Куда пролагают новый маршрут

Взять билет на самолёт или поехать поездом? Большинство российских жителей склоняются в сторону железнодорожных касс. И даже плюс во времени зачастую не может компенсировать убыток в кошельке от авиаперелётов. Недавно открывшийся регулярный рейс Томск — Новосибирск — Омск стал одним из первых звеньев в программе «восстановления» гражданской авиации.
К слову сказать, сибирская авиастатистика выглядит достаточно удручающе: коэффициент мобильности населения в десять раз ниже среднероссийского уровня, то есть на одного жителя округа приходится 0,03 перелёта. За последние 15 лет объём пассажирских перевозок по местным линиям сократился на 70 процентов, количество аэропортов — с 292 до 84 и только за 2008 — 2009 годы парк воздушных судов уменьшился с 390 до 209 единиц. Оставшиеся самолёты имеют срок эксплуатации не более семи лет. Поэтому Правительство Российской Федерации разработало и утвердило нынешним летом «Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года», которая позволит не только сделать доступными перелёты, но и увеличить объёмы грузоперевозок. В частности, в рамках программы планируется создать объединённую сибирскую авиакомпанию и обновить парк воздушных судов. Координатором проекта стало томское предприятие «Томск Авиа».

— Если говорить об аэропортах федерального значения, с позиции Министерства транспорта Российской Федерации всё достаточно логично изложено, — прокомментировал директор «Томск Авиа» Николай Варганов. — Область берёт в своё управление пакет акций объединённой авиакомпании и вносит долю средств в развитие инфраструктуры аэропорта в равной степени с министерством транспорта. Похожий проект сегодня уже реализован, например, в Якутии: на содержание инфраструктуры выделяется около 50 миллионов рублей в год из федерального бюджета, а из регионального субсидируется перевозчик. Таким образом происходит снижение нагрузки на аэропортовый бизнес с двух сторон.

Маршрут Томск — Новосибирск — Омск — не первая попытка организовать авиасообщение между сибирскими городами, но все они были по-своему неудачными. Тем не менее такие рейсы в каком-то роде необходимы: если перелётами пользуется около пяти процентов населения, то 70 процентов от этого числа концентрируется в Москве и только оттуда отправляется за рубеж и по европейским направлениям России. Так, в связи с предстоящим закрытием на реконструкцию двух взлетно-посадочных полос в столичных аэропортах Внуково и Домодедово министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин поставил задачу в 2011 году переориентировать пассажирские потоки туристов. Это позволит снять нагрузку с Москвы. При этом в качестве «узловых» предприятий выбраны новосибирское Толмачёво и екатеринбургское Кольцово. Всего же планируется открыть 45 межрегиональных и 80 местных маршрутов.

Николай Варганов признал, что рейс для его компании является тяжелым. Ему придется выдержать жесткую конкуренцию с наземными пассажирскими перевозками. По данным новосибирского автовокзала, ежедневно в Томск отправляется около 20 автобусов, где цена билета 430 рублей. На омском направлении из Новосибирска популярным является скоростной электропоезд: за шесть с половиной часов пути в вагоне второго класса пассажиру придётся заплатить 715 рублей. Впрочем, в предпраздничные дни — дни особого ажиотажа — ценовая политика наземных перевозчиков порой зашкаливает до десяти тысяч рублей.

— На новом направлении действуют шесть подклассов тарифа, — рассказал директор «Томск Авиа». — Минимальный тариф без сборов аэропорта до Томска на первые пять мест — 800 рублей, и далее через каждые пять-десять кресел стоимость билета повышается до максимальной в 3,5 тысячи рублей. На первых порах компания готова продавать по 800 рублей билеты на 15 кресел. Также ценовая политика на рейсы до Омска — от двух до пяти тысяч рублей.

Привлечение внимания пассажиров к воздушному транспорту — вопрос, касающийся не только нового рейса, но и гражданской авиации вообще. Не так давно руководство компании «Экспресс- Пригород» несколько «помогло» решить эту проблему: отменило большую часть скоростных электричек, которые пользовались спросом у новосибирцев. Если установить стоимость билетов на авиаперевозки в ценовом сегменте, сопоставимом с ценами на проезд железнодорожным транспортом, то перелетами в соседние города заинтересуются. Самыми дешевыми тарифами можно привлечь молодежь, в частности студентов, но организаторы направления считают, что предпочтение передвижению по воздуху будут отдавать «люди делового стиля», которым важны «время и безопасность». По их данным, полет из Томска в Новосибирск позволит пассажиру сэкономить около двух часов по сравнению с другими видами транспорта. При этом министерство транспорта пересмотрело некоторые технологии в процедуре регистрации. Время, затрачиваемое пассажирами перед взлётом, сократили до 20 минут в Томске и Омске и до получаса в Новосибирске. Главный директор аэропорта Толмачёво Александр Бородин заметил, что сейчас в Новосибирске работают над тем, чтобы время регистрации уменьшилось до 20 минут.

Будет ли пользоваться маршрут Томск — Новосибирск — Омск спросом и не «погибнет» ли в скором времени, сейчас сказать невозможно. Пока организаторы вздыхают, пребывая в неизвестности, или ждут, затаив дыхание. Первые итоги работы подведут не раньше чем через год.
Материалы на эту тему
Поделиться:
Копировать