Новосибирск 12 °C

Знаки препинания в диалоге власти и общественности

14.06.2012 00:00:00
Знаки препинания  в диалоге власти  и общественности
На заседание рабочей группы по вопросам безлимитного проезда льготников Новосибирской области собралось человек тридцать. В представлении они не нуждались, ведь, по словам сопредседателя рабочей группы вице-губернатора Виктора Козодоя, «мы уже все здесь почти родные». Вот уже более года лицом к лицу представители общественности, исполнительной власти и депутатского корпуса обсуждают транспортные льготы. Признаться, не довелось бы побывать на этом обсуждении, так и была бы уверена, что все уже давно согласовано и решено.

Законодательная спешка неуместна, если речь идёт о каждом четвёртом жителе области

На заседание рабочей группы по вопросам безлимитного проезда льготников Новосибирской области собралось человек тридцать. В представлении они не нуждались, ведь, по словам сопредседателя рабочей группы вице-губернатора Виктора Козодоя, «мы уже все здесь почти родные». Вот уже более года лицом к лицу представители общественности, исполнительной власти и депутатского корпуса обсуждают транспортные льготы.

Как точка превратилась в многоточие
Признаться, не довелось бы побывать на этом обсуждении, так и была бы уверена, что все уже давно согласовано и решено. Мнение это появилось не на пустом месте. Напомним, митинги по поводу изменений льготного режима проезда, решения власти, снова митинги — все это чередовалось «через запятую» более года и привело, наконец, к точке согласия. Стороны оценили друг друга по достоинству, сочли, что даже самые острые формы диалога могут завершиться консенсусными решениями к глубокому удовлетворению сторон. В данном случае власть нашла рациональное зерно в предложениях общественности, митингующие отметили грамотное решение власти. Общее мнение по этому поводу публично высказал один из организаторов протестных митингов Игорь Лобарёв, который поблагодарил губернатора Василия Юрченко за «грамотное во временном плане решение»: «Он (губернатор — Ред.) не просто заменил одно на другое, а принял решение, которое позволяет людям воспользоваться накопленными поездками».

Напомним, теперь пенсионер может накопить поездки на месяц, два и, следовательно, не платить ежемесячно по 150 рублей. К окончанию 2011 года лишь 13 процентов льготников превысили порог в 30 поездок в месяц, 87 процентов сэкономили в общей сложности более 8 миллионов поездок, которые можно использовать в этом году.

На заседании рабочей группы также звучали слова благодарности за решение, которое устраивает всех. Депутат горсовета Игорь Кудин добавил, что жалоб по обсуждаемому вопросу в мэрии и Совете депутатов города нет.

Немного странным показалось, что в таком контексте уже достигнутая точка согласия усилиями активистов и депутатов почему-то превратилась сначала в вопрос, а затем и многоточие. Вопрос был поставлен так: может, стоит решение правительства закрепить законодательно, чтобы на транспортные льготы уже никто и никогда не посягал? А многоточием стала разработка законопроекта. Самый первый его вариант «О дополнительной гарантии по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» предложил руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании НСО Вячеслав Смагин.

«Расщепление» льгот
Известно, что в политике разбираются все, чего не скажешь об экономике. Своеобразный бюджетный ликбез на заседании рабочей группы провел министр финансов НСО Виталий Голубенко. Слушали внимательно. Из сказанного можно сделать вывод, что система льгот в области, как, впрочем, и в других регионах, — довольно сложная конструкция, законодательно закрепленная столь же системно выстроенным пакетом документов.

Небольшая подробность: каждый льготник получает положенное ему из трех уровней бюджета — муниципального, регионального и федерального. Такое расщепление включает в себя разные степени наполнения сообразно бюджетной обеспеченности. Она — увы! — в разных поселениях разная. Кстати, в других регионах, например, нет льготы по межмуниципальным поездкам, а у нас есть.

И вот так просто одним «дополнением» вторгаться в имеющуюся бюджетную конструкцию не представляется возможным. Кстати, автор законопроекта согласился с этим уже после первого обсуждения на профильном комитете. Очевидность такого вывода тем не менее не была равна отказу обсуждать тему, заключение комитета поддержали все: нужна работа, и немалая. По сути, нужно перетрясти весь массив законов, касающийся льгот. На заседании рабочей группы пояснения по этому поводу давал сопредседатель группы, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания Новосибирской области Сергей Титков.

Необходимо провести своеобразный аудит льготного обеспечения, чтобы не получилось по известной схеме: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Пример уже налицо: в первом варианте законопроекта о допгарантиях чуть было не забыли о целой категории населения, имеющей несомненное право на льготы.

Обсуждение показало: ликбез помог, но не всем — после короткой паузы зампред общественного комитета «Пенсионеры — за достойную жизнь!» Анатолий Тигинечев вернул всех к исходной точке:

— Так можно принимать такой закон или нет?

Надо отметить, что Анатолий Михайлович на протяжении всего заседания строго следил за тем, чтобы участники не забывали про такой важный знак препинания, как точку. И чтоб она окончательно стояла в любом вопросе.

Но увы! Не зря язык так разнообразен, в том числе и синтаксически. В нашем случае было видно, что часто требуется двоеточие с последующей расшифровкой смысла.

Искушение обещанием
Сергей Титков дважды ссылался на то, что состоятельность депутатского корпуса определяется принятием двух самых важных законов: о бюджете и его исполнении. Взаимосвязь очевидна: всегда есть искушение пообещать, запланировать, а потом столкнуться с сакраментальным вопросом: «А где деньги?..».

Исходя из логики хода обсуждения Виктор Козодой также дважды пояснил собравшимся, что в теме нет политической составляющей.

И вроде по вполне понятному вопросу — более полутора часов прений, в которых звучат слова о «завуалированном недоверии» правительству, о заблуждении, что закон надежнее, чем постановление... Делаются заявления: «Резкий я человек!», извиняются «за эмоциональность» даже самые выдержанные… Дело доходит до абсурдно дерзких заявлений: «Если закон равен по силе постановлению, то Заксобрание нужно распустить». И резонный упрек в адрес особо разгоряченных: «Ну вы-то, кандидат наук, как не понимаете!».

В пылу обсуждения чуть было не забыли про перевозчиков. Сергей Титков напомнил про их проблемы, которые чреваты порой трагическими последствиями. Решили на следующее заседание рабочей группы пригласить представителей компаний-перевозчиков. Депутат уже встречался с организатором пикета Николаем Федосеевым. Тот предложил «простое» решение безопасности перевозок — подключиться к системе ГЛОНАСС. За полмиллиарда бюджетных денег «всего-то»!

Заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области, депутат от КПРФ, известный своей взвешенностью и логикой Владимир Карпов на удивление долго хранил молчание. С его-то опытом депутатской, да и митинговой оппозиционной работы! И вот его резюме: надо упорядочить льготы в комплексе, гармонизировать эту часть бюджетного закона. К его мнению не могли не прислушаться даже самые оппозиционно настроенные члены комиссии.

Но Анатолий Михайлович все же настаивал на точке:

— Так мы в каком направлении движемся: принимать закон или нет?

Ответил ему соратник по общественному комитету Игорь Лобарёв: «Мы движемся в направлении создания закона, а какого — покажет последующее обсуждение».

Так и записали в решении комиссии, а уже 19 июня этот вопрос стоит в повестке профильного комитета Заксобрания области.

Не забыть о «мелочах»
По завершении заседания «митинговые» бабушки окружили Виктора Козодоя. Прощаясь, они и в самом деле по-родственному обнимались с ним и благодарили за то, что создана такая площадка, где можно обо всем поговорить.

Похоже, законодательный процесс в нашей области крепит не только связи между властью и обществом, между партиями, но и межличностные. Что спорить: где еще можно поговорить с умными людьми — не на улице же… Однако с «уличного знакомства» тут все и началось.

Читатель, надеюсь, простит автору иронию, без которой жизнь была бы непомерно тяжела. А вот о чем хотелось бы сказать с горечью: долгие годы жители Новосибирска сполна пользовались транспортными льготами, а сельские тихо недоумевали: почему пенсионеров одного региона так по-разному обеспечивают бюджетными деньгами?

И в этом вопросе поставил точку губернатор Василий Юрченко, восстановив справедливость своим постановлением о транспортных льготах.
В горячих городских спорах об этом уже благополучно все забыли. Остается загадкой: почему такая несправедливость в свое время не занимала митингующих в городе? Это как-то непростительно.

И теперь главное — говоря о дополнительных гарантиях льгот, важно не потерять какую-нибудь мелочь. Вроде той несправедливости, которую так долго терпели люди, не привыкшие ходить на митинги протеста. Речь идет ни много ни мало, а о каждом четвертом жителе области, который сегодня имеет льготы, обеспеченные и гарантированные самым важным законом области — Законом о бюджете.

ФАКТ
Эффективным механизмом консолидации граждан в решении социальных вопросов и привлечения к решению задач местных сообществ является территориальное общественное самоуправление. Только в Новосибирске сегодня функционирует 121 орган ТОС.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: