это было предложение, от которого невозможно отказаться.

— Два с половиной года я в дежурной части отработал. По вызовам ездил… А потом еще полтора года в уголовном розыске. Работа как работа, но, честно говоря, платили там мало. У меня все родственники трудились на железной дороге и, когда встречались, все время говорили: «Переходи к нам! Что там твоя зарплата — 89 рублей? У нас монтер пути сто шестьдесят получает», — вспоминает с улыбкой Александр Васильевич.

И вот в семьдесят седьмом году Подфатченко сменил все-таки баранку автомобиля на нехитрый инструмент путейцев.

— Мне раньше казалось: что там сложного на железной дороге?! Чего там особенно знать: два рельса да шпалы. Бери лапу да железный молоток и работай! Как тот цыган говорил: «Хорошо на железной дороге! Как ни посмотришь в окно поезда — они все в сторонке стоят, покуривают», — смеется Александр Васильевич. — А уж потом, когда с головой окунулся в эти миллиметры, допуски…

Он с уважением и благодарностью вспоминает своих первых наставников и учителей на железной дороге. Начальником Татарской дистанции пути в то время был Виктор Андреевич Труш, мастером, под руководством которого довелось начинать Подфатченко, Владимир Никитич Ветчинкин, а непосредственным его руководителем стал бригадир Владимир Семёнович Солуянов.

— Владимир Семёнович — требовательный, строгий. Но при этом очень открытый, доброжелательный к новичкам человек. Все расскажет, подскажет…

Поначалу молодому путейцу приходилось тяжело. Как сам признается, приходил домой и падал: мышцы ныли и болели. Что касается работы на улице и в дождь и в стужу, то как раз это его не пугало — не мерзлявый, закаленный. А вот к физическим нагрузкам пришлось привыкать.

Даже сегодня ручного труда на железной дороге хватает, хоть и пришла умная техника в помощь: машины, которые выправляют, подбивают. К слову, каждое поколение путейцев, по меткому замечанию нашего героя, считает свое время особенно трудным. Думая, что уж молодому-то поколению полегче приходится. Но всем тяжело по-своему.

— Сейчас путь бесстыковой, поэтому полегче — не так разбивается. А вообще, путь содержать — работы много. Придешь к молодым пообщаться, о работе поговорить, а им некогда, все время при деле. И по-прежнему в ходу молоток, лопата да лапа, — говорит Александр Васильевич.

Этапы пути
Он становился крепким практиком. Недостаток теоретической базы ликвидировал по ходу дела. В бригаде постоянно проходили инструктажи, занятия, на которых опытные специалисты делились знаниями с новичками.

— Владимир Семёнович Солуянов мне доверял. Я еще монтером пути работал, он частенько назначал меня старшим в бригаде. То есть я руководил процессом подготовки перешивки пути или сменой подкладок. А непосредственно перешивкой уже бригадир командовал. Солуянов всегда подсказывал, тонкости разные объяснял, в деталях учил, как путь выправлять, — говорит Подфатченко.

Александр вскоре стал старшим путевым рабочим, затем бригадиром, помощником дорожного мастера. Но главной его должностью на железной дороге стала работа мастера. Ее он любил и о ней вспоминает с особой теплотой. На мой вопрос: «А если бы все-таки сложилось и вы поступили в железнодорожное училище, кем бы стали?» — смеется и с мальчишеским задором в глазах отвечает: «Конечно, машинистом! Но я не жалею о том, как моя жизнь сложилась. Главное ведь — найти дело по душе и трудиться на совесть».

Кстати, об учебе. Когда настали другие времена и «крепких практиков» потеснили молодые грамотные кадры, Подфатченко заочно окончил Новосибирский железнодорожный техникум. В зачетке всего пара четверок, остальные пятерки. Мог и на красный диплом сдать, но посчитал несолидным — его и так уже знали и ценили как профессионала. Словом, не в пятерках дело, а в том, как твой коллектив путь содержит.

— У нас же путь оценивается в баллах. Вагон-путеизмеритель ходит, оценивает путь: отличное, хорошее или удовлетворительное состояние, — рассказывает Александр Васильевич. — Я еще когда самоучкой был, все время книжки читал. Много читал — целая библиотека специальной литературы дома была. Знаю, что в плане на завтра, вечером обязательно проштудирую, во все тонкости вникну. Но и одни теоретические знания без практики тоже ничего не дадут.

Приходили на руководящие должности люди грамотные, с институтским образованием, но сталкивались на первых порах с практическими трудностями. Я уже бригадиром был, когда пришел Андрей Геннадьевич Карятин. Он только после института, а тут рельс остро контактный надо менять. Ветчинкин сказал ему: «Да не волнуйся, дежурная по станции движение перекроет, а мужики там знают, что делать» — и куда-то сам на другой участок отошел. Тот ко мне: «Я посмотрел: там такие башмаки, столько болтов… Как это можно за короткое время все вытащить и заменить?!»

И с коллективом сладить не всегда просто. Руководить сложно — к людям надо подход найти, настроить их на труд. Можно быть жестким, требовательным, но если ты плохо знаешь людей, дела не выйдет. Строгость — не главное.

Быть первыми
Дорожным мастером Александр Васильевич работал с 1984-го по 2008 год. В его ведении были — три переезда железнодорожных, станция Татарская и семь километров перегона. В подчинении — шестьдесят человек.

Сейчас Александр Васильевич уже и не вспомнит точно дату, когда его коллектив впервые выбился в передовые, потому что передовыми они были постоянно. Даже несмотря на то, что конкуренты не имели в своем ведении станции, а это значит, им не приходилось дневать и ночевать возле стрелок…

«Звание дорожного мастера первого класса второй год подряд подтверждает Александр Васильевич Подфатченко — дорожный мастер второго околотка. Возглавляемый Александром Васильевичем околоток стабильно занимает первое место среди десяти околотков дистанции. На протяжении многих лет околоток работает без браков. Отсюда и высокая заработная плата у его подчиненных. Много внимания уделяется охране труда. На околотке построен пункт обогрева в восточной горловине, оборудована комната приема пищи, активно работают уполномоченный по охране труда и общественные инспекторы», — писала газета.

— Как монтера пути заинтересовать? Только премиальной оплатой труда. У нас тарифная ставка небольшая, но за счет показателей хорошей работы мы можем заработать 180 процентов сверх. Но есть и минусы, которые могут существенно снизить зарплату. Приехали с квартальным осмотром, что-то нашли — минус. Чтобы хорошо зарабатывать, надо стабильно добросовестно трудиться...

Подфатченко признается, что всегда был строгим руководителем. Не любил, если его команду не выполняли. Дело не в амбициях, а в том, что от этого страдало дело. Как говорит сам, не дурил, а воспитывал и учил. Как рекомендуют мудрые, наказание за провинность должно быть адекватным и неотвратимым.

— Кто провинился, знал, что завтра вся планерка будет построена на этом, — пропесочат как следует. Поставлю его, стыжу-стыжу… Каждый случай «по косточкам» разберем: в чем причина, какие могут быть последствия, как не допустить… Дам ему слово, чтобы объяснил произошедшее. Да еще кто-нибудь прокомментирует… Вот это и есть воспитательная работа. Надо еще учитывать особенность восьмидесятых годов: кто тогда шел работать в путевое хозяйство? Те, кого отовсюду гнали.

Я мастером стал — у меня в подчинении большинство «синие» были… Но они меня уважали за справедливость. Мы договорились на первой же планерке: если кого-то увидел нетрезвым, сразу отстраняю от работы. То есть не иду в дистанцию, не пишу бумагу, не жалуюсь начальству… А отстранение — это сразу лишение ста процентов премии. Двадцать рублей премии — тогда это же деньги были! На аванс в сорок рублей мы жили полмесяца… И все четко усвоили: пришел пьяный — потерял в деньгах.

А потом, с началом перестройки, когда безработица в стране началась, пришли люди из других сфер, серьезные, с образованием, и выбор появился, стали дорожить рабочим местом. И сейчас та же картина — есть выбор. Молодые ребята стали приходить, сразу после армии. Временно год-два работают, чтобы только попасть в постоянный штат. Это при том, что временные получают в три раза меньше, чем постоянные работники (сейчас зарплата монтера пути — 18 — 20 тысяч), но люди знают, ради чего они это делают, — рассказывает Александр Васильевич.

Возглавляемый Подфатченко околоток был первым не только в соцсоревновании, но и в опробовании разных новых форм организации труда, новой техники. Все, что на дистанции внедрялось, сначала пробовалось на околотке Подфатченко, а уж потом, пройдя обкатку, распространялось дальше.

И коллектив постепенно сложился стабильный. Потом уже к ним было не попасть. Люди держались за работу. Александр Васильевич убежден: человеку важен не только материальный, но и моральный стимул. Деньги — это еще не все. Приятно себя чувствовать полноправным членом дружной и уважаемой команды.

Быть неравнодушными
Главное, что он старался прививать в своем коллективе, — это чувство хозяина. То есть радение за общее дело и ответственность за него. Поскольку был убежден, что только если каждый будет так относиться к работе, тогда и коллектив сложится, и результат труда будет.

— Я приучал коллектив, чтобы каждый вел себя как хозяин. Вот ты работаешь, и если ты ушел с этого места, все должно остаться в полном порядке, как дома. И если идешь по пути, видишь: где-то болтик слабый или еще что-то, — или сам поправь, или, если у тебя нет с собой ключа, приди и подскажи другому. Но обязательно нужно исправить. Пусть мы задержимся, что-то переделаем, но это лучше, чем если ты промолчишь, заметив неисправность, а потом что-то случится. Каждый должен быть хозяином на своем участке, чувствовать: это мое! А не так, что пришел тут отработать положенные часы, а остальное меня не волнует…

Такое отношение к делу в доперестроечное время поддерживалось всей идеологией государства: общими задачами, планами пятилеток, соцсоревнованием, чествованием лучших, премиями… Потом общество изменилось, на первый план вышла идеология компании, профессионального сообщества железнодорожников, которое и сегодня организует соревнование между коллективами, чествует лучших тружеников, совершенствует систему оплаты труда, стимулируя людей добросовестно относиться к делу, проявлять инициативу и рационализаторскую мысль.

В «копилке» Подфатченко много наград и званий: неоднократный победитель соцсоревнования, лучший по профессии. Трудовая книжка пестрит благодарностями за внедрение новой техники, за выполнение соцобязательств, за успешный труд, за рационализаторство и т. д. В 1988 году Александру Васильевичу был вручен знак «За безопасное движение поездов», в 1994-м — именные часы министра путей сообщения Геннадия Матвеевича Фадеева, в 1996-м — знак «Почетному железнодорожнику», а через год — знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте — 20 лет».

— Как можно столько лет работать совсем без брака? В чем секрет? В ответственности людей? — спрашиваю его.

— Ответственность — прежде всего, и второе — контроль за состоянием пути. Постоянно ходить с осмотром, шаблоном мерить, вовремя выявлять неисправности и устранять их. А контроль зависит прежде всего от дорожного мастера и бригадира пути.

Кстати, о чувстве хозяина. У доброго мастера не только дело спорится, но и вокруг порядок: все прибрано, все по местам, приятно полюбоваться. Александр Васильевич с гордостью отмечает, что на его родной Татарской даже ранней весной, когда снег только сойдет, но не просохнут лужи и еще далек субботник, уже полный порядок: местным жителям в радость, приезжим на удивление.

— Где можно с удовольствием пройтись, прогуляться, на красоту полюбоваться? По железной дороге! Все аккуратно: ни спичка, ни фантик, ни железяка какая-нибудь не валяются, все прибрано, покрашено. Приезжие всегда удивляются: «Ой, как у вас тут красиво!» — с улыбкой говорит Александр Васильевич.

Вспоминает, как однажды в молодости поехал в Эстонию и поразился, как резко поменялась картина за окном прямо от пограничного столба: ни соринки, здания все аккуратные, веселенькой краской выкрашены, ни копоти, ни грязи, ни серости, привычной для тех лет. А теперь, говорит, и на нашей дороге такой же порядок.

— Не зря мы первые места по сети дорог много лет держим. Все это — целенаправленная работа руководства дороги. Александр Витальевич Целько этому уделяет большое внимание, а до него — Владимир Иванович Старостенко. Сначала путь привели в порядок, здания, затем полосу отвода, чтобы человек, который едет в поезде, любовался на сибирские красоты, а не беспорядок видел. И, конечно, наша дорога отличается от других дорог. Все, кто едет с запада на восток или с востока на запад, это непременно отмечают, — говорит Подфатченко.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: