Бюджетная перезагрузка

На очередном заседании правительства одобрен проект бюджета на 2012 и на плановый период 2013—2014 годов. Главный закон области тесно увязан с параметрами плана социально-экономического развития региона на ближайшую трехлетку. Бюджет 2012 года отличает ряд новаций, основная из которых — муниципалитетам добавят денег на развитие территорий.
Битва за инвестиции

В основных параметрах социально-экономического развития Новосибирской области в 2012—2014 годах, представленных министром экономического развития региона Алексеем Струковым, заложены две стратегические цели, на которые область должна выйти к 2015 году: повышение качества жизни населения и рост конкурентоспособности региональной экономики.

План предусматривает ряд конкретных мер по повышению денежных доходов населения (реальные доходы должны вырасти через три года на 18,1 процента), по эффективному территориальному развитию, по совершенствованию государственного управления, развитию информатизации, созданию электронного правительства, повышению налогового потенциала муниципальных образований.

Особый акцент сделан на привлечение инвестиций: только до конца нынешнего года объем государственных и частных вложений в экономику области должен составить 125 миллиардов рублей, а к 2014 году увеличение валового регионального продукта составит 23,8 процента, прирост промышленного производства — 29,4 процента, объем сельскохозяйственной продукции увеличится на 17 процентов, оборот розничной торговли — на 32,8 процента. Для чего необходимо «планов громадье»?

— В целом показатели роста Новосибирской области должны превысить среднероссийские, — поставил во время обсуждения задачу-максимум губернатор Василий Юрченко. — В 2011-м, 2012-м и последующих годах мы решаем несколько серьезнейших задач, которые позволят в корне изменить структуру бюджета области. Рост валового регионального продукта, увеличение объема инвестиций будут способствовать существенному росту нашего налогового потенциала, что позволит нам серьезно ускорить решение социальных вопросов. В 2014 году валовой региональный продукт должен превысить 761 миллиард рублей. В свою очередь, по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения мы должны выйти на показатель в 100 тысяч рублей в 2015 году. За каждый рубль инвестиций должна быть битва, потому что он формирует налоговую базу.

Глава области потребовал от профильных министерств и ведомств в течение двух недель разработать конкретные меры по работе с предприятиями, хозяйствующими субъектами и организациями, гарантирующими выполнение плановых показателей роста валового регионального продукта по итогам 2011 года. Василий Юрченко также призвал профильные министерства обуздать цены на основные продукты питания, используя для этого уже такие отработанные в области механизмы, как соглашения с торговыми сетями в части торговой надбавки.

Финансовая инъекция

Леонид Горнин, министр финансов и налоговой политики области, отметил, что бюджет Новосибирской области сверстан на основе бюджетного послания Президента России. По прогнозам, в 2012 году собственные доходы областного бюджета составят 70,5 миллиарда рублей, в 2013 году — 79,9 миллиарда, а в 2014 году — 89,4 миллиарда рублей. Расходная часть на 2012 год планируется в размере 94,8 миллиарда, на 2013 год — 105,8 миллиарда, в 2014 году — 105,7 миллиарда рублей.

Что касается параметров консолидированного бюджета Новосибирской области, его доходная часть на будущий год составит 113 миллиардов рублей, расходная — 121 миллиард рублей. Основные источники пополнения государственной копилки — налоги на имущество, на прибыль организаций, на доходы физических лиц и налог от повышения ставок на акцизы на алкогольную продукцию. В 2012 году областные власти серьезно вложатся в сферу здравоохранения, социального развития, образования, науки и инновации. В агропромышленном комплексе на 2012 год сохранятся все виды господдержки.

Особый акцент губернатор Василий Юрченко сделал на «перезагрузке» бюджета на будущий год с учетом изменения межбюджетных отношений. Утвержденный правительством проект бюджета до октября поступит на обсуждение в Законодательное собрание Новосибирской области.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид ГОРНИН, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области:

— Бюджет будущего года формировался в принципиально новых условиях, с учетом изменения межбюджетных отношений.
Новация первая: с 1 января 2012 года финансирование полиции берет на себя федеральный бюджет. Ранее эту нагрузку, ежегодно оцениваемую примерно в сумму около 1,8 миллиарда рублей, делили между собой бюджеты области и города.

Вторая новация, определенная федеральным правительством: доходы, полученные от взимания госпошлины, связанной с автотранспортом (постановка на учет, административные штрафы и прочее), с 1 января 2012 года зачисляются не в бюджет Новосибирска или территорий, а направляются в федеральный бюджет.

Новация третья тоже продиктована федеральным законодателем. С 1 января будущего года изменены подходы в финансировании системы здравоохранения субъектов Федерации. Все лечебные учреждения области, ранее финансировавшиеся за счет средств органов местного самоуправления, будут финансироваться за счет средств субъекта Федерации. Для бюджета региона эта сумма солидная — 8,5 миллиарда рублей.
Новация четвертая, определенная на этот раз правительством Новосибирской области: принято решение закрепить за муниципальными районами и за городскими округами нормативное отчисление по налогу на доходы физических лиц в размере не 30, а 40 процентов. Иными словами, более трёх миллиардов рублей область добавляет муниципалитетам для повышения их доходного потенциала и развития территорий. При этом областные власти решили не снижать размеры дотаций муниципальным образованиям. Как и прежде, органы местного самоуправления сами будут определять направления собственных расходов.

С ростом устойчивой экономики Новосибирская область становится все более финансово независимой. Доходная часть как областного, так и консолидированного бюджетов формируется за счет собственного налогового потенциала. Дотация из федерального бюджета на межбюджетное обеспечение Новосибирской области в 2012 году составит всего 2,8 миллиарда рублей. Поэтому она не играет ключевой роли при формировании расходного потенциала в ближайшие три года.
Поделиться:
Копировать