Новосибирск 1.2 °C

Кого пугают новые стандарты?

14.07.2012 00:00:00
Кого пугают новые стандарты?
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в школе — процесс постепенный, но отнюдь не безболезненный. Начальная школа пережила его в 2011 году — учителя готовились к переходу задолго до 1 сентября. С нового учебного года учиться по-новому начнут новобранцы среднего образовательного звена — пятиклассники. Правда, пока не во всех школах. Судя по страстям, которые разгораются в столичной педагогической среде, сами учителя к переменам относятся по-разному. Родители, «плавающие» в подобных вопросах, немного паникуют: все новое всегда пугает.

С нового учебного года пятиклассники 104 школ области начнут учиться по новым образовательным стандартам

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в школе — процесс постепенный, но отнюдь не безболезненный. Начальная школа пережила его в 2011 году — учителя готовились к переходу задолго до 1 сентября. С нового учебного года учиться по-новому начнут новобранцы среднего образовательного звена — пятиклассники. Правда, пока не во всех школах.

Судя по страстям, которые разгораются в столичной педагогической среде, сами учителя к переменам относятся по-разному. Родители, «плавающие» в подобных вопросах, немного паникуют: все новое всегда пугает.

Главное — развитие личности
Мы созвонились с руководством передовых школ Новосибирской области, включенных в список регионального Минобрнауки в числе 104 «готовых с 1 сентября 2012 года к переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в пятых классах». Но давать какие-то оценки процессу директора школ пока не торопятся. Галина Теплова, возглавляющая педагогический коллектив Краснообской средней общеобразовательной школы № 1, посоветовала вернуться к теме в конце августа.

По мнению специалистов, в заявленных 104 школах уже создана соответствующая база для перехода на новые стандарты преподавания в пятых классах. Наши учителя-предметники также не выказывают особой тревоги в связи с предстоящим учебным годом по новому ФГОС.

— В принципе, мы готовы, — говорит Оксана Штангауэр, учитель русского языка и литературы Кудряшовской средней школы № 25 Новосибирского района. — Главное, что меняется, это переход от репродуктивного метода преподавания предмета, когда учитель учит, а роль школьника сводится к «проглатыванию» знаний, к учебно-исследовательской работе, когда ученик сам добывает знания, а педагог помогает ему. И в этом нет ничего противоестественного, ведь дети по своей природе — исследователи, они тянутся к познанию мира. И удовлетворение от такого познавательного интереса, развитие способностей, личности в целом — одна из задач нового ФГОС.

Обладающему соответствующей квалификацией педагогу действительно не столько сложно, сколько интересно работать в таких условиях. Учитель объявляет тему урока: «Кровь». Где мы найдем ответы на наши вопросы? «В Интернете», — говорит один ученик. «В словаре юного биолога», — говорит другой. А что пишет наш учебник? И дети ищут ответы по группам и поочередно презентуют полученные результаты. И тут-то даже самые слабенькие ученики включаются в процесс поиска знаний.

Ежегодно областной конкурс «Учитель года» раскрывает нам новые имена педагогов-новаторов, сторонников развития детей не только в учебном, но и в творческом направлении. С такими учителями процесс перехода на новые образовательные рельсы не кажется утопическим. И тем более катастрофическим.

Как показывает опыт, в Новосибирской области к внедрению любых прогрессивных новшеств относятся с пониманием. И часто именно наш регион выступает с подобными инициативами. Так, отбор одаренных ребят по отдельным направлениям со времен академика Лаврентьева практикуется в Новосибирске. В сельских школах учителя разрабатывают и ведут региональные компоненты — оригинальные, интересные, полезные.

Повод для политических спекуляций
Основной довод, который приводят противники перемен, — снижение уровня знаний и качества образования, хотя, вообще-то, введение новых стандартов и модернизация отрасли ставят задачи прямо противоположные. Глупо полагать, что кто-то сегодня заинтересован в воспроизводстве школой недалеких, необразованных, интеллектуально недееспособных граждан.

Бюджет системы образования в Новосибирской области увеличивается. В этом году он вырос на 35 процентов к объему 2011 года. Цель очевидна. Ирина Мануйлова, депутат Государственной думы, уверена, что государство нацелено на сохранение единого образовательного пространства для того, чтобы из школы выходил эрудированный молодой человек, способный ориентироваться в современном мире, в том числе и в наиболее востребованных профессиях.

— Это работа с большим заделом на будущее, в котором ученик нового формата еще со школьной скамьи будет всерьез задумываться о выборе профессии, построении карьеры, собственной социальной нише.

Неоспорим факт, что такую свежую тему, как внедрение образовательных стандартов, которую столь активно обсуждают в нашем обществе, непременно захотят использовать в качестве горячего повода для политических спекуляций. Это мы тоже проходили.

Пока взрослые копья ломают, школьники уже в 9-м классе защищают научные работы. Так что через некоторое время страсти улягутся. А дети подхватят неподъемные ранцы и 1 сентября отправятся на уроки.

МНЕНИЕ
Ольга КАРАБАНОВА, специалист по возрастной психологии:
— Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленных целей. В меньшей степени мы были озабочены тем, какое количество знаний по русскому языку, математике, физике получит наш ребенок. Между тем у большинства школьников сегодня есть одна большая проблема — отсутствие мотивации к учебе. Раньше полагали, что, если ребенку неинтересно, это — проблема родителей. Теперь школа должна будет так организовать урок, чтобы ребенку было интересно, чтобы он осознал, зачем сюда пришел, подумал, что делать с полученными знаниями, как зависит от них его дальнейшая жизнь. И ответственность за эффективность учебы несет теперь не только учащийся (а именно его знания все время измеряли раньше), но и школа, и семья.

КСТАТИ
Чтобы учиться было комфортнее, во всех школах региона перед началом нового учебного года будет проведен ремонт. Общестроительные работы уже идут в 1 210 учреждениях, электромонтажные, а также работы по замене и модернизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования — в 631 школе. Общий объем средств на подготовку школ к 1 сентября составит более 1,3 миллиарда рублей.

ФАКТ
Президент Российской Федерации Владимир Путин распорядился утвердить план по реорганизации вузов до мая 2013 года. Реформа предполагает присоединение слабых учреждений к более сильным.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: