Новосибирск 2.9 °C

Не только всплеск эмоций

04.03.2010 00:00:00
Не только всплеск эмоций
Люблю писать пейзажи цветущей весны, лета, золотой осени и снежные зимы. Все работы объединяет преклонение перед непостижимой красотой и внутренней тайной природы.

В работах, созданных на пленэре, хочется передать ощущение счастья оттого, что ты наслаждаешься закатами, сумерками, росистыми ранними травами, пением птиц. Передо мной постоянно открывается свой безграничный мир искусства. Благодарна судьбе, подарившей мне это бесценное общение с природой, эту уникальную возможность приобщаться к настоящему в жизни и в искусстве.

С Людмилой Никитиной мы познакомились на фестивале «Сибирская береста», проходившем в Доме культуры имени Октябрьской революции. Людмила Петровна только что получила диплом участника, довольная, стояла у своих работ. Моя новая знакомая была словоохотливой собеседницей. Я включил диктофон.

— Как и многие художники, вы, наверное, стали рисовать с детства?

— Вы угадали (улыбается). У родителей была большая библиотека, в книгах я рассматривала рисунки, иллюстрации, мне разрешалось рисовать на титульных листах, на полях книг. Моим воспитанием занималась мама, которая рано научила меня читать, писать и вышивать.

А когда прозвучал призыв партии и правительства об освоении целинных и залежных земель, наша семья в 1955 году переехала в Междуреченск Алма-Атинской области. Мы стали первоцелинниками. Сначала жили в палатках. Отец работал строителем, другие — хлеборобами.

Было босоногое детство у реки, а вокруг — бескрайняя степь. Вечерами взрослые жгли костры, ловили рыбу, рассказывали разные истории, было интересно их слушать. Ходила с отцом в ночное на рыбалку, ездила на покос: получается, что все прелести природы, все прекрасное жили во мне и окружали меня с детства. Рисовала все — степь, речку, деревья, камыши и цветы.

Затем — школьные годы. Я читала центральные журналы: «Огонек», где постоянно печатались репродукции художников; в журнале «Вокруг света» узнавала о захватывающих путешествиях, загадках истории, новых научных открытиях, о знаменитых людях и великих художниках.

Моя первая учительница Зинаида Емельяновна Чиндина следила за тем, что я рисую, кроме школьной программы, давала дополнительные задания. Уже к восьми годам я писала акварелью, гуашью пейзажи на фанере, затем отец покрывал их лаком. Моих картин в доме было много, их дарили родственникам, друзьям, знакомым, соседям.

— Да, подготовка солидная... Когда решили стать профессиональным художником?

— В выпускном классе. Но поступать в далекое Московское художественное училище меня не отпустили, а в Алма-Атинское художественное училище на базе десяти классов было только отделение «художник-мультипликатор». Меня это не заинтересовало, хотела писать пейзажи.

Мысленно перебрав все профессии, выбрала почту. Закончила Алма-Атинское училище связи по специальности «начальник отделения связи» (почтовая, телеграфная, телефонная связь и сберегательное дело), выбранную профессию полюбила. 25 лет отработала в органах связи: начальником почты, заместителем.

Когда окончилась практика, вернулась в Алма-Ату, прекрасный город с его окрестностями Заилийского Алатау. Здесь писала горы, голубые ели, горную речушку, родники, переходящие в небольшие водопады.

После распада Советского Союза наша семья, как и сотни других, попала в разряд вынужденных переселенцев. Все русские уезжали, мы тоже отправились в неизвестность. По дороге спрашивали о ценах на жилье.

Так в мае 1995 года наша семья оказалась в Черепаново. Было много трудностей: в центре занятости не ставили на учет — мы шесть месяцев считались иностранцами, хотя российское гражданство приняли в Казахстане.

Через несколько месяцев состоялась моя первая выставка в картинной районной галерее Черепаново. Было представлено 18 работ, я их привезла с собой из Казахстана: «Весна», «Дыхание осени», «Речные протоки», «Рожь», «Водопад», «Предгорье», «Морской залив»...

— Не трудно было совмещать основную работу и увлечение?

— Нет, рисование всегда было в радость. В своих картинах-пейзажах, как и в этюдах, старалась «остановить мгновенье», очаровать красотой и многогранностью жизни, находить свой неповторимый колорит красок, передавать настроение.

Люблю писать пейзажи цветущей весны, лета, золотой осени и снежные зимы. Все картины объединяет преклонение перед непостижимой красотой и внутренней тайной природы.

В работах, созданных на пленэре, хочется передать ощущение счастья оттого, что ты наслаждаешься закатами, сумерками, росистыми ранними травами, пением птиц. Передо мной постоянно открывается свой безграничный мир искусства. Благодарна судьбе, подарившей мне это бесценное общение с природой, эту уникальную возможность приобщаться к настоящему в жизни и в искусстве.

Думаю, что обязательным качеством для творческого человека является постоянное желание пробовать что-то новое. Участвовала в выставках лоскутного шитья, занималась вязанием, бисероплетением.

— Как к вашим увлечениям относятся в семье?

— Считаю, что мне повезло, — дома у меня есть единомышленники и помощники. Мой главный критик — муж, Иван Афанасьевич, рада, что дочери увлеклись искусством. Алла окончила художественное училище по специальности «художественная роспись», работала преподавателем изобразительного искусства в Дорогинской детской школе искусств.

Светлана — выпускница Новосибирского педагогического университета, сейчас преподает изобразительное искусство в Посевнинской детской школе искусств. А Галина окончила в Барнауле академию культуры и искусства, отделение «режиссер театрализованного представления и праздников», неплохо рисует.

— Рисовали, рисовали да вдруг увлеклись берестой...

— Уже не помню, когда это произошло. Новое занятие сразу захватило. Сама занимаюсь обработкой бересты. Беру бересту с упавших деревьев, таким образом дерево приобретает вторую жизнь. Бересту снимаю уже с будущими сюжетами, вижу их в наростах на коре, каждая коринка — единственная, неповторимая.

Излюбленный мотив творчества на бересте, так же как в пейзажах, — сибирская природа. Работая с берестой, понимаешь, что живопись на бересте — это не столько цвет, сколько философия, особое отношение к жизни.

Мне посчастливилось пожить в разных местах: в степи, в горах, в предгорье, в окружении леса, у реки, у моря. Приятно увидеть, как сверкают на солнце горные вершины, в лесу почувствовать тишину, услышать шелест травы.

Степные маки, как известно, цветут только до восхода солнца, и очень важно не упустить этот момент, затем цветут незабудки и степь становится голубой...

Творчество Людмилы Никитиной не раз отмечалось грамотами, благодарностями и дипломами. Первым дипломом лауреата она была награждена еще в 2001 году за картины «Бочкари» и «Зима» в областной выставке «Родина моя, Сибирь». Дорожит Никитина и грамотой с международного фестиваля «Артания» и дипломом в номинации «Лучший мастер Сибири» за картины на бересте.

«Урожайным» для нашей землячки был 2009 год: 11 выставок! На международном фестивале рукотворного искусства, где было 300 художников из России, Германии, Китая, Японии, Казахстана и других стран, она получила диплом победителя в номинации «Живое дерево».

Многие работы Никитиной находятся в частных коллекциях в ближнем и дальнем зарубежье (Германии, Франции, США, Китае, Японии).

— Благодаря общению с природой открываешь свой путь, появляется возможность для самостоятельного творчества, — продолжает Людмила Никитина. — Мне интересно жить, приятно с каждым годом усовершенствовать и пополнять свои знания. Уже нашла свою технику, добилась мастерства, от работы получаю удовольствие.

Мои картины — это мое самовыражение, всплеск эмоций, чувств, порыв души, взгляд на происходящее вокруг. Чтобы писать, нужно знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению и анализировать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: