Новосибирск 4.9 °C

Доктрина — жить

24.12.2009 00:00:00
Доктрина — жить
Заметки вслед саммиту по глобальному потеплению.

Перед самым отъездом в Копенгаген, 17 декабря в 17 часов Москвы (kremlin.ru), президент России Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину Российской Федерации. Так что можно сказать, что он привёз с собой на крупнейшую международную встречу современности ещё «горячий» документ