Новосибирск 7.8 °C

Между прозой земли и поэзией неба

01.10.2011 00:00:00

Впрочем, работу этих доблестных рыцарей неба оцениваем воочию мы не слишком-то часто. Время от времени они демонстрируют мастерство в рамках спортивно-технических праздников, которые устраивает областное отделение ДОСААФ. Соревнования? Проходил в Новосибирске, как искушенные помнят, чемпионат мира по высшему пилотажу на Як-52 три года назад, и то его программу сильно скорректировала наша «фирменная» июльская хмарь. Немногим ранее сибирская столица принимала зональные этапы чемпионата России третьей и второй лиги.

Теперь же наши виртуозы напоминают о себе в основном на тренировочных вылетах. А на соревнования все чаще выезжают куда-нибудь. Например, в этом году четырежды выступали в Подмосковье, где один раз выиграли серебро национального чемпионата в категории Як-52, уступив только москвичам. Были также в Томске и Словакии. Надо сказать, на крупных, в том числе международных, состязаниях наши земляки выглядят вполне достойно. Трое сегодня входят в сборную команду страны — это Сергей Дадыкин, Валерий Бражник и Екатерина Антонова. Но чтобы уверенно держаться на высоте, то есть в данном случае в первых строках турнирных таблиц, новосибирским летчикам-спортсменам элементарно не хватает базовой подготовки. Вот этих драгоценных часов, проведенных в воздухе.

Как музыкант настраивает скрипку…
Да, опускаются наши герои с небес на землю, и поэзия сменяется прозой. Начиная с того, что самолетный спорт требует немыслимых вложений.

— Поэтому он держится главным образом за счет энтузиастов, таких как Валерий Бражник, Василий Плотников и других ребят, способных самостоятельно зарабатывать и за все платить, — говорит Сергей Дадыкин. — К примеру, стартовые взносы для участия в соревнованиях составляют 10 — 12 тысяч рублей на человека. А если команда едет? А дорожные расходы? Наконец, аренда самолета — это еще 15 тысяч…

Конечно, в мировой практике принято выступать на своей машине, той, на которой ты готовишься к стартам. Также любые другие спортсмены — бобслеисты, биатлонисты, велосипедисты — работают и на тренировках, и на соревнованиях со своим инвентарем. Однако транспортировать по всему свету спортивные самолеты сибиряки пока не готовы. Проще действительно, прибывая в ту же Москву на турнир, договориться с местными владельцами авиационной техники насчет аренды, чтобы определенное количество часов налетать собственно перед стартом. Скажем так, разминку провести.

— Хотя раньше люди ехали на чемпионат мира, везли с собой самолет в разобранном состоянии, затем собирали, инспектировали, облетывали заново, — рассказывает Василий Плотников, чемпион России в командных соревнованиях по второй лиге и лиге Як-52. — Как музыкант настраивает скрипку перед топовым концертом, так и пилот свою машину…

Все же романтики этим людям не занимать!

Всегда готовы плечо подставить другу
Техника, которая есть в Новосибирске, полностью принадлежит ДОСААФ. Ее, как подчеркивают спортсмены, категорически мало, ресурс во многом выработан. Что дальше?

— В один прекрасный момент я осознал, что если сам себе не обеспечу материально-техническую базу, то просто не смогу заниматься дальше, — продолжает Плотников. — В итоге купил самолет Як-52 в Германии, куда теперь периодически выезжаю тренироваться. Техника, соответственно, дожидается меня там. Стоит она недорого, порядка 87 тысяч евро. Ну а чтобы обеспечить себе базу и тренировочный процесс, мы вынуждены заниматься коммерцией.

На свои средства готовится и Валерий Бражник. Сам привлекает тренеров, также ездит в Германию летать. Сергей Дадыкин, который долгое время работал в Новосибирском аэроклубе, готовил спортсменов, вынужден был покинуть это место и перебраться опять-таки в коммерческую организацию. Хотя всей душой продолжает ратовать за спорт, проводить тренировки и выступать на соревнованиях. Мало того, представители этого замечательного летного сообщества стараются помогать не только себе лично, но и ближнему своему: если речь идет об общих интересах — о подготовке к ответственным стартам, о групповой поездке на чемпионат и так далее, — команда работает в складчину. Кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше. В итоге кто сколько может, тот столько и вносит в общее дело. Коммерсанты помогают выезжать на соревнования некоммерсантам — лишь бы все этим делом болели, стремились заниматься, совершенствовать мастерство и достигать показательных высот. Уникальной личностью называет команда Владимира Гавриленко. Прежде он разными видами спорта занимался, в том числе борьбой и пулевой стрельбой. А несколько лет назад примкнул к компании наших авиаторов, причем сразу же органично в нее вписался, показал себя человеком целеустремленным, трудоспособным, выносливым. Поставил цель: выполнить мастерский норматив. И уже успел стать дважды серебряным призером — всероссийских соревнований в многоборье по третьей лиге и всероссийских соревнований по второй.

К самолёту ещё бы лётное поле!
Финансы финансами, но есть и другие проблемы, которые препятствуют сегодня нормальной подготовке покорителей небес.

— Наш спорт не только дорогой, он еще очень тяжелый, — сказанное Сергеем Дадыкиным очевидно. — Тренироваться надо основательно. А когда тебе выделяют на занятия всего два часа в сутки, причем в такое время — с семи до девяти утра, это просто несерьезно!

— Наша база — это база аэроклуба ДОСААФ, — поясняет Василий Плотников. — Вот этот утренний двухчасовой коридор — все, что смогли нам выделить. Вопрос о более гибком графике решить не удалось, хотя это всего лишь техническая проблема. У Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) на самом деле несколько иные задачи — начальная подготовка курсантов и прочее. А спорт высших достижений — уже другой уровень, другая система координат. Мы понимаем, что никто нам на самом деле ничего не должен, и рассчитываем в первую очередь на свои силы.

Но они также понимают: совсем отмежеваться от ДОСААФ не удастся, с ним следует наладить четкое взаимодействие. Иначе кто будет готовить резерв? Ведь здесь, как и в любой дисциплине, человек, прежде чем претендовать на звание мастера, должен сперва освоить азы избранного дела. С большим теплом наша смелая команда вспоминает времена не столь отдаленные, когда начальником новосибирского аэроклуба РОСТО (ДОСААФ) был Сергей Осиний (ныне он пошел на повышение).

— Он буквально жил этим делом, — говорит Сергей Дадыкин, — как мог, продвигал спорт — и парашютный, и планерный, и самолетный. Сейчас, конечно, стало сложнее…

Мало того, в последнее время вызывающе встает ребром вопрос базы.

— Аэродром должен находиться в таком месте, чтобы люди, которые с утра до вечера елозят по небу, никому не мешали. И чтобы им никто не мешал, — комментирует Плотников. — Но возьмем Бердск. Там аэродром уже почти полностью в кольце дач, коттеджей. Не сегодня завтра они его задушат. В Линёво сложная ситуация сложилась с земельными отношениями. Нормальная база имеется пока только в Мочище.

— Думаем в перспективе создавать свои площадки, к ДОСААФ отношения не имеющие, — заключает Дадыкин. — В принципе любой человек, любая организация сегодня могут открыть собственный аэродром, если грамотно подойти к делу — оформить должным образом все документы и так далее.

Новым крыльям — новый горизонт
Самолетный спорт в Новосибирске в данное время переходит на новые рельсы. Точнее, на новые крылья. И новый мотор. Прежний этап его развития, судя по всему, завершился. А в ознаменование свежего ветра и больших перспектив создана региональная общественная организация «Федерация самолетного спорта Новосибирской области» во главе с маститым нашим героем Сергеем Дадыкиным. Федерация успешно прошла аккредитацию в областном департаменте физической культуры и спорта.

— Рассчитываем теперь на плодотворное сотрудничество, — говорит Сергей Дадыкин. — Мы уже провели первые переговоры с руководством департамента и, надеюсь, мы друг друга услышали.

Цели и задачи, поставленные совместными силами, можно перечислять отдельной статьей. Хотя ключевые слова ясны: развивать, поддерживать, пропагандировать… В общем, делать с этим спортом все, чтобы он жил. И приносил искомые плоды.

Пожелаем нашим энтузиастам успехов при выполнении фигур высшего пилотажа — как в небе, так и в многочисленных делах земных. И всячески их поддержим.

ФАКТ
Чемпионаты России по самолётному спорту в настоящее время проводятся одновременно по пяти уровням сложности (лигам). Это позволяет участвовать в них спортсменам разного уровня подготовленности на разных самолётах.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: