В Новом Завете ничего не сказано о жизни Девы Марии до того, как она получила благую весть от Архангела Гавриила, что непорочно зачнёт Христа. Все сведения о Её рождении взяты из апокрифического «Евангелия от Иакова», согласно которому у родителей Марии Иоакима и Анны долгое время не было детей, что было неприемлемо для иудеев. У Иоакима однажды первосвященник даже не принял жертву Богу, сказав, что Бог наказал его бездетностью за большие грехи. Но после искренних молитв супруги зачали ребёнка, и Анна благополучно родила дочку, Которая в будущем и стала Богородицей.
Православные считают, что Мария, как и все люди, при рождении унаследовала первородный грех, а у католиков существует догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, согласно которому Она, хотя и была зачата естественным для людей образом, но по Божией воле первородный грех с Неё был снят. Православные не признают непорочное зачатие Божией Матери, но праздник Рождества Богородицы существует как у католиков, так и у православных. Только католики, живущие по григорианскому календарю, его уже отметили 8 сентября. В Русской православной церкви и в других Православных церквях, живущих по юлианскому календарю, его отмечают 21 сентября.
Этот праздник особо отмечают новосибирские старообрядцы. Дело в том, что главный старообрядческий храм нашего города называется собором в честь Рожества Пресвятыя Богородицы. Именно Рожества, а не Рождества – так издревле на Руси назывался этот праздник.
Что же касается русских традиций в этот праздник, то все они связаны с окончанием лета и началом осени. Сам же день праздника, который приходится на середину бабьего лета назывался вторыми «Осенинами» (первые «Осенины» были 14 сентября – в день начала церковного нового года). Осень всегда была связана с тем, что закончились полевые работы, урожай собран, овощи заготовлены и можно немного отдохнуть от тяжёлого сельского труда.
И если до крещения славяне благодарили Землю, давшую урожай, то с принятием христианства это почитание перешло на Божию Матерь и благодарили Её. А, поскольку в этот день был не просто богородичный праздник, а связан с рождением, то бездетные пары молились Божией Матери о даровании чада.
В народе вторые «Осенины» называли также «Пасекин день» и «День луковой слезы». Поскольку в церковный праздник работать считалось грехом, то накануне его убирали пчёл в омшаник, а в огороде выдёргивали лук. В прежние времена в этот день водились хороводы, причём в центре стояла пожилая женщина с хлебом в руках. Затем этот хлеб скармливали скоту в надежде, что у животных будет хороший приплод. Но это всё отголоски язычества, которые Церковь никогда не одобряла. Впрочем, в настоящее же время практически все древние традиции, связанные с этим праздником, уже забыты.