Новосибирск 3.5 °C

Лицом к пациенту

02.02.2011 00:00:00
Лицом к пациенту
Новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с ноября прошлого года бурно обсуждавшийся во всех заинтересованных слоях общества, 1 января 2011 года вступил в силу. Теперь каждый из нас сможет сам выбрать себе врача, поликлинику и страховую компанию. Поднимется ли благодаря этому качество медицинской помощи на существенно новый, более высокий уровень, как задумывалось реформаторами, или же всех нас ждет очередной эксперимент, который только усложнит текущее положение дел и добавит в общую копилку проблем еще немного головной боли?

Выбери врача
Как подчеркивают авторы нового закона, центральной фигурой системы обязательного медицинского страхования должен стать человек.
Вас по каким-либо причинам не устраивает качество обслуживания в районной поликлинике? Отныне вы, как и любой другой гражданин, можете сменить поликлинику, независимо от вашего фактического или юридического проживания, нужно только прийти в понравившееся лечебное учреждение и написать заявление на имя главврача. У вас есть право выбрать доктора, который кажется вам более знающим и ответственным (правда, если он согласится увеличить собственную нагрузку и обслуживать добавившегося пациента).

До настоящего времени медицинские учреждения в большинстве случаев содержались за счет средств бюджетов различных уровней и получали деньги вне зависимости от того, сколько пациентов приняли и насколько качественно вылечили.

Принцип выбора, согласно новому закону, предполагает смену направления финансовых потоков — деньги пойдут за пациентом. То есть финансироваться будет оказанная услуга, а не учреждение. Какие-то из поликлиник станут процветать и расширяться, другие — хиреть и едва сводить концы с концами. Суровая конкуренция заставит бороться за каждого больного.

Однако ошибочно предполагать, что весь народ дружною толпою помчится в какое-то одно, прекрасно зарекомендовавшее себя лечебное учреждение. К примеру, в поликлинику №1 на Серебренниковской, которая у всех на слуху. Так как прежде всего людской поток будет, конечно же, ограничен территорией проживания. Если дом ваш в левобережье, вряд ли вам придет в голову прикрепиться к поликлинике где-нибудь в центре Новосибирска.

В сельской местности же вообще особо не разбежишься. В небольших деревеньках чаще всего у пациентов один выбор — маленький фельдшерский пункт. До ближайшего районного центра с более или менее приличной поликлиникой или больницей порой десятки километров непроезжих дорог.

На дом по-прежнему можно будет вызвать доктора только из близлежащей поликлиники. Трудно себе представить, что к человеку, проживающему в Первомайском районе Новосибирска, сможет приехать медработник из Центрального или Калининского района.

Сменить поликлинику и лечащего врача разрешается один раз в году.

Страхование с возможностью Юрьева дня
Так же раз в течение календарного года граждане смогут поменять не удовлетворяющую их страховую компанию.

Ранее страховые компании выбирались работодателями. Формально у наемных работников было право подать заявление о выборе страховщика, но фактически оно было нереализуемо. Равно как в полисе фиксировались конкретные районные поликлиники, в которые для получения необходимой помощи мог обратиться гражданин. Страхование неработающих людей осуществляли региональные власти. В итоге у страховых компаний не было мотивации бороться за потребителей услуг.

По новому закону работодатель отстранен от организации медицинского обслуживания своих сотрудников. Выбирает страховую компанию только определенный человек, и компания будет заинтересована в том, чтобы предложить ему лучший пакет услуг.

По выражению министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, страховые компании должны стать «адвокатом» человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Эта сторона работы страховщиков должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания ему этой помощи, контроль за ее качеством. То есть если человек придет с полисом в больницу, а у него вдруг начнут требовать деньги за услуги, которые положены бесплатно, он первым делом должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. Если вы не определились с выбором, вас застрахуют автоматически в той же компании, где вы и были застрахованы.

Кстати, уже сейчас страховщики предупреждают о возможном всплеске мошенничества. На этом рынке услуг может появиться немало организаций, которые станут наперебой предлагать свои услуги, обещать златые горы, мыслимые и немыслимые блага. Дабы не оказаться обманутым, для начала узнайте, что это за страховщик, сколько лет он работает и что конкретно вы, застрахованный, приобретете от такого выбора. Минимальный размер уставного капитала страховщика должен составлять 60 миллионов рублей.

