Новосибирск 0.4 °C

Переступить через себя и сделать в небо шаг

26.07.2012 00:00:00
Переступить через себя и сделать в небо шаг
Если дорога ввысь перекрыта множеством барьеров, то по лестнице в небо нужно продвигаться собственными силами и рассчитывать только на самого себя. Именно этого правила придерживается Леонид Иванов, 21-летний предприниматель из села Усть-Тарка Новосибирской области. А началась его летная эпопея, как это обычно бывает: в детстве, подобно многим мальчишкам, Лёня внезапно заболел небом. «Болезнь» прогрессировала, лишь усугубляя со временем тягу к высоте. И, ничуть не сомневаясь в своем выборе, сразу по окончании девятого класса он прямиком направился в летное училище. Первая попытка закончилась полной неудачей: оказался непригоден по состоянию здоровья.

Жить молодежи на селе совсем не скучно, когда находишь дело по душе. «Летающий человек» из Усть-Тарки доказал это на своем примере

Если дорога ввысь перекрыта множеством барьеров, то по лестнице в небо нужно продвигаться собственными силами и рассчитывать только на самого себя. Именно этого правила придерживается Леонид Иванов, 21-летний предприниматель из села Усть-Тарка Новосибирской области.

Сто раз облом, на сто первый — подъем
А началась его летная эпопея, как это обычно бывает: в детстве, подобно многим мальчишкам, Лёня внезапно заболел небом. «Болезнь» прогрессировала, лишь усугубляя со временем тягу к высоте. И, ничуть не сомневаясь в своем выборе, сразу по окончании девятого класса он прямиком направился в летное училище. Первая попытка закончилась полной неудачей: оказался непригоден по состоянию здоровья. Но Леонид не отступил — через два года подал документы в Новосибирский государственный технический университет, где отучился один курс. За это время «подтянул» здоровье до уровня, который обычно при наборе на армейскую службу вполне устраивает призывную комиссию. В этот же год снова рискнул отправиться в летное, и снова потерпел поражение. Через год — опять полный крах, на этот раз окончательный. Возраст, пусть еще совсем молодой, внес-таки свои коррективы: в летчики берут учить только граждан до 21 года. Время ушло. Не ушло лишь стремление поскорее попасть в туда, где рождаются облака.

Парень принялся искать альтернативные пути в небо. Пошел учиться в Новосибирский учебный авиацентр (НУАЦ). Сначала освоил прыжки с парашютом, затем — искусство управления самолетом. За то время, что провел в центре, совершил не один десяток прыжков, выучился водить АН-12, даже прошел практику пилотирования. В Новосибирске встретил сподвижников, которые, как и он, болели небом, но имели свой способ к нему приблизиться. Этот способ назывался дельтаплан. И ребята с готовностью поведали новому другу, как можно покорить небеса с помощью брезента и тросов. Леонид слушал, смотрел и все больше входил во вкус — буквально пил большими глотками облака, наслаждался тугими струями ветра в лицо, небывалым ощущением парения. Конечно, после такого мастер-класса он загорелся желанием приобрести для себя подобный летательный аппарат.

И понеслось: клеванты, стропы, ветер…
Дорога до Санкт-Петербурга, где ему за 60 тысяч рублей пообещали подержанный дельтаплан с двигателем от снегохода «Буран», и обратно заняла шесть дней. Пара недель на освоение замысловатой конструкции, и вот — первый полет. В этот день зевак, желающих посмотреть, как односельчанин взмывает к облакам, собралось не слишком много, в основном это были друзья и отец Леонида.

— Эмоции, конечно, непередаваемые, — вспоминает свой первый шаг в небо наш энтузиаст. — В основном нравилось лететь на бреющем полете, невысоко от земли. И ощущения круче, и чувство движения есть. А когда взмываешь на высоту более километра, пропадает видимость полета. Будто бы на месте висишь.

Совершив несколько десятков вылетов за пределы земли, Леонид знакомится с новосибирцем Андреем Курининым — опытным парапланеристом (в его послужном списке — полет на Белуху и путешествие по воздуху над Гималаями на высоте более 6 000 метров). Именно он посоветовал ему с дельтаплана пересесть на параплан.

— Вот увидишь, — говорил он, — ощущения совершенно другие, и чувство свободного полета намного острее.

Лёня тут же последовал совету старшего друга: продал дельтаплан, взял два кредита. Пришлось влезть в долги, но заветный агрегат все-таки приобрел. В 120 тысяч рублей обошлась ранцевая моторная установка производства Италии и в 30 тысяч — сам параплан (не путать с парашютом) площадью 32 квадратных метра. Чем меньше крыло, тем больше скорость. Пришлось, конечно заменить стропы, кое-что переделать, но теперь конструкция была полностью безопасна и одобрена Андреем Курининым. Ежедневные полеты на мотопараплане над родным селом стали вызывать бурю эмоций у жителей всех поколений и бешеную реакцию собак, которые, перебивая друг друга, тявкали на неведомое существо, неизвестно как болтающееся в небе. Время для таких полетов Леонид выбирал всегда ближе к вечеру, когда от земли шло насыщенное испарение: присутствовала в определенной степени турбулентность и дул слабый ветерок, который помогал беззаботно повисать и двигаться над землей.

— Такая погода располагает к полетам, — признается Леонид, — и я бросаю все дела, загружаю в машину летательный аппарат, мчусь на окраину села, быстро цепляю за спину ранец с двигателем. А дальше все получается как во сне: запускаю двигатель, клевантами (это руль) подбираю оптимальный режим, беру стропы в руки и делаю несколько шагов... Параплан резко взмывает вверх. Здесь главное не упустить управление, не завалить крыло, тогда все пойдет как надо. И, несясь по тугим струям воздуха со скоростью 40 километров в час, просто выключаешь сознание. Иначе нельзя: если все время думать о том, что ты на высоте, в любую минуту можешь рухнуть вниз. Наслаждаешься свежим ветром в лицо, несущимся под ногами зеленым лугом, перистыми облаками, так пытливо смотрящими на меня с высоты, и радость переполняет сердце! Это намного лучше любого наркотика, лучше любого драйва — осознание того, что тебя с землей разделяет пара сотен метров и натянутая над головой капроновая ткань, которой ты доверил свою жизнь.

Единство и борьба дают движение
По словам Леонида, все же страшно становится при попадании в турбулентность: потоки нисходящего воздуха бьют в крыло и параплан начинает раскачиваться из стороны в сторону.

— Тебя трясет, качает и бросает, — продолжает наш доблестный экспериментатор, — сердце просто ухает в воздушные ямы! Небо тебе действительно за это время с овчинку покажется, вся недолгая жизнь пролетит перед глазами. А когда болтанка прекратится, все снова хорошо. Еще страшит такой момент: летишь над лесом, и вдруг отказывает моторная установка или кончается бензин. В этом случае приходится делать вынужденную посадку прямо на кроны деревьев: только успевай лицо закрывать от несущихся на тебя веток. Андрей Куринин в свое время, пока летал на мотопараплане, за одно лето восемь раз сталкивался с ситуацией, когда у него отказывал двигатель. Также делал вынужденные посадки на лес, приходилось висеть на деревьях. К счастью, все обходилось удачно.

Каждый раз, поднимаясь в небо, Леонид чувствует: душа реально уходит в пятки. Дело в том, что в действительности он… панически боится высоты. Да, с одной стороны, небо манит, не хочет отпускать, настырно воспроизводя в памяти все детские грезы. А с другой… Пример извечного единства и борьбы противоположностей: непреодолимая тяга и страх, который дал о себе знать в процессе постижения мечты.

— По-прежнему хочу летать, но к высоте никак не могу привыкнуть, — признается мой собеседник.

И, стараясь не подчеркивать, что жутко боится, подавляя панику, он вновь натягивает лямки ранца, закидывает тяжелый двигатель на спину, берет в руки стропы и — с виду совершенно уверенно! — идет на взлет…

ФАКТ
Первые планеристы появились в 70-е годы ХХ века. Группа парашютистов решила попробовать, предварительно наполнив воздухом купола, взлететь с горы при помощи всем известных парашютов. Эксперимент прошел удачно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: