Новосибирск -1.7 °C

Современная школа контрастов

27.09.2011 00:00:00

Факт? Не факт!
Развитие школы нового инновационного типа закладывается как базовый принцип стратегического документа по развитию страны, в том числе в концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Однако реализация этих идей в одночасье невозможна, и сложнее всего изменить мышление, стереотипы общества, которые формировались годами. Ведь будущее школы определяется каждым участником образовательного процесса.

Нередко школьные отличники, получившие, казалось бы, крепкую базу знаний за партой, становятся менее преуспевающими взрослыми, чем бывшие троечники. И всё из-за неумения применения своих знаний на практике. Это, по мнению спикера дебатов, члена фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Новосибирской области Валентина Сичкарёва, говорит о том, что наша современная система школьных знаний во многом непрактична. К примеру, в образовательной системе Германии среди прочих систем проверки знаний школьников есть такой практический тест: класс выезжает на день в другой город, там учитель распускает детей до вечера для того, чтобы они самостоятельно смогли заработать себе на ужин.

Конечно, один в один подобные практические модели с иностранной на нашу действительность не скопируешь. Однако с тем, что наше образование необходимо перестраивать так, чтобы получать от него видимые результаты, согласились многие участники дебатов.

Вместе с тем сегодня принятие новой законодательной базы для сферы образования Валентин Сичкарёв считает преждевременным: она ещё не прошла широкого обсуждения в обществе — так сказать, не вызрела, окончательно не сформировалась. Кроме того, такую, во многом стратегическую, базу нужно принимать в связке с нормативно-правовыми актами о поддержке учителей, о системе проверки знаний, об образовательных стандартах.

Для создания эффективной образовательной системы нужно прийти к пониманию, что старый опыт сегодня зачастую не помогает, а, скорее, мешает. Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объём стремится к бесконечности.

Учить, чтобы умели строить
Образование должно быть таким, чтобы оно могло выполнять задачи, декларируемые государством. Позиционируя модернизацию современной экономики, государство должно готовить соответствующих специалистов, которые смогли бы в ближайшем будущем строить мосты, самолёты, поддерживать высокий уровень технологий. Для этого, уверен член фракции «Единая Россия» регионального Законодательного собрания Николай Похиленко, необходимо восстанавливать систему естественно-научной подготовки школьников. И начинать в том числе со школьных кружков — радиотехнических, авиамодельных, астрономических. Кроме того, не должно быть узости получения знаний.

— Многие выпускники американских и других иностранных вузов мало знают свою историю, почти не знают географию, музыку, литературу. К примеру, когда я был главным консультирующим геологом двух компаний в Канаде, канадские студенты из хороших университетов не знали, кто такой Джек Лондон. Они — хорошие специалисты в своём деле, но очень узкие, — сказал Николай Похиленко.

— Узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему сложно найти общий язык со специалистами других профилей при решении общих задач, — считает Валентин Сичкарёв.

Прежде чем говорить о любых реформах в системе образования, по убеждению депутата Законодательного собрания, члена фракции «Единая Россия» Виктора Козодоя, нужно решить вопросы материально-технической базы. К примеру, о каких инновациях можно говорить в сельской школе, в которой нет тёплого туалета? Вопрос убийственно прозаический — настолько, насколько и насущный. Также пока без ответа, по мнению депутата, остаётся вопрос о том, кто будет заниматься внедрением инновационного образования, ведь одной постановкой задач тут не обойтись.

Выход — комплексная перестройка системы подготовки и, главное, системы управления школой. Руководить школами должны не предметники (сегодня из-за такого подхода мы зачастую в одном лице теряем и нормальных директоров, и хороших учителей), а грамотные менеджеры, специально подготовленные управленцы.

И всё-таки инновации в пути!
В определённом смысле современную школу в том виде, в котором она сегодня существует, можно охарактеризовать как общественный институт контрастов. Это наиболее показательно на примере сельских учреждений. С одной стороны, где-то действительно нет элементарных удобств. С другой — нашему образованию характерно активное внедрение инновационных технологий.

Один из многих примеров Новосибирской области на этот счёт — общеобразовательная средняя школа №1 рабочего посёлка Маслянино. В ней буквально за последние годы преобразилось очень многое. Самое ценное изменение, по мнению преподавателя этой школы, учителя биологии, заслуженного учителя Российской Федерации Александра Буханистова, — это изменение отношения к ней общества.

— Радует то, что каждый учитель на сегодняшний момент может выбрать определённую программу и учебно-методический комплект. Я пользуюсь программой, в которой сосредоточено много интегрированных знаний. Это даёт возможность ребёнку заняться исследовательской деятельностью. При этом компьютерные технологии помогают учителю — дают ему возможность способствовать тому, чтобы ученики самостоятельно добывали знания. В моей практике подобные успешные примеры есть. Недавно мои ученики нашли очень интересный материал, который я буду использовать в своей дальнейшей работе, — рассказал Александр Буханистов.

Таким образом, подобные точки соприкосновения учителя и учеников, найденные при помощи информационных технологий, не только являются показателем успешного внедрения инноваций, но и становятся весомым вложением в будущее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: