Новосибирск 9.7 °C

Сибирский Фрэнк Синатра

15.08.2012 00:00:00
Сибирский Фрэнк Синатра
В эти августовские дни многие, кто знал этого замечательного музыканта, вспомнят его добрым словом и с грустью отметят, что с его уходом джазовая, да вообще вся эстрада Новосибирска осиротела. Большое видится на расстоянии, сказал поэт, и с каждым годом личность Петра Ржаницына удаляется, но не затушевывается во времени, а кристаллизуется, что ли: он вспоминается как человек колоссального обаяния, как выдающийся музыкант с прекрасным голосом, неповторимым тембром и удивительной манерой пения.

Музыкант Пётр Ржаницын был талантлив во всем — таким его помнят новосибирцы

В эти августовские дни многие, кто знал этого замечательного музыканта, вспомнят его добрым словом и с грустью отметят, что с его уходом джазовая, да вообще вся эстрада Новосибирска осиротела. Большое видится на расстоянии, сказал поэт, и с каждым годом личность Петра Ржаницына удаляется, но не затушевывается во времени, а кристаллизуется, что ли: он вспоминается как человек колоссального обаяния, как выдающийся музыкант с прекрасным голосом, неповторимым тембром и удивительной манерой пения.

Даешь джаз!
Многие годы мне довелось знать довольно близко этого самородка. Никогда не забуду, как в начале 70-х в кафе «Эврика» мы увидели и услышали замечательный квартет молодых музыкантов, среди которых выделялся солист со своеобычной манерой исполнения и безукоризненным музыкальным вкусом. Пётр буквально влетел в обойму лучших джазовых музыкантов, а в то время были настоящие, высочайшего уровня исполнители. Да было и для кого играть: молодежная аудитория буквально кипела страстями: джаз, битлы, рок — это все было настолько свежо, молодо, задорно, что попасть в любое кафе, ресторан, особенно когда играл джазовый квартет Петра Ржаницына, было совсем не просто. За кажущейся легкостью, с какой этот молодой и еще далеко не опытный музыкант завоевывал авторитет среди своих коллег, на самом деле скрывались занятия басовым репертуаром, поиски новых возможностей инструмента и чтение зарубежной музыкальной литературы.

Особенно близок был ему выдающийся американский певец Фрэнк Синатра. Пётр мог часами слушать, запоминать, исполнять для себя полюбившиеся шлягеры Фрэнка, и очень скоро ему удалось приблизиться к великому мэтру настолько, что в своей среде его стали называть сибирским Синатрой. Он пел и играл всегда с полной отдачей, как в последний раз. Глубина, искренность исполнения и желание порадовать слушателей всегда заканчивались для него бурными аплодисментами. Пётр старался выдать все по полной программе и никогда не мог позволить себе в игре даже малейшей небрежности. Всегда был собран, всегда находился в абсолютной власти исполняемой музыки. Он творил на эстраде праздник. Там, где играл Пётр, неизменно были аншлаги и полная гармония слушателей и музыкантов.

Жизнь без врагов
Пётр обычно был немногословен, всегда внимательно выслушивал собеседника до конца, не перебивал, и его комментарии по обсуждаемой теме были не только лаконичны, но и всегда ложились в тему. В ремарках отражались глубина мысли и знание предмета разговора. Чаще всего беседы были о музыке. Пётр всегда говорил очень открыто, не скрывая от собеседника ничего. И это качество он пронес по жизни.

У него не было врагов. Он никогда не вступал в дискуссии, был до педантизма скуп в своих эмоциях, не старался никого перестроить, вместе с тем был очень независимым и гордым. В быту — неприхотлив. Его не особенно волновали материальные ценности, он никогда не хотел иметь машину или дорогую одежду. Но в вопросах музыкальных он был чрезвычайно разборчив: всегда у него были лучшие инструменты, микрофоны, струны — он не терпел даже средней планки, когда дело касалось главного в его жизни — музыки.

Надо полагать, что в основе всех этих замечательных качеств Петра были воспитание, внутренняя культура и нежелание причинить даже малейшей неприятности человеку. По этим же причинам он легко пропускал через себя потоки информации, отсеивая все лишнее, не оставляя в себе.

Вера в свой дар
У него был стержень — огромная вера в себя, в свой дар музыкальности. Его уважали, ценили, любили тысячи людей, он был безусловным баловнем и всеобщим любимцем. Участник множества фестивалей различных уровней, он переиграл со всеми звездами не только нашего бывшего Союза. Многих известнейших зарубежных исполнителей знал лично и со многими поддерживал творческие и дружеские отношения.

Он всегда был в труде: занят разучиванием нового репертуара, новых тем, мелодий. Он умудрялся находить и запоминать редчайшие и уникальные вещи. В своем постижении творческих вершин он удивительно мог влиять на людей и обстоятельства. Ему всегда чего-то не хватало, и он всю жизнь стремился к совершенству, открывая что-то новое. Незадолго до ухода Пётр занимался воплощением своего грандиозного замысла — воссозданием цикла концертов, посвященных вокалу The Beatles. К сожалению, ему удалась только небольшая часть задуманного — несколько концертов, посвященных творчеству Джорджа Харрисона, которые проходили при аншлаге, под мощным воздействием лирики замечательного исполнения. Память об этих выступлениях у музыкантов и слушателей живет до сих пор.

Незадолго до своей трагической кончины Петру удалось создать совершенно триумфальный квартет. Это были две гитары плюс его гитара-бас и вокал, а также перкуссия. Вообще он все делал основательно, талантливо, все его проекты были на редкость высокохудожественными и профессиональными.

Ушел он в полном расцвете сил — ему было 54 года. Пётр Ржаницын прожил яркую и красивую жизнь. Пусть его неповторимый голос звучит для нас долгие годы на недосягаемой высоте. Творчество этого уникального человека, музыканта, нашего земляка останется одной из самых ярких страниц в истории Новосибирска.

МУЗЫКАНТЕ
Пётр «Петруччио» Ржаницын родился в 1949 году. С семи лет обучался игре на скрипке. В 1968 году Пётр окончил школу-десятилетку при Новосибирской государственной консерватории по классу скрипичного альта у известного педагога Л.М. Сквирского. Благодаря прекрасной музыкальной подготовке и эрудиции самостоятельно освоил бас-гитару и домру. В 1971 году был принят в оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. Работая в оркестре, Пётр увлекся джазом. Играл со многими известными музыкантами. В 1995 году Пётр создал первый в Сибири концертный коллектив «Сибирский джазовый проект». В 1996 году «Проект» был приглашен на международный фестиваль в Дрезден, где его высокое исполнительское мастерство было отмечено прессой и признано значительным вкладом в развитие нового джазового направления. Последовавшие за этим проекты Ржаницына также очень высоко оценены музыкальным сообществом. Яркая жизнь музыканта внезапно оборвалась. Ему было всего 54 года.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: