Подключенный к интернету смартфон - атрибут современного человека. С помощью таких гаджетов сдают экзамены, получают рабочую почту, кто-то знакомится или смотрит хоккейные матчи. Но, к сожалению, развитие телекоммуникаций не дошло до отдаленных районов Новосибирской области. Там не то, что посмотреть видео, невозможно даже позвонить в экстренные службы.
Что такое - оказаться в сложный момент без связи - прекрасно знает жительница Новосибирска Алена Махова. Она уже 14 лет перегоняет автомобили с Дальнего Востока в Новосибирск и европейскую часть страны, сразу после того, как ушла из воинской части, где работала инструктором по культурно-воспитательной работе с личным составом. Сесть за «баранку» ее толкнул материальный вопрос - за одну поездку зарабатывала до трех тысяч долларов. Уже перевезла 85 автомобилей. И не раз оказывалась в ситуации, когда на помощь приходили совсем не гаджеты.
«Я знаю случаи, когда перегонщики попадали в аварию, нужно было вызвать скорую помощь. Тогда передавали записки следующему перегоняющему автомобиль, чтобы доехать до населенного пункта. Записочки, рации», - рассказала дальнобойщик Алена Махова.
До сих пор Алена берет с собой в дорогу обычные бумажные карты, потому что связь ловит не везде. От Хабаровска до Москвы достаточно много «глухих» зон, где не удастся воспользоваться навигатором в телефоне. Этому научил еще отец, он также перегонял машины.
«Тогда, кстати, пользовались картами. Не было ни сотового, ни интернета. Это сейчас можно выстроить маршрут, точно знать, где вы остановитесь, где вы будете спать, кушать. А тогда ехал и не знал, только по картам точно отмерял себе маршрут», - продолжает Алена Махова.
Но связи нет не только на участках автотрасс. Часто ее нет в небольшом населенном пункте, где строительство вышки сотовой связи для оператора экономически нецелесообразно. Эти белые пятна видно на карте покрытия провайдеров. К примеру, ярко красным цветом на них обозначено, где есть стабильный интернет, а розовым - только голосовая связь. Все остальные пространства на карте - это места, где связи нет вовсе. Покрытие могло быть и лучше, уверены на кафедре мобильных систем СибГУТИ. Если модели, которыми в работе пользуются операторы, были бы приближены к реальности.
«Модели эмпирические, разрабатывались, внедрялись где-то в 80-90-е годы прошлого века. Причем, придумывали их иностранные математики, физики. В общем-то, эмпирически сведения получались в таких городах, как Токио, Нью-Йорк, Чикаго. А пользуемся мы, собственно, в нашей стране, с нашим рельефом, плотностью застройки», - рассказала доцент кафедры систем мобильной связи СибГУТИ Елена Кокарева.
Елена уверена: их нельзя просто копировать и внедрять в России. Отчасти, в этом первая ошибка провайдеров. Другой аспект - в размерах инвестиций. Для того, чтобы мобильная связь уверенно работала в каждом отдаленном уголке Новосибирской области, нужно ставить станции на расстоянии не более полукилометра друг от друга. Это нереально. Поэтому помочь отдаленным районам стать ближе к цивилизации могут только проекты, совместные с бюджетами региона или федеральной казны.
«В рамках федеральной программы также просматриваются какие-то инициативы. Пока целевых задач не поставлено. Речь идет про шаг номер один - обеспечение оптоволокном, коммуникациями. Поверх уже будут строиться сети сотовой связи. Тем не менее, в рамках областной программы только в этом году мы запускаем сотовую связь в 45-ти населенных пунктах», - говорит министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов.
Однако это не означает, что в случае, если жителю села приходится ехать на работу в город, ему не придется брать с собой сим-карты разных операторов. Поэтому сейчас областные власти намерены обратиться в федеральный центр с инициативой внутрирегионального роуминга. Когда базовая станция одного оператора могла бы регистрировать телефоны своих конкурентов, и абонент на протяжении своего пути имел бы возможность звонить.
«Технически и практически ограничений нет. Все вендоры, которые сегодня есть, являются поставщиками оборудования, могут технически обеспечить такой сервис. Здесь ответ на вопрос, поставленный вами, кроется, скорее, в коммерческой плоскости, решаться он может на уровне штаб-квартир», - рассказал технический директор компании - оператора связи Андрей Арендаренко.
Дело это, наверняка, небыстрое. Поэтому пока вся надежда на то, что покрытие операторов связи будет расти за счет собственных инвестиций в развитие.