Предлагается увеличить доходную часть областного бюджета на 4,1 миллиарда рублей, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений на 2,6 миллиарда рублей и безвозмездных поступлений — на 1,5 миллиарда рублей.
По информации министра финансов и налоговой политики региона Леонида Горнина, на 2011 год доходы областного бюджета предусмотрены в сумме 78,8 миллиарда рублей, расходы — 86,2 миллиарда рублей. В целом расходы областного бюджета на 2011 год увеличены на 3,9 миллиарда рублей.
Приоритеты расходов региональной казны — реализация программы модернизации здравоохранения Новосибирской области. На неё в 2011— 2012 годах из федерального и областного бюджетов планируется направить более 4 миллиардов 156 миллионов рублей. Кроме того, предусмотрено увеличение страховых платежей за неработающее население области, усиление бюджетного финансирования объектов капитального строительства и транспортно- дорожного комплекса, а также повышение возможности предоставления государственных гарантий инвесторам.
Со ступеньки на ступеньку
Когда речь заходит о формировании бюджета региона или муниципального образования, нередко можно услышать возмущенные реплики: мол, почему власть нерационально распределяет бюджетные средства. Однако немногие представляют, из каких средств складывается бюджет и как определяются статьи расходов. В тонкостях бюджетного процесса сегодня нам помогает разобраться заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности областного Заксобрания Сергей Канунников.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Процесс формирования бюджета Новосибирской области — субъекта Федерации — довольно длительный и кропотливый. Проект бюджета разрабатывают областные исполнительные органы государственной власти. Не позднее первого октября губернатор вносит проект важнейшего финансового документа региона в Законодательное собрание Новосибирской области. Депутаты рассматривают, насколько реально спланированы доходы, справедливо ли они распределяются в бюджете. Специально проводятся публичные слушания по бюджету на очередной финансовый год. На слушаниях присутствуют, выступают представители общественных организаций и органов власти — их предложения учитываются депутатами.
По словам Сергея Канунникова, существуют три метода, по которым формируется бюджет. Первый метод — бюджет принимается от достигнутого по итогам прошедшего года. Второй метод — бюджет формируется на основе государственных нормативов. Это, по его мнению, самый разумный путь, поскольку, если такие нормы будут разработаны, никогда не сможет сложиться ситуация, при которой какие-то сферы останутся без финансирования. Третий метод — индексация, то есть перерасчет в сторону повышения выделяемых средств, исходя из общей экономической ситуации.
Доходы: чем больше, тем лучше
Доходы бюджета субъекта Федерации классифицируются на налоговые и неналоговые. Одними из основных бюджетообразующих налоговых источников являются налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы, налог на имущество организаций.
Новосибирская область отчисляет в федеральный бюджет 35 процентов от своих налоговых сборов. Остальные 65 процентов перераспределяются между областным и местными бюджетами. При этом сборы по конкретным налогам распределяются между областью и федеральным центром неравномерно — одни налоги остаются в регионе полностью, какие-то частично, а какие-то уходят в федеральный бюджет.
— Существуют такие понятия, как регион-донор и регион-реципиент, — рассказывает Сергей Канунников. — Отчисления в федеральный бюджет региона-донора значительно выше, чем у других субъектов Федерации, при этом никаких дотаций из федерального бюджета ему не отчисляется. Новосибирская область пока является регионом-реципиентом — мы регулярно получаем помощь из федерального бюджета. Поэтому одна из главных задач, поставленных губернатором в Стратегии развитии области до 2025 года, — развитие собственного экономического потенциала региона. Для этого нужно увеличить наши налоговые доходы.
По словам Сергея Канунникова, в докризисные годы в Новосибирской области обычно складывался профицит бюджета — то есть доходы превышали расходы бюджета, на следующий год переходил остаток финансов, полученных в прошлом году. Однако в связи с кризисом с 2009 по 2011 годы областной бюджет планируется с дефицитом, и на 2011 год дефицит составляет 7,4 миллиарда рублей, или 12,3 процента от объёма собственных доходов без учёта помощи из федерального бюджета.
Инструмент объективного подхода
Инструментом объективного подхода к формированию бюджетов всех муниципальных образований внутри региона являются специальные методики распределения средств. Всего в Новосибирской области 490 муниципальных образований: 455 муниципальных поселений, 30 муниципальных районов, 5 городских округов — Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь и Кольцово.
Подавляющее большинство муниципальных образований — районов, поселений и городских округов, кроме Новосибирска, является дотационными — то есть получают из областного бюджета финансовую помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Муниципальным поселениям до 2010 года дотации областного бюджета распределялись напрямую. С 2010 года в связи с передачей госполномочий субвенции выделяются районам, которые в свою очередь распределяют между поселениями дотации — средства на выравнивание бюджетной обеспеченности. 60 процентов средств, переданных району, распределяется исходя из численности населения в том или ином поселении. Остальные 40 процентов — в зависимости от социально-экономических особенностей поселений.
— Бюджеты поселений невелики, их зачастую не хватает на исполнение всех полномочий, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. Отсюда и сложности, особенно в сфере ЖКХ: то система отопления не в порядке, то крыша в клубе протекает, дороги требуют ремонта, — поясняет Сергей Канунников.
Чтобы подравнять финансовую ситуацию поселений, кроме дотаций, им ежегодно выделяется целый ряд дополнительных видов финансовой поддержки. Так компенсируется недостаток средств и выравниваются диспропорции методики бюджетной обеспеченности.
Что казна грядущая нам готовит?
С 2012 года грядут серьёзные изменения всех уровней бюджетной системы. Первое — принято решение о воссоздании дорожных фондов. В текущем году наш регион должен принять соответствующий закон, а со следующего года — сформировать областной дорожный фонд.
Второе — с 2012 года нас ждёт переход на одноканальное финансирование системы здравоохранения. Сейчас средства на неё идут из источников разных уровней. Со следующего года все финансы на здравоохранение будут аккумулироваться в Фонде обязательного медицинского страхования и распределяться из него по лечебным учреждениям. По мнению Сергея Канунникова, в такой системе есть свои минусы.
— По всем вопросам — от горящих до вечных — главврачи районных больниц сегодня идут к местной власти. При одноканальном финансировании всё передаётся на региональный уровень, но ведь с мест первостепенные задачи виднее, — считает Сергей Канунников.
Третья новелла бюджетного процесса — формирование бюджета области 2012 года с учетом федерального законодательства о правовом статусе государственных муниципальных учреждений. До конца 2011 года каждое бюджетное учреждение должно определиться со своим новым будущим статусом — быть автономным, бюджетным или казённым учреждением. Согласно статусу органы власти сформулируют для каждой организации государственные задания, разработают стандарты оказания государственных муниципальных услуг, а также критерии оценки качества их предоставления. В Новосибирской области уже сегодня работает часть госучреждений культуры, получивших автономный статус.
ЦИФРА
На 4,1 млрд рублей предлагается увеличить доходную часть бюджета Новосибирской области на 2011 год.
Бюджетные приоритеты
26.05.2011 00:00:00