Полис единого образца
С 1 мая 2011 года предполагается ввод на территории Российской Федерации полиса обязательного медицинского страхования единого образца. В перспективе полисы будут оформляться в виде универсальных электронных карт. Это достаточно длительный процесс, поэтому его планируют завершить к 1 января 2014 года. До 1 мая нынешнего года продолжают действовать полисы обязательного медицинского страхования, выданные ранее, а также те, что уже выдаются с 1 января по 1 мая. Носить с собой новый полис нужно будет обязательно, так как электронные данные, нанесенные на нем, помогут в медицинском учреждении проверить наличие застрахованного лица в базе данных.

Полис бессрочный. Он будет меняться только при смене страховой компании, а также если у пациента поменяется фамилия или место жительства.

Одним из больших недостатков существующей ныне системы здравоохранения является невозможность получить медпомощь по полису ОМС в другом регионе (вдруг вы заболеете в командировке или на отдыхе). То есть де-юре это право есть, а де-факто вас пошлют куда подальше или предложат оплатить услугу.

Полисы единого образца позволят безболезненно решить этот вопрос. У медицинских учреждений появится гарантия, что оказанная иногороднему гражданину помощь будет оплачена.

Что касается экстренных случаев, то скорая медицинская помощь, как и сейчас, будет оказываться вне зависимости от наличия полиса на руках.

Под крышей одноканального финансирования
Отныне все лечебно-профилактические учреждения, желающие работать в системе обязательного медицинского страхования, должны будут строить свою деятельность по заявительному принципу. Что это значит? До 1 сентября текущего года лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности могут подать заявления в территориальный фонд по форме, которая установлена правилами обязательного медицинского страхования и утверждена Министерством здравоохранения Новосибирской области. Указав свои реквизиты, они обязаны оповестить о своем желании войти в систему ОМС. Принципиальная новация закона — предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а также индивидуальные предприниматели и частные медцентры. Главное, чтобы у них была лицензия на осуществление медицинской практики. То же касается и страховых компаний.

Все медицинские учреждения, вошедшие в систему обязательного медицинского страхования, будут работать по единым тарифам.

Через год-полтора планируется переход российского здравоохранения на одноканальную систему финансирования. Все деньги для лечебных учреждений будут идти только через фонд обязательного медицинского страхования (сейчас часть средств выделяется из бюджетов разных уровней). С 2013 года на него переведут бригады «скорой помощи», с 2015 года всю высокотехнологичную медицинскую помощь.

Итак, благодаря намеченным изменениям в здравоохранении медицинские работники должны относиться к пациентам только уважительно и бережно, а страховые компании будут думать не только о прибыли, но и о защите прав своих клиентов.

СТАТИСТИКА
В 2010 году в НО ФОМС и страховые медицинские компании поступило в общей сложности 3333 обращения, из них 627 жалоб, остальные — просьбы о консультации по определенным вопросам.

Новосибирцев интересовало:
— порядок работы лечебных учреждений и сроки предоставления медицинской помощи;
— где и как получить полис ОМС;
— как реализовать свое право на выбор врача и лечебного учреждения в системе ОМС;
— что делать, если лечебное учреждение отказывает в бесплатной медицинской помощи;
— должен ли пациент сам оплачивать лекарства при получении медицинской помощи по страховому полису?

Горожане жаловались:
— на организацию работы медицинских учреждений (286 заявлений). Причем если в 2006 году из общего потока жалоб претензии граждан к организации медицинской помощи в городе и области составляли всего 5%, то в 2010 году — почти 50%.

150 человек требовали разобраться с больницами и поликлиниками, где им было отказано в бесплатном лечении по полису ОМС.
Все жалобы были проверены. Во всех случаях необоснованного взимания платы лечебно-профилактические учреждения вынуждены были вернуть пациентам деньги (в целом за 2010 год эта сумма превысила 264 тысячи рублей). Все претензии граждан по организации работы ЛПУ рассмотрены совместно с органами управления здравоохранения области и города.

Для справки: в 2006 году в Новосибирской области была сформирована целостная система защиты прав пациентов на получение гарантированной государством бесплатной медицинской помощи по полису ОМС. В ее структуре «горячая линия» в НО ФОМС, отделы защиты прав застрахованных в страховых медицинских компаниях, а также областная межведомственная экспертная комиссия по урегулированию споров между пациентом и ЛПУ на досудебном этапе.

В 2010 году организована служба страховых представителей системы ОМС в медицинских учреждениях.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: