Новосибирск 3.3 °C

Опыты жизнеживописи художника Шепеля

21.08.2010 00:00:00
Опыты жизнеживописи художника Шепеля
В Новосибирском художественном музее открылась выставка произведений новосибирского художника Юрия Шепеля, посвящённая его семидесятилетию. У Юрия Григорьевича богатая творческая биография. Около тридцати лет он отдал дизайну, в котором добился значительных успехов, а занявшись живописью, создал свой стиль — яркий и импульсивный, как и он сам, внешне имеющий сходство со знаменитым актёром Роланом Быковым, а может, и с самим Тарасом Бульбой. Его речь образна, непринуждённа и в то же время настойчива, с мягким украинским оттенком. Уроженец Таврии, он нашёл в Сибири вторую родину, где состоялся как личность. Об этом и многом другом художник рассказал нашему корреспонденту, который по возможности сохранил стилистику авторской речи своего героя. Необходимо заметить, от чего угодно, но от скромности Шепель не умрёт…

Попытка исповеди

О своей малой родине, и не только. Родом я из Таврии, благодатного, щедрого и вольного края. А если тебе посчастливилось родиться там — бегать босиком по этим росистым степным просторам, лежать на вершинах древних скифских курганов, покрытых диким ковылём, и слушать трели жаворонков, затерявшихся в поднебесье, засыпать под старой грушей убаюканным колыбельной перепелов, — ты поймёшь, что другим, чем я есть, я и не мог стать!

А Сибири я благодарен за то, что она не стала, как ревнивая жена, выбивать из меня память о прошлом, а бережно, рядом со своей любовью сохранила ту, мою первую, неповторимую…

О любимых делах. По окончании художественного училища и службы в армии я 25 лет посвятил дизайну, 20 лет — живописи, в промежутках написал и издал 7 книг. Вступил в Союзы журналистов и дизайнеров России (в последнем был в числе его организаторов), опубликовал более 2000 карикатур. 12 лет преподавал в художественном училище. Всё это любимые дела, которыми я занимался и продолжаю заниматься…

Об изложении накопленного. Я сначала духовно обогатился, а потом стал выдавать… Вот эта выставка здесь наконец, в Новосибирске. Я говорю каждому студенту: учись, пока не накопишь, и я запрещаю выражаться тебе, потому что тебе нечего выражать… Ещё не накопил. Я — накопил. Я сейчас любому на горло наступлю, отстаивая свою правоту. Недостаточно мне академизма для выражения того, что у меня, пожившего человека, накопилось… Я не рисовал до сорока пяти лет — накапливал всё, накапливал, а потом сказал: «Стоп, Антроп, теперь я иду!» И пошёл… Да, я интересный человек, а работы мои ещё интереснее. Вот. Это — искусство!

Как собиралась экспозиция. Отбор на юбилейную выставку шёл по темам-этапам, которыми интересовался в последние 20 лет, и по этапам освоения техники живописи. Этапные работы я на выставке и представляю, плюс совершенно новая стезя, новая техника для меня — акварель. Акварель, считаю, обижается, если её называют графикой, надеюсь, до признания её живописью доживу… В сущности, в каждой работе ставится задача не только художественная, но и технически исполнительская: мною и стекло применяется, и ткань, и многое другое. Очень важна в картине рельефность, вплоть до включения инородных элементов…

О тактическом компромиссе. Свою выставку назвал скромно, не интригующе: «Живопись Шепеля». Не настораживающе, не отталкивающе тем, что пришёл человек, который у вас в академии перевернёт всё вверх ногами. Мне, между прочим, дирекция нашего художественного музея трижды отказывала в проведении выставки. В подтексте стояло: «за отсутствием академизма»…

Художники, сегодняшние академисты, другими науками не интересуются — знают только своё, а я — синтез! Я столько накопил в себе: люблю и биологию, и историю, и к математике очень уважительно отношусь. Я особенно психологию людей изучаю. Эти знания и попёрли… А знание психологии цвета? А вопросы психологии восприятия искусства? Например, зелень при определённом освещении может быть синей, тень — оранжевой…

О значении дизайна в моей жизни. Работа в дизайне — это школа и великолепная школа — в полную сласть, загрузка моим мозгам! Она сформировала меня как аналитика, за что я ей очень благодарен. Мало найдётся художников аналитического склада, интересующихся научной достоверностью, обладающих дотошностью… Да и понимание цвета тоже дал дизайн. Он стал у меня «не одним из», а главным выразительным средством. Я накопил такую информацию о нём! Оказывается, им можно вылечить и искалечить, ведь ещё в Древней Греции пытали цветом, окрашивая комнаты определённым образом… Я знаю, в каком сюжете какие цвета нужны, какой цвет какую болезнь лечит. Об этом я рассказываю зрителям своей выставки… А дизайн мне пришлось оставить после перестройки, когда стали закрываться заводы…

Об одной из дизайнерских работ. Чтобы разработать кухонную пароварку для одного медицинского центра, мне пришлось обойти пять организаций (в том числе была и одна поликлиника), опросить сорок человек, чтобы узнать, что, как и зачем варится на пару, что такое диета, как она влияет, и тому подобное… Замучил вопросами — буйствовал там тоже… В результате сделал прибор с учётом этого опроса и своей концепции…

О непростом возвращении к живописи с… болтом. Когда я после дизайна вернулся к живописи, удивился, какие там скудные возможности, чтобы выразить задуманное. Вот есть холст, вот есть кра-соч-ки в тубах и есть кис-точ-ки. Ну и моль-берт. И всё! Всё то, что было уже давным-давно… А у меня возникла потребность не в холсте, а в чём-то твёрдом: живопись делать на металле, на пластике, на брезенте — на таком прочном материале, чтобы они выдержали мои наросты. От тяжести любой холст просядет, обвиснет, грунт «сдохнет»… Потребовалось менять всё! Да, и краски художественные менять тоже, имею в виду их непомерную цену, в частности… Ну не писать же на том и тем же сегодня, что и во времена Репина! Почему всё в жизни меняется, а ремесло живописи ничуть? Скажем, я хочу элемент какой-то в картину ввинтить болтом — мне надо твёрдое основание. У меня есть картина, «Космос» называется. Там всё нормально, но вместо ракеты летит обычный болт — тоже «захотел в космос»... Его нужно как-то закрепить, но не к холсту же! А для академистов отказываться от холста нельзя: холст — это свято! Чистейшей воды инерционное мышление!

О времени. Уходить и возвращаться. Музеи забиты работами репинской школы. А новое — иди вон! Угнетается в художнике новатор. И что получается? А получается белое пятно… во временном отрезке. Время не отражено! Ужасная ситуация… Сам бог, видать, специально взял меня за уши и отправил в Санкт-Петербург. Там, оказывается, по-другому! У них рядом с классическими вывешиваются поисковые работы. Я выставлял там свои работы в залах Союза художников — на Большой Морской и дважды на Невском проспекте. Уже отобраны работы на мою юбилейную выставку, которая состоится там в октябре.

А сейчас специально вернулся в Новосибирск на свой юбилей… Мои работы мазнёй не назовёшь — в них есть художественные ценности! В конце концов, в них есть живописное мастерство. Можно глянуть, как положен мазок…

О тестировании на современность. Как ее определить? Она появляется тогда и тогда правдива, когда сам художник является по сути своей, по жизни своей, широкому образованию своему, культуре образцом сегодняшнего дня, синтезирующим многие знания, науки… Это всё должно быть охвачено и выражено в его произведении. Пойти за город и просто нарисовать пейзаж — это ещё не современное искусство, как бы ладно его ни скроить. Нужен поиск буквально новой точки зрения, сюжета, для выражения чувства органичности — отношения к этому мотиву как к живому, живущему своей жизнью, которое хорошо изучил… Также и натюрморт должен быть не из случайных предметов, не хаотичен… Делая заявку на звание художника, когда ты творишь, должен концептуально обосновать, почему выбраны именно эти арбуз и дыня, а не какой-нибудь арбуз с каким-нибудь ананасом…

О всеядности и избранности. Я не однотемник, я не пейзажист, не портретист — я всеядный, у меня на листе чистая философия… От мистики до детских юмористических штучек. Ведь каждая новая тема требует новых средств выражения. Академисты любую тему шпарят одним и тем же! Я иные только пальцем делаю, иные только гвоздём, третьи только кистью. Да, стандартных художников тысячи, а Шепель один, непростой я мужичок…

О том, чем итожить. С годами отсеивается всё менее существенное, задумываешься, чем итожить жизнь… И, как ни странно, в таком контексте любовью не хочется её заканчивать… Тема любви — «всех надо любить» или «к женщине» в частности — второстепенная, штука, недостаточная для итогового результата… Не получил я от неё то, чего ожидал! Я в ней разочарован… Надо больше времени для дела… Я занят делом, мне работать надо!

Эх, слова, слова… А судить-то надо по делам человеческим! Во-первых, Шепель всё-таки организовал выставку в художественном музее. Во-вторых, в настоящий момент Юрий Григорьевич, теперь уже житель Санкт-Петербурга, принял окончательное решение о передаче своей творческой мастерской в Новосибирске со всем её содержимым (в том числе частью сегодняшней экспозиции) на баланс министерства культуры области в качестве учебной лаборатории живописи для студентов художественных вузов и школ города. Своё согласие дали и художественно-графическая академия, и художественное училище.

На открытии выставки Шепеля собралась публика, по большей части лично знакомая с самим юбиляром: коллеги по профессии, художники, педагоги, официальные лица, родственники. Были произнесены подобающие случаю слова. И был осмотр экспозиции, размещённой в холлах цокольной части музея со стороны улицы Свердлова. У картины «Травы луговые» услышал такой неожиданный диалог:

— Смотри, это же мой друг Володя Некрасов, художник от бога, неприкаянная душа…

— Причём тут какой-то Некрасов? Да это, да это почти Чюрлёнис! Микалоюс Чюрлёнис, когда я был в Каунасе, видел его оригиналы… И далее последовал каскад воспоминаний…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: