Самоцветное кочевье

Самоцветное кочевье
На днях в стенах нашего художественного музея разместилась коллекция каменной живописи из Улан-Удэ общим весом в полтонны. Произведения искусства не принято оценивать на вес, но в этом заключена одна из особенностей редкой на сегодняшний день техники, избранной художником в самой середине своего успешного, бурного творческого пути, техники самой трудоёмкой в монументально-декоративном искусстве, которая известна как флорентийская мозаика.
Автор необычных панно народный художник Бурятии, заслуженный художник России Юрий Мандаганов назвал свою коллекцию «Кочевник и самоцветы», воплощая по-своему особый тип мировосприятия, который является результатом совокупного натурфилософского, исторического, мифотворческого и эстетического опыта бурятского народа. Сюжеты старинных сказаний, народных обрядов, игр — на одном полюсе, сложные концептуальные композиции, затрагивающие проблемы современной цивилизации, — на другом, философская интерпретация классического наследия — всё это находит выражение в абсолютно естественных красках, причудливым образом законсервированных природой в поделочном и полудрагоценном камне, хранимом под пологом Восточных Саян. Осторожно делится с художником своей изысканной, утончённой палитрой земля Забайкалья. Когда поиск сырья — это не только физический труд, но и осознанный магический ритуал взаимных преподношений в обмен на нефриты, яшму, кварциты, лабродориты, серпентениты…

Разнообразные геометрические фигурки самоцветов в уникальном между собой сочетании перевоплощаются в образы то степной принцессы, то кочевницы, путешествующей на верблюдах по райским землям Наян-Нава, то в виде тотемных животных, то в застывшей мелодии таинственного пейзажа.

«Диалектически развивая традиции отечественной и мировой классики с учётом реалий нового века, выдвигающий свои приоритеты на авансцену общественно-культурной жизни, Мандаганов создаёт прогрессивный тип образов, отвечающий духовно-интеллектуальным запросам современного зрителя», — сказал искусствовед, заслуженный деятель искусств России Олег Пазников.

Подлинное мастерство мозаичника, поделился Юрий Ендонович с собравшимися на его вернисаже, заключается в чутье камня, способности угадывать его скрытые, тайные для всех оттенки, которые проявляются лишь при окончательной шлифовке и полировке собранного панно. Лишь только тогда автор получает ответ на свои извечные вопросы и остаётся один перед последним выбором — доверить ли своё детище взгляду зрителей, нашему с вами взгляду…
Поделиться:
Копировать