Новосибирск 3.8 °C

На какое зеркало мы пеняем

14.06.2012 00:00:00
На какое зеркало мы пеняем
«Советская Сибирь» опубликовала статью «ЖКХ: как мы заблудились в трёх буквах» (см. газету за 10 и 17 мая 2012 г.). Напомним, речь в ней шла о гигантских счетах, предъявленных новосибирцам за потребление горячей воды. Проблемы, изложенные автором, волнуют многих, поэтому читатели активно откликнулись звонками и письмами. Одни удивлялись: почему общедомовой расход воды должны оплачивать неимеющие индивидуальных приборов учета (ИПУ). Другие утверждали, что у них все наоборот.

«Советская Сибирь» опубликовала статью «ЖКХ: как мы заблудились в трёх буквах» (см. газету за 10 и 17 мая 2012 г.). Напомним, речь в ней шла о гигантских счетах, предъявленных новосибирцам за потребление горячей воды.

Буквы закона одинаковые, а несправедливость — разная
Проблемы, изложенные автором, волнуют многих, поэтому читатели активно откликнулись звонками и письмами. Одни удивлялись: почему общедомовой расход воды должны оплачивать неимеющие индивидуальных приборов учета (ИПУ). Другие утверждали, что у них все наоборот. Вот, например, какое письмо прислала из Карасука Пелагея Даниловна Севтунова.

«В нашем 90-квартирном доме установили общедомовой прибор учета (ОДПУ). И есть квартиры без индивидуальных приборов учета, но в них прописан один, а на самом деле живут больше. К ним еще приезжают гости, приходят родственники, расходующие воду (мыться, постирать и т. д.). При учете воды коммунальщики начисляют по ИПУ и по норме — на зарегистрированных в квартирах, где нет счетчиков. При этом показания ОДПУ делятся только между теми, у кого есть водосчетчики. Почему мы должны оплачивать расходы воды квартирантов или гостей? Учесть таковых нереально: на момент проверки посторонних не оказывается, а уже на следующий день вселяются по 10 человек. Я считаю правильным разницу между ИПУ и ОДПУ начислять тем, у кого ИПУ нет.

Читая статью в «Советской Сибири», убедилась, что в Новосибирске так и делается, но почему-то у нас по-другому. А ведь только так можно заставить установить ИПУ, тогда и разницы в показаниях не будет, а если и будет, то минимальная. Тогда мы все будем готовы ее оплатить».


Ну, вот и приехали: получается так, что не имеющие счетчиков повально подозреваются в помывке целого табора за счет честных квартиросъемщиков.

Как должно быть?
Ответов на данный вопрос за это время автор этих строк наслушалась достаточно и убедилась: все толкования законов можно смести одной фразой — «как решит совет дома, так и будет». Ну, все мы знаем, что такое «собрание жильцов», на которое никого не соберешь, и что такое «совет дома», куда никто никого не изберет по той же причине неявки.

А пресловутое 307-е Постановление Правительства РФ написано таким образом, что прочитав его десять раз, приходишь к разным выводам. Реально доходило до того, что некоторые владельцы квартир даже сняли установленные индивидуальные приборы учета, поскольку никакого индивидуального учета на практике не получалось.

Но не все так бесперспективно. В том числе и с примерами переплат по горячей воде, о которых газета рассказала в предыдущих публикациях.

Начальник управления по работе с физическими лицами ОАО «СибЭКО» Сергей Слёта по просьбе редакции сделал официальный запрос о суммах начислений героям нашей публикации. И ведь сделали перерасчет, не дожидаясь оплаты огромных счетов! Вопрос «Зачем было создавать конфликтную ситуацию?» оставим за полями.

Закон, что дышло?
Тему комментирует Сергей Слёта, начальник управления по работе с физическими лицами ОАО «СибЭКО»

— Сергей Анатольевич, после публикации мне поступало много звонков и разного рода откликов. Остается вопрос: почему, опираясь на один и тот же документ, исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ) действуют по-разному?

— Дело в том, что действующие документы имеют довольно сложные формулы для расчета и их применение на практике выявило ряд неурегулированных проблем. Поэтому и вносились поправки. Чтобы навести хоть какой-то порядок, в том числе и по начислениям за горячую воду при наличии общедомовых приборов учета (ОДПУ), нужна была совместная работа — управляющих организаций (УО) и собственников жилых помещений. Но одни не озабочены достоверностью получаемых сведений, а другие не передают своевременно данные о показаниях ИПУ в управляющие организации.

Как должно быть? Мне, например, известен опыт ТСЖ, в котором жильцы не только дисциплинированно передают все сведения, но и следят за тем, чтобы учитывались расходы фактически проживающих. Допустим, если приехали гости или в квартире живут трое вместо одного зарегистрированного, то договариваются, что оплата будет начисляться по нормативу уже на троих.

— Информация о наличии задолженности в оплате за потребленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению поступает к горожанам от вашей организации и на ваше управление ссылаются в управляющих организациях. А получается, что исходные данные формирует именно исполнитель. Почему тогда отсылают к вам?

— К сожалению, вопросы ответственности управляющих организаций, впрочем, как и собственников жилья, в этой части не прописаны. Управляющие организации передают сведения в ресурсоснабжающую организацию, в данном случае нам — в ОАО «СибЭКО». И мы начинаем направлять абонентам извещения о наличии задолженности. А те в свою очередь возмущаются нашими действиями, хотя все, что касается объемов потребления, распределения их по счетам конкретных жильцов — это компетенция исполнителя (управляющих компаний, ТСЖ). ОАО «СибЭКО» — это производство, которое не может быть остановлено из-за срывов финансирования, поэтому требования к срокам платежей жесткие. И вот люди идут к нам выяснять, почему такие счета? Когда будет перерасчет? Хотя все это нужно адресовать только в свою управляющую компанию или ТСЖ.

Исключить конфликты
— Возможно ли получить подробную информацию о состоянии лицевого счета (детализацию счета) без посещения вашей организации? Ведь при личном контакте всегда возникает психологическое напряжение, которое не способствует спокойному, а значит, наиболее достоверному разбору возникающих ситуаций?

— Мы в последнее время развиваем сервисы, благодаря которым потребители могут получить полную информацию по начислениям за любой период. Если у абонента есть доступ в интернет, то, зарегистрировавшись в личном кабинете на сайте ОАО «СибЭКО» (www.sibeco.su), возможно не только производить оплату за отопление и горячее водоснабжение, но и получать детализацию счета, контролировать поступление платежей и т.д. Оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению возможно также производить на нашем сайте и без регистрации в личном кабинете. В этом же разделе сайта появилась возможность получить информацию о состоянии лицевого счета: для этого необходимо зайти в закладку «Узнать сумму к оплате». Получить информацию о состоянии лицевого счета можно с помощью смс-уведомления, а также через e-mail. Получение информации посредством смс-уведомления возможно только в том случае, если указываемый вами номер мобильного телефона зарегистрирован на данном лицевом счете.

Давайте посмотрим на примере вашей квартиры. Заходим на сайт ОАО «СибЭКО», ищем соответствующие опции, создаем ваш личный кабинет. Если хотите, будете получать смс о всех изменениях счета, поступлении оплат и т.д. Давайте, для примера, произведем оплату и на ваш лицевой счет перечислим с банковской карты один рубль… После проведенной оплаты возможно распечатать квитанцию об оплате.

Вот такую информацию автор получила на свой e-mail через две минуты после оплаты:

31.05.2012 10:11:27
Оплата через Интернет
Адрес: НОВОСИБИРСК….
Лицевой счет (ЛC): №….
Получатель: ОАО <СИБЭКО>

—————————————————

Т/Энергия
Состояние л/счета на 31.05.2012
Долг: 3 654.42 руб.
Оплачено: 1.00 руб.
Долг после оплаты: 3 653.42 руб.

——————————————————-

ИТОГО ОПЛАЧЕНО: 1.00 руб.
Транзакция: 1EE……


Что изменится и к чему готовиться?

Сразу предупредим, запланированное увеличение тарифов в сфере ЖКХ и услуг ЖКХ — это разные понятия. Поэтому держим ухо востро: у нас под шумок любят навернуть цены сразу на все, что может отразиться на кошельке уже весьма существенно. Июльское и сентябрьское повышения тарифов по отоплению и горячему водоснабжению приведут к суммарному росту тарифов на шесть-семь процентов.

— Сергей Анатольевич, в сентябре перемены ждут и в системе оплаты услуг. В чем их суть?

— С 1 сентября вступают в силу новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Согласно этим правилам в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками. Отменяется корректировка платы за коммунальные услуги по итогам года (13-я платежка). Отменяется оплата за отопление по 1/12 — сумма платежа будет рассчитываться по итогам каждого месяца исходя из объема потребления.

Устанавливается период снятия показаний общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков — с 23-го по 25-е числа текущего месяца, обязательный как для исполнителя коммунальных услуг (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК), так и для потребителей. При отсутствии жильцов в квартире более пяти дней должен быть сделан перерасчет по коммунальным платежам (кроме отопления) при предоставлении необходимых документов. Недобросовестным плательщикам смогут ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги при образовании задолженности в размере более чем трехмесячного платежа, исчисленного по нормативу. Если размер платы за коммунальную услугу возрастет более чем на 25% по сравнению с прошлогодним размером платы за тот же месяц, то потребителю могут предоставить рассрочку.

Заранее научимся считать по новым правилам
Новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 вступают в силу с 1 сентября 2012 г., соответственно Постановление Правительства № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» распространяет свое действие только до 31.08.2012 г. (включительно).

Каково главное новшество?
Главное новшество: плата за все коммунальные услуги — холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло — будет начисляться на основании показаний общедомовых приборов учета.

Если дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета воды, то помимо оплаты по индивидуальному счетчику необходимо оплатить расход воды на общедомовые нужды.

Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащей каждому потребителю (находящейся в его пользовании) жилого или нежилого помещения в доме.

Если же в многоквартирном доме не установлены общедомовые приборы учета, то размер платы за потребленные коммунальные услуги будет рассчитываться по нормативам. Порядок их определения установят федеральные власти. На региональном уровне нормативы будут утверждены областными властями соотносительно с местными условиями.

Какие еще изменения предусмотрены в постановлении №354?
— отмена ежегодной корректировки размера платы за отопление (13-я квитанция);
— расчет размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды согласно показаниям общедомовых приборов учета по новым формулам;
— распределение общего объема коммунальной услуги предоставленной на ОДН пропорционально площади жилых и не жилых помещений.

Как будут выглядеть новые счета (квитанции)?
— плата за общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и не жилом помещениях, подлежат указанию отдельными строками в платежном документе;
— в случае непредоставления потребителем показаний индивидуального прибора учета расчет размера платы за потребленную коммунальную услугу производится исполнителем коммунальных услуг по среднемесячному расходу за последний год до 3 месяцев подряд;
— исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги при наличии задолженности по оплате в размере, превышающем сумму трехмесячных размеров платы, исчисленных по нормативу потребления коммунальной услуги.

Что такое общедомовые нужды?
Объем коммунальной услуги, потребленной на общедомовые нужды, складывается из двух составляющих: реального объема услуги на общие нужды дома за пределами квартир (в местах общего пользования, придомовой территории), а также объема, вызванного перерасходом (или недобором) внутри квартир, не имеющих индивидуальные приборы учета, расчет в которых происходит по нормативам.

Вторая составляющая используется, только если в некоторых или всех квартирах есть индивидуальные счетчики по услуге. Если во всех квартирах индивидуальные приборы учета отсутствуют, то вторая составляющая не применяется. Из-за наличия второй составляющей объем ОДН может быть не только положительным, но и отрицательным (в случае, если в квартирах, не оборудованных приборами учета, реальный расход меньше норматива). Положительный объем ОДН увеличивает квартплату жильцов, отрицательный объем, наоборот, уменьшает начисления по квартплате.

В случае наличия второй составляющей объем ОДН рассчитывается по следующей формуле, которая верна для всех постановлений (№ 307, и № 354):

Vодн = Vдом — Vсчет — Vнорм, где Vодн — объем общедомовых нужд (на все лицевые счета), Vдом — объем по общедомовому счетчику, Vсчет — сумма объемов в квартирах по квартирным счетчикам, Vнорм — сумма нормативов в квартирах без счетчиков.

Как будет распределяться объем общедомовых нужд (ОДН) с 1 сентября 2012?
По всем лицевым счетам пропорционально размеру общей площади, принадлежащей каждому потребителю, если объем ОДН положителен. Либо по количеству жильцов, если объем ОДН отрицателен.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: