Новосибирск 13.4 °C

История против сайдинга, или Как не потерять прошлое

05.05.2012 00:00:00
История против сайдинга, или Как не потерять прошлое
В начале XX века в Новониколаевск хлынули десятки переселенцев. По названию улицы можно было узнать родину мигранта: Омская, Томская, Красноярская, Змеиногорская, Оренбургская, Самарская и просто Переселенческая. По законам того времени дом нельзя было снести, если в нем есть печь. Так вот, некоторые умельцы умудрялись сложить таковую за ночь, отвоевав своё право на жизнь в сибирском городе. А уже после того, как Новониколаевск покрылся россыпью деревянных домов и с новой силой закипела работа по возведению моста через Обь, Транссибирской магистрали, встал вопрос: где учить ребятишек?

Когда почти все дома в Новосибирске были деревянные, школы стали противопожарным спасательным кругом

В начале XX века в Новониколаевск хлынули десятки переселенцев. По названию улицы можно было узнать родину мигранта: Омская, Томская, Красноярская, Змеиногорская, Оренбургская, Самарская и просто Переселенческая. По законам того времени дом нельзя было снести, если в нем есть печь. Так вот, некоторые умельцы умудрялись сложить таковую за ночь, отвоевав своё право на жизнь в сибирском городе.

А уже после того, как Новониколаевск покрылся россыпью деревянных домов и с новой силой закипела работа по возведению моста через Обь, Транссибирской магистрали, встал вопрос: где учить ребятишек? Городские власти были вынуждены как можно быстрее заняться новым строительством. Так появились «крячковские школы». Можно сказать, что образование развивалось вместе с Новониколаевском. Более того, современники свидетельствовали, что именно с этих зданий началось формирование столичного образа города.

В 1911—1912 годах по проектам известного архитектора Андрея Крячкова в Новониколаевске построили двенадцать школ начального образования. Тогда город вышел на первое место в Российской империи по сравнительной оснащенности школьными учреждениями. Спустя столетие некогда ценные постройки нуждаются в особой защите.

До настоящего времени в областном центре сохранилось одиннадцать зданий. Журналистам показали и рассказали о четырех из них. Это здания по улицам Ленина, 22 (ныне Областной театр кукол), Сибирская, 54 (Центр высшего спортивного мастерства), Красноярская, 117 (Сибирский русский народный хор), Семьи Шамшиных, 34 (Новосибирский театральный институт).

Школа-корабль парила над остальными застройками
Сейчас многие «крячковские школы» выделяются своим обликом на фоне современной однотипной застройки. Но в начале своей жизни они были настоящими высотками. Построенные на перекрестках, они хорошо просматривались с разных точек города и вместе с церковными зданиями составляли высотный силуэт. Главный вход в школы — и это отличительная черта проектов Андрея Крячкова — подчёркивался расположенной над ним башней. Эффектно исполненные башни выполняли несколько практических функций: служили противопожарными обзорными площадками, содержали в куполе бак с водой. Ещё слишком свежи были воспоминания о событии 1909 года, потрясшего жителей всей Российской империи, когда пожар в Новониколаевске уничтожил несколько жилых кварталов деревянных построек.

На здании школы на Андреевской площади (ныне площадь имени Юрия Кондратюка) белая башенка и сейчас выделяется. Как рассказала Оксана Кузнецова, ведущий специалист Центра устной истории Музея Новосибирска, предположительно Андреевская площадь получила своё название в честь героического боя русских моряков в 1904 году на крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец», воевавших под Андреевским флагом. Правда это или нет, но силуэт Андреевской школы с высокой башней и круглыми слуховыми окнами-люками напоминает корабль, возвысившийся над простором площади. Так было до тех пор, пока рядом не появился жилой дом с бельведером.

— Долго тут ходили пожарные, с башни на крыше смотрели, — вспоминает Светлана Фёдорова, жительница дома. — Через три-четыре часа менялись. Мы их по именам знали. Раньше, конечно, ничего тут не стояло, не загораживало. Был сплошной пустырь. Маленькие деревянные дома да школа Андреевская, в которой мой брат учился. Там, где сейчас пожарная часть, была площадка для тренировок пожарных. Летом они сидели на скамеечках, один из них пел очень красиво. Потом наблюдение с башенки нашей было снято, ввели звуковое оповещение о пожарах: чуть что, сразу вой на всю округу, переговоры. И все мы знали, что где-то пожар.

Андреевская школа — самая крупная из двенадцати «крячковских». Здесь располагались восемь классных комнат, библиотека, просторный зал, где ученики проводили перемены. При необходимости зал трансформировался в театральный или концертный. Но, несмотря на важность этого строения в те времена, нынешний его владелец не слишком щепетилен. Красная краска, которой выкрашено здание без согласования со специалистами-реставраторами, заметно облупилась и портит общий вид.

Вечерами за парты садились взрослые
В начале XX века с группой (а в одной школе училось три-четыре группы по 50 человек) работал только один преподаватель, ничего не получая за свой труд. Основные учебные предметы в начале ХХ века — чтение, письмо, пение, гимнастика и закон божий. Но и вечером «крячковские школы» не пустовали: когда дети расходились по домам, места за партами занимали их родители — рабочие, в большинстве своём безграмотные люди. Школа на Логовской улице (улица Семьи Шамшиных, 34) отличалась от своих «сестёр» тем, что здесь принимали на обучение только девушек.

— На протяжении своего существования это здание связано с историей образования, — прокомментировала Дарья Бушма, заведующая Музеем истории архитектуры Сибири имени Сергея Баландина. — В нём находились третье начальное женское училище, начальная городская школа и вечерняя сменная школа рабочей молодёжи. С 1988 года в здании располагалось Новосибирское театральное училище, с 2004 года и по настоящее время — Новосибирский театральный институт.

Эта «крячковская школа» сохранила особенный дух старины. Лестница с низкими, стоптанными ступеньками, ведущая на второй этаж, кованые перила, сводчатые потолки, старые двери в некоторых классных комнатах и неяркое освещение — уютная, как чёрно-белый фильм, атмосфера. Владельцы здания окружающей их обстановкой гордятся: в скором времени на стенах появятся фотографии XX века, которые помогут и студентам осознать всю красоту старины.

На примере образовательных учреждений известного архитектора можно увидеть, насколько хрупка история, как сильно она нуждается в защите новосибирцев. Так, школу на улице Михайловской снесли в середине 1970-х годов при строительстве райисполкома Железнодорожного района. Всё, что от неё осталось, — старые фотографии и рисунки. Школу на пересечении улиц Локтевской и Самарской (улица Бориса Богаткова, 46), которая до сих пор сохранила своё предназначение, не узнать: в 2008 году её исторический облик полностью скрыли под сайдинговым покрытием.

КОММЕНТАРИЙ
Александр КОШЕЛЕВ, начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области:
— В 2012 году будет отреставрировано здание школы (архитектор Крячков) по улице Семьи Шамшиных, 34. Предполагается заменить окна, отремонтировать кровлю, восстановить башню. Стоимость работ составляет около четырёх миллионов рублей. Также разрабатывается проектная документация на реставрацию Андреевской школы. Там тоже будет воссоздана ранее утраченная башня. Работы запланированы на 2013 год. В перспективе до 2017 года будут отреставрированы еще две школы, спроектированные Крячковым: на улицах Якушева, 21 и Октябрьской, 5.

ФАКТ
Двенадцать школ по проектам Крячкова в Новониколаевске были возведены в рекордные сроки — за два строительных сезона.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: