Новосибирск -0.3 °C

Рабочий: профессия будущего

03.05.2012 00:00:00
Рабочий: профессия будущего
Об организации производственного обучения и практики студентов шла речь на заседании Совета по развитию профессионального образования, который провел губернатор Василий Юрченко. Как отметил заместитель председателя правительства — министр труда, занятости и трудовых ресурсов региона Игорь Шмидт, успешность производственной практики во многом зависит от эффективности взаимодействия профессиональных училищ (ПУ) и предприятий города и области.

В 2012 году на развитие системы профессионального образования в регионе выделено более двух миллиардов рублей

Насколько бы ни был успешным в учебе студент вуза или учреждения начального и среднего профессионального образования, без практики его знания стоят немного. Как грамотно организовать процесс получения практических навыков?

Об организации производственного обучения и практики студентов шла речь на заседании Совета по развитию профессионального образования, который провел губернатор Василий Юрченко. Как отметил заместитель председателя правительства — министр труда, занятости и трудовых ресурсов региона Игорь Шмидт, успешность производственной практики во многом зависит от эффективности взаимодействия профессиональных училищ (ПУ) и предприятий города и области.

Рабочие специальности 29 тысяч юношей и девушек получают в 70 учреждениях начального и среднего профессионального образования области. Работодатели отмечают, что главное конкурентное преимущество современного выпускника ПУ — это умение быстро включиться в технологический процесс реального производства.

Договоры о прохождении практики училища заключили с 1000 предприятиями Новосибирской области. Сумма затрат на одного практиканта составляет от 500 до 96 тысяч рублей. Практиканту выплачивается ежемесячная заработная плата в размере от 3 до 20 тысяч рублей. 51% вчерашних выпускников в дальнейшем трудоустраиваются на производственные предприятия, где они проходили практику.

В качестве положительного примера на совете был приведен опыт взаимодействия НАПО им. Чкалова и ПУ №1, учащиеся которого уже со второго курса могут получить в цехах завода необходимые трудовые навыки. Лучшим практикантам здесь выплачиваются стипендии, они проходят аттестацию, после чего им вручают направления на постоянные рабочие места. Хорошие результаты дает созданный недавно авиационный консорциум. На участке высокоскоростной обработки деталей в мастерской станков с программным управлением организована производственная практика учащихся и студентов образовательных учреждений, вошедших в консорциум. Обучаясь по интегрированным программам, они выполняют комплексные и лабораторные работы по изготовлению деталей для самолетов.

Кроме того, важной составляющей в подготовке квалифицированных рабочих кадров является создание ресурсных центров. В регионе действуют 15 ресурсных центров по разным направлениям: машиностроение, легкая промышленность, дорожное строительство, ЖКХ. Учащиеся таких учреждений получают возможность не только совмещать теоретическое и практическое обучение, но и проходить производственную практику непосредственно у своих будущих работодателей — стратегических партнеров ресурсного центра.

Есть и проблемы. Такие, как зависимость предприятий региона от общей экономической ситуации, что зачастую приводит к отказам от организации практики; слабая работа по подбору кадров среди учащихся, неполное соответствие предоставленных рабочих мест тем профессиям, которым обучаются практиканты.

Очень негативно влияют на получение практических навыков досрочные выпуски учащихся и студентов из образовательных учреждений, когда заключительная аттестация проходит не в июне, а в начале мая. После этого достигшие 18-летнего возраста выпускники сразу, не успев трудоустроиться, уходят в армию.

— В 2011 году мы запустили долгосрочную целевую программу по развитию системы начального и среднего профессионального образования, цель которой — в корне изменить ситуацию в этой сфере, — отметил губернатор Василий Юрченко. — Это касается и улучшения материально-технической базы, оснащения образовательных учреждений современным оборудованием, изменения условий проживания студентов. В этом году в рамках программы на развитие этой сферы мы направляем из бюджета области 200 миллионов рублей. В целом же в эту сферу в 2012 году направлено более двух миллиардов рублей. Мы должны не только получить серьезные результаты для социально-экономического развития региона, но и изменить отношение молодых людей к рабочим специальностям. Что касается досрочных выпусков, с директорами образовательных учреждений, которые продолжают эту порочную практику, будем прощаться.

КОММЕНТАРИИ
Каждому своё задание
Андрей БРИКМАН, директор Новосибирского авиационнотехнического колледжа:
— Организация производственной практики в авиационно-техническом колледже начинается с корректировки образовательных программ. Составляются договоры с предприятиями по организации мест практики, где прописываются обязанности и ответственность сторон. Студенты закрепляются за рабочими местами с выдачей индивидуальных заданий. Во время прохождения практики студентам выдаются темы курсовых проектов по специальным дисциплинам, материал для выполнения которых они могут накопить непосредственно на производстве.

Затраты окупаются
Михаил ОСТРОУШЕНКО, заместитель генерального директора ОАО «НАПО им.Чкалова»:
— В 2012 году производственную практику на НАПО пройдут более 500 учащихся и студентов учреждений образовательного кластера «Авиастроение». Считаю, что положительный эффект от практики можно достичь только взаимной заинтересованностью сторон. Конечно, организация производственной практики — мероприятие затратное, но оно сторицей окупится, когда на завод придут обученные нами квалифицированные молодые специалисты. Основная цель практик заключается в адаптации выпускников к работе на предприятии. Кстати, у НАПО есть шесть подшефных школ, ученики которых имеют возможность в июне поработать на заводе, причем конкретно в цехах, где делают самолеты.

Стипендии для лучших практикантов
Петр ПЕШНЯК, директор ПУ № 62:
— Производственную практику на предприятиях малого и среднего бизнеса по профессиям автомеханик, сварщик, слесарь проходят 103 наших учащихся. Ярким примером взаимодействия училища с работодателем является сотрудничество с ОАО «НЗХК». Уже четвертый год подряд предприятие выплачивает стипендию лучшим практикантам от 500 до 1000 рублей в месяц и оказывает помощь в ремонте станочного оборудования образовательного учреждения.

Работу получает каждый второй
Артур ЧЕРЕМИСИН, генеральный директор ОАО «Новосибирский речной порт»:
— В последние годы для предприятий отрасли злободневными являются вопросы воспитания квалифицированных кадров, особенно это касается рядового плавсостава. Основной приток работников обеспечивается за счет курсантов речных училищ, в том числе Новосибирского техникума водного транспорта. Ежегодно с техникумом заключается договор о прохождении производственной практики для курсантов. В программе прохождения практики курсанты участвуют в социальных проектах речного порта. Порт, в свою очередь, выделяет льготные ГСМ для учебных теплоходов, разрешает пользоваться причалами. Ежегодно около 60 курсантов проходят практику в штатных должностях рядового плавсостава. Более половины выпускников техникума приходят работать в речной порт.

ЦИФРА
В Новосибирской области специалистов рабочих профессий готовят 70 учреждений начального и среднего профессионального образования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: