Безнадёжных детей не бывает

Безнадёжных детей не бывает
Рост детской инвалидности — это общая беда как для России, так и для Европы. Во всем мире считают, что необходимо акцентировать внимание на ранней помощи семье. Как же создать идеальную модель сопровождения матери и ребенка? Основой такого сопровождения является индивидуальный подход к каждой семье.
На ранних этапах определяется тактика, какие формы работы будут важными именно с этим ребенком. Специалисты Новосибирского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (с дефектами умственного и физического развития) сегодня знают, что безнадежных детей не бывает.

Служба ранней помощи
С 2009 года в Новосибирской области действуют программы «Чужих детей не бывает» и «Первые ступеньки к развитию», получившие софинансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках реализации этих программ на базе центра создана служба ранней помощи детям с проблемами в развитии. Сама идея создания службы родилась 2 года назад. В состав службы вошли врачи, педагоги, психолог.

Чего хотят родители?
В службу ранней помощи обращаются родители с различными вопросами, зачастую которые формулируются просто: хочу, чтобы ребенок начал ходить или чтобы ребенок начал разговаривать. На первом этапе в этом и состоит задача специалистов: сообща с родителями выработать совместное требование, определить, что сейчас является главным для развития ребенка. Работа с детьми целевой группы строится на основе индивидуальной программы помощи, которая составляется для каждого ребенка, поступающего в службу.

Шаг за шагом
Непосредственная работа с семьей начинается с обращения в службу. Семью записывают на первичный прием к специалистам и предлагают родителям заполнить анкету, понаблюдав за ребенком дома. Специалисты определяют, что ребенок и родители нуждаются в помощи и хотели бы ее получать, собирают начальные данные о пациентах, оценивают потребности семьи и ребенка, проводят медицинское, психологическое и педагогическое обследования.

На следующем этапе проводится углубленная междисциплинарная оценка, которая позволяет лучше понять ситуацию, изучить и оценить не только возможности ребенка, но и способность родителей осуществлять качественный уход за ним, способствовать его развитию.

Психологическая готовность родителей — это немаловажный фактор, потому что взрослым предстоит длительная и кропотливая работа. Здесь не стоит ждать быстрых результатов, и очень важны психологический настрой мамы и папы, их любовь, понимание и забота. Ведь нередки ситуации, когда родители отдаляются друг от друга и в конечном счете расстаются. В случае, когда воспитанием ребенка занимаются оба родителя, положительный эффект от лечения вдвойне возрастает.

Реабилитационная работа включает в себя: разработку индивидуальной программы помощи; определение услуг, на основе которых будет реализована программа; определение времени и способов оценки эффективности программы.

Только вместе!
Обязательным условием работы службы ранней помощи является включение родителей в процесс реабилитации. Близкие ребенка являются равноправными партнерами на всех этапах реализации программы.

Специалисты службы оказывают помощь мамам и папам в понимании сущности и динамики развития отклонений у малыша, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон. Для этого обеспечивается доступ родителей к информации, для них специалисты готовят памятки по различным вопросам ухода за ребенком, по организации развивающих занятий.

Применяются такие формы работы, которые предусмотрены только для родителей: консультации, уроки в родительских группах. Специалисты отделения проводят занятия с парой «мама — ребенок», обучая малыша новым умениям и объясняя маме, как то или иное умение закрепить в домашней обстановке, превратить в навык. Таким образом, в работе соблюдается принцип семейно-ориентированного подхода к оказанию ранней помощи. Большинство родителей проявляют большую заинтересованность в расширении своих представлений о нарушениях в развитии ребенка. Они стараются повысить свою компетентность в сфере его обучения и воспитания.

Первые ступеньки успеха
Ответить на вопрос об эффективности работы не просто. Развитие ребенка оценивается несколько раз в процессе работы. Результатом положительной динамики в развитии детей в 2009 году явилось то, что 3 ребенка, которые до обращения в службу ранней помощи находились дома, успешно адаптировались в детском коллективе, посещая реабилитационную группу. Один ребенок посещает детский сад.

Все дети, получавшие помощь в отделении ранней помощи в прошлом году, при наличии сложных диагнозов, множественных нарушений в развитии не были оформлены в дома-интернаты. Среди наблюдавшихся семей не было случаев отказов от детей. Родители стали по-другому относиться к своему ребенку — более внимательно и терпимо, больше прислушиваться к нему. Согласно проведенному анкетированию в семьях улучшился психологический климат. Степень информированности пап и мам выросла на 46 процентов.

Надежды на завтра
За последние годы в Новосибирской области произошли серьезные изменения в социальной сфере. Изменились формы межведомственного взаимодействия. Но и здесь еще много нерешенных вопросов. В планах дальнейшее развитие в установлении преемственности между службой ранней помощи и образовательными учреждениями. А также создание условий для проживания мам с детьми раннего возраста на весь период работы с ребенком. Это значительно увеличит доступность службы для родителей из отдаленных районов области.

Очень хочется ответить каждой маме и каждому папе: «Ваш ребенок пойдет! Ваш малыш заговорит! Мы можем вам помочь!» Дорогие родители, бабушки и дедушки, вы можете обратиться к нам по телефону 337-31-58.
Поделиться:
Копировать