Новосибирск 7.7 °C

Ключевое слово — КУЛЬТУРА

29.03.2012 00:00:00
Ключевое слово — КУЛЬТУРА
Новосибирских школьников на уроках будут учить добродетели, нравственности и любви к Отечеству. В следующем учебном году расписание уроков в выпускных классах начальной школы пополнится новым предметом — основы религиозных культур и светской этики. Чему будут посвящены 34 учебных часа? Почему курс вводится именно в четвертом классе? Разобраться в этом и многом другом нам помогла начальник Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья ПОПОВА.

Стандарты и ценности
— Наталья Николаевна, в связи с чем возникла необходимость введения в учебный план нового предмета?

— Начнем с того, что с сентября 2011 года в начальных классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводятся образовательные стандарты второго поколения. Их основные задачи — духовно-нравственное воспитание школьников, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов нашей страны. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) способствует решению этих задач.

Учитывая успешный опыт апробации курса в 21 регионе страны, в том числе в Новосибирской области, принято решение о введении курса ОРКиСЭ в качестве обязательного предмета с нового 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации.

— В чем суть нового предмета?

— Курс называется основы религиозных культур и светской этики. Сразу подчеркну: ключевое слово здесь — культура. Речь не идет о преподавании вероучения или проведении богословских бесед. В нашей стране законодательно закреплено право родителей обучать детей религии, но вне образовательной программы. На школьных занятиях дети знакомятся с историей религиозных культур, их традициями, нравственными ценностями, выдающимися личностями и так далее. Причем не дается никаких критических оценок других религий и мировоззрений.

Курс состоит из шести модулей: основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, основы иудейской культуры, основы исламской культуры и основы буддийской культуры. На примере той или иной религиозной культуры учитель сможет рассказать, показать и объяснить что в себя включают понятия: культура и мораль, добро и зло, добродетель и порок, семейные ценности, альтруизм и эгоизм, дружба, честь, достоинство, совесть, нравственные идеалы и так далее. История религиозных культур — история человеческого духа, весь нравственный опыт цивилизации. Это основа нашего дальнейшего развития, развития нашего государства. Не случайно мы открываем и ведем весь курс в едином ключе: первый урок посвящен теме «Россия — наша Родина» и последний урок — «Любовь и уважение к Отечеству».

Учимся вместе с мамой
— Постижение нами таких сложных философских категорий, как добро и зло, начинается ещё в раннем возрасте, со сказок. Но с каждым годом детские вопросы все больше усложняются: что такое дружба, почему мы любим? Что делать родителю, когда, будучи взрослым, образованным человеком, он понимает, что не в состоянии грамотно сформулировать ответы?

— Учиться всей семьей. Это, кстати, и предусматривает новый учебный курс: учитель и ребенок с родителями совместно погружаются в поиск. Учителей мы готовим к интерактивной работе, выстраиванию алгоритма взаимодействия с каждым учеником и его семьей. Для родителей в рамках курса издано специальное учебное пособие. И многие мамы и папы найдут в нем немало полезного, учитывая, что период взросления и становления целого поколения наших современников пришелся на времена, как их принято называть, «раздрая и бездуховности». К четвертому классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективному усвоению курса ОРКиСЭ.

Кстати, вы заговорили о том возрасте, когда школьник особенно остро испытывает потребность в эмоционально-ценностном общении. Это именно четвертый класс. Одновременно, ребенок подходит к сложному переходному периоду. В практике мне приходилось сталкиваться с ребятами, которые не знают, что значит слово «добро», не могут его объяснить. Наша задача — сформировать понятийный аппарат нравственных основ в младшем школьном возрасте. Эти знания поддерживаются на межпредметном уровне.

Как? На уроках русского языка, например, пишем и проговариваем слово «нравственность», раскрываем его семантику, лексическое значение. На уроках литературы нравственность раскрывается через призму поступков героев художественного произведения, участников драматических коллизий. На уроках истории — то же самое. Меняются декорации, но мы вновь и вновь будем возвращать школьника к осмысливанию. Если человеку не говорить о каких-то понятиях или явлениях, он и не будет знать о них. Это понимали и много веков назад, что нашло отражение в произведениях народного фольклора — сказках, пословицах и поговорках.

— А не будут ли вступать в противоречие знания, полученные на уроках основ религиозных культур и светской этики, со знаниями, представленными в предметах естественно-научного цикла?

— Сведения об истоках традиций и культуры не конкуренты научным знаниям. Наука и религия не противоречат друг другу. Это разные сферы общественной жизни и социальной практики: наука занимается накоплением точных, рациональных, объективных знаний об окружающем мире, а религия ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

В храм — по согласованию
— Будут ли привлекаться к преподаванию курса представители религиозных организаций, диаспор?

— Вести курс будут исключительно светские педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации. По региону потребность в таких кадрах — 1700 учителей. Мы уже подготовили полторы тысячи педагогов начальных классов и учителей-предметников гуманитарного цикла. Кроме того, в городах и районах при информационно-методических центрах консультации педагогам оказывает преподаватель-тренер. В процессе подготовки педагогов могут быть задействованы представители религиозных объединений. А на родительских собраниях они будут разъяснять специфику модулей.

Необходимо отметить роль Новосибирского епархиального управления в этой работе. В течение всей апробации мы получали от них и методическую помощь. Специалистами епархии разработано учебное пособие «Основы православной культуры». Мы активно взаимодействуем с Новосибирским епархиальным управлением, проводим совместные круглые столы, конференции, семинары по вопросам преподавания столь специфичного для школы предмета.

— Уроки проходят только в стенах школы или предполагается посещение храмов, культовых сооружений, святых мест?

— Для демонстрации специфики той или иной культуры на уроках используются фото-, аудио- и видеоматериалы. Ребята вместе с педагогом могут отправиться в музей или на выставку. Экскурсия в храм, если она и состоится, то только при согласовании с родителями школьников.

— Наталья Николаевна, каким образом будут оцениваться знания, уровень усвоения пройденного материала? Все-таки порой трудно даже себе поставить отметку за совершенный поступок: хороший — плохой, добрый — злой…

— Система оценок в каждом классе, учебной группе может определяться исходя из конкретной ситуации. Мы предлагаем проводить качественную взаимооценку: на основе полученных знаний ребята будут создавать творческие проекты, проводить их презентации. Успешные станут частью портфолио школьника.

Формальные требования по оценке успеваемости обязательного предмета согласно Закону РФ «Об образовании» школа определяет самостоятельно.

СПРАВКА
Как сообщили в министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, курс носит светский характер. С 2009 года обучение по одному из модулей на выбор прошли более 70 тысяч ребят.

По итогам мониторинга отмечена высокая заинтересованность родителей: в регионе в поддержку дальнейшего изучения ОРКиСЭ высказалось более 90 процентов. Семьи активно участвуют в совместных проектах, в частности, по составлению родословной. Те же исследования показали возросший интерес самих школьников к истории страны, традициям.


ЦИФРА
В Новосибирской области в рамках апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» его изучали 22 200 учащихся в 1027 образовательных учреждениях.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: