На данный момент такая практика распространяется только на те компании, которые подписали Антипиратский меморандум от 1 ноября 2018 года. Тогда и был создан постоянно пополняемый правообладателями реестр ссылок на пиратский контент, с которым каждые пять минут обязаны сверяться поисковики.
На удаление появившихся в реестре нелегальных ресурсов отводится шесть часов. Меморандум неоднократно пролонгировался, на данный момент срок его действия продлен до 1 августа 2021 года.
Как отмечают авторы законопроекта, 6-часовой срок доказал свою эффективность на практике. Дело в том, что владельцы нелегальных Интернет-ресурсов обычно пытаются отслеживать блокируемые ссылки и в автоматически создавать дублирующие указатели страниц для включения их в результаты поисковой выдачи, именно поэтому крайне важно быстро отреагировать на действия нарушителей.
Проект позволит законодательно закрепить этот механизм защиты авторских и смежных прав и сделать его доступным большему кругу правообладателей, а прекращение выдачи ссылок на нелегально размещенные в Сети произведения сделать обязательным для всех действующих в России «поисковиков».
В Новосибирской области инициативу поддерживают. По мнению руководителей медиакомпаний, такие меры необходимы и своевременны: в стране уже наметился переход к подписной модели потребления контента.
Вот что говорит по этому поводу Антон Саламахин, основатель компании Livecam: «В обществе действительно замечена положительная тенденция на приобретение и потребление лицензионного контента. Лично я плачу за 2 музыкальные подписки и 3 кино сервиса. Как профессионалы за год мы можем выплатить за интеллектуальную собственность около 3000 долларов. К этому мы понемногу приучаем и наших заказчиков – не каждый еще понимает, что за ту же музыку или графические элементы нужно платить и это правильно – продукты же в магазине не дают бесплатно. Другая сторона медали: как быть тем, кто без каких-либо коммерческих целей хотели бы просто выкладывать нарезки из фото под популярную музыку у себя в соцсетях? Вопрос открытый, и, наверное, самый сложный для законодателей. И ребро медали: как планируется отслеживание и вычисление нарушений, тоже пока неясно. Но в целом инициатива хороша и важна: она хоть немного, но уже начинает защищать авторов и большие компании, которые производят творческую и интеллектуальную собственность».
Никита Гетто, технический директор Творческого объединения «Мотор» придерживается того же мнения: «Инициатива правильная, если это будет вменяемая гибкая система. Приведу пример: сейчас я курирую детскую редакцию при образовательном учреждении. Ребята с 5 по 11 класс монтируют ролики по истории, видео о жизни школы, записывают каверы на популярные песни, и конечно, они сталкиваются с необходимостью где-то заимствовать музыкальный, текстовый материал, кадры из других роликов. Как школьная редакция, мы не можем себе позволить постоянно приобретать контент. Поэтому я считаю, что есть случаи, когда надо лояльнее относиться к заимствованию контента для некоммерческого творчества, развития или обучения, с указанием авторства и источника, конечно же. Другое дело, когда люди записывают фильм в кинотеатре и продают его через онлайн-прокат. Поэтому очень важно, чтобы закон был сформулирован правильно и защищал интересы как производителей, так и потребителей контента».
К слову, на российском рынке легальных видеосервисов уже есть серьёзный прогресс. В 2020 г. он показал рекордный рост: по данным аналитиков «ТМТ консалтинг», совокупная выручка онлайн-кинотеатров увеличилась на 66% до 27,8 млрд руб. Эксперты уверены: законодательное закрепление Антипиратского меморандума позволит еще эффективнее бороться с нелегальным контентом, а значит, скоро эта отрасль покажет новые результаты.