Новосибирск -5.9 °C

Школа в центре чаяний общества

04.02.2010 00:00:00
Школа в центре чаяний общества
Брифинг руководителя департамента образования области Владимира ИВАНОВА был посвящен итогам 2009 года. Но большей частью этого выступления перед журналистами и ответов на их вопросы стал разговор о реализации выдвинутой президентом России национальной стратегии «Наша новая школа».

Именно потому, что многое из составляющего эту инициативу в Новосибирской области последовательно осуществляется уже не первый год в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования.

А сделано, действительно, немало, и по большинству параметров развития отрасли наша область находится в числе общероссийских лидеров. Поэтому Владимир Викторович в самом начале встречи посетовал на ее ограниченный формат: «Хотелось бы собрать журналистов и поговорить часа два, чтобы показать по-серьезному, что представляет система образования у нас в области сегодня…»

Новые запросы времени
Итак, что, собственно, нового происходит сегодня в системе образования области и России? Сегодня идут изменения. И они, конечно, связаны прежде всего с изменением самого общества. Я бы сказал так: появились новые образовательные запросы семьи, общества и государства. Именно в такой последовательности: семьи, общества и государства, потому что это одна из позиций в сегодняшнем образовании: на первом месте — личность, а значит, семья. Нисколько не умаляя таких понятий, как гражданственность и патриотизм. Потому что если не будет личности, то, наверное, и государства как такового не будет. Ну и второе, это то, что связано с информационно-коммуникационными технологиями. С их прорастанием в нашу жизнь и современную действительность. Две названные составляющие, конечно, меняют цель, которая ставится сегодня перед образованием. И цель эта сегодня — развитие личности гражданина, который высокоинтеллектуально развит, компетентен и адаптирован в современном мире и так далее, и так далее. Вы можете сказать, такие цели ставились и раньше. Да, в принципе ставились. Но совершенно на другом уровне, а главное — в другом аспекте.

Есть и такой момент. Школа — это зеркало общества, и одна из первых впитывает не только позитивное, но и то негативное, что появляется в обществе. В этой связи можно говорить о роли учителя, призванного амортизировать влияния извне. Безусловно, роль эта велика, но общество, начиная от СМИ, телевидения и политики самого государства, все равно привносит в школу очень многое. Несет в школу те изменения, которые мы вынуждены сначала увидеть, почувствовать, определить какие-то — часто совершенно чужеродные — тенденции, а потом решать, как их снивелировать, защитить от них детей. Это тоже одна из важнейших задач школы.

Кризис как фактор развития
Об итогах года прошедшего. Он везде обозначен как кризисный. И, конечно, это не могло не сказаться на образовании. Но в принципе в образовании в 2009 году и, как подчеркнул губернатор в своем выступлении на сессии облсовета, в экономике и многих других отраслях мы не сделали ни шагу назад, то есть всю систему ориентировали на развитие. И даже по средствам в образование в прошедшем году вложено не меньше, чем в предыдущие годы. Речь идет о вложениях всех уровней от федерального до муниципальных, а также привлеченных инвестиций.

Разумеется, было сложно. Самые благополучные из всего десятилетия — это 2007 — 2008 гг., когда мы были на некоем подъеме, пике, и сейчас мы с него не ушли, но пришлось приостановиться на том же уровне. И поэтому бюджет 2010 года сегодня сформирован по бюджету 2009-го. Без сокращений. Даже с некоторой добавкой — коэффициентом на коммунальные услуги, имея в виду, что расходы на коммунальные услуги возросли. Хотя знаю, у некоторых соседей по региону сокращение бюджета образования на 2010 год составило около десяти процентов.

Главные позиции
Что нового привнесено в образование уже в 2009 году, будет продолжаться и в 2010, и в 2011 гг. — это введение новых стандартов. Вы прекрасно осведомлены о том, что есть новая инициатива президента Дмитрия Медведева «Наша новая школа», которая является логическим развитием приоритетного национального проекта «Образование». В этой новой образовательной стратегии внимание сконцентрировано на пяти основных задачах. Первое, что касается содержания образования, — это введение новых образовательных стандартов. Второе: поддержка, выявление и создание условий для одаренных детей. Третье: вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни школьников. С пониманием, что здоровье — это важнейший фактор, в том числе и экономический. И последние позиции, в их числе — школьная инфраструктура. То есть речь идет о том, что если строить школы, то строить их по-современному. Создавая те условия и выполняя требования, которые существуют сегодня в сфере современного образования. То же самое надо учитывать при реконструкциях старых школьных зданий. И еще одна важнейшая позиция новой стратегии — это решение вопроса педагогических кадров тоже на новом уровне. Потому что при всех наших усилиях поднять профессию учителя и с точки зрения профессии, и с точки зрения престижа на ту высоту, которую должно, мы никак не можем достигнуть того уровня, которого наш учитель достоин.

Не дожидаясь директив
Должен сказать, что для системы образования нашей области включение в программы проекта «Наша новая школа» — это в большей мере продолжение начатого. Так, в работу по апробации новых стандартов Новосибирская область включилась активно. Так, стандарты для начальной школы (а они уже приняты правительством) мы апробируем сегодня в 28 образовательных учреждениях области и намерены ввести их повсеместно с нового учебного года. По среднему и старшему звену стандарты еще дорабатываются, и предполагается, что в целом по России они будут вводиться с января 2011 года. Мы намерены начать их апробацию уже в сентябре с тем, чтобы через год — с сентября 2011 года — ввести во всех образовательных учреждениях.

Чем новые образовательные стандарты отличаются от старых? В прежних было три составляющих. Это требования к программам, требования к результатам обучения ученика и обозначение максимальной нагрузки на учащихся. Новые стандарты — это также результаты образовательной деятельности учащихся, только немного в другом аспекте. Это требования к условиям учебно-педагогического процесса и требования к условиям деятельности школы в целом. От санитарных норм, норм безопасности, оснащенности каждого учебного кабинета — к структуре основных образовательных программ. Главный ориентир при этом — развитие индивидуальных способностей ребенка. Сегодня в школу приходит осознание: ну, не могут все дети, абсолютно все, учиться на «5» или только на «4» и «5». Кому-то что-то не дается, но зато в чем-то другом он преуспевает. Имеет наклонности и способности, которые надо уметь заметить и развивать. Поэтому и подходы к качеству образования несколько иные. Надо сказать, что формируется у нас в Новосибирске своя собственная система оценки качества образования. При наличии оценки внешней — Единого государственного экзамена.

Особо серьезно управленцы и педагоги-практики отнеслись к апробации вводимой в настоящее время в области оценке деятельности учителя (та же оценка результатов учебы ученика, только немножко с другой стороны). Отрабатывались критерии, документы. Потому что, кроме всего прочего, от этого теперь зависит зарплата учителя. Сегодня при равной почасовой нагрузке один учитель может получать в полтора-два раза больше, чем другой. Это зависит от результатов труда, и тут самый сложный момент: как оценить этот труд? Именно поэтому уже в течение первого квартала мы решили посмотреть, что получилось, обобщить опыт лучших школ, издать и рекомендовать остальным. Именно рекомендовать. Потому что каждая школа определяет свои показатели, по которым можно стимулировать деятельность учителя. Очень важная составляющая здесь и общественная оценка. Например, родителей, и не только родителей. Мы хотим, чтобы школа стала открытой, но это не так просто с точки зрения учительской психологии.

Относительно деятельности самого ученика: сейчас мы рекомендуем создавать в школах для каждого ребенка портфолио, куда собираются все достижения и результаты деятельности ученика, и не только учебные, но и неучебные — в спорте, искусстве или, к примеру, умении организовать своих товарищей. Все это накапливается и оценивается как общий (помимо отметок) результат развития ребенка. Чтобы не складывалось впечатление, раз ты троечник, значит, ты вообще бездарен. Уже с первых дней пребывания детей в школе надо увидеть, заметить те достоинства, наклонности и таланты каждого, чтобы в дальнейшем их пестовать и развивать.

Быть здоровым и…продвинутым
Важнейшим является для нас вопрос здоровья школьников. В качестве эксперимента мы запустили почти в каждом районе города программу мониторинга здоровья детей, чтобы уже в первом полугодии 2010 года развернуть ее на все образовательные учреждения. Это не просто фиксация изменений в здоровье, это возможность их своевременно корректировать.

По уровню информатизации в образовании мы вышли на одно из передовых мест в России. И уже можем смело говорить о настоящем дистанционном обучении. Когда ученика можно проконсультировать за десятки километров, причем видя друг друга на мониторе. В том числе и в первую очередь для детей с ограниченными возможностями. Мы начали эту работу в 2009-м и в 2010 году это одна из основных задач.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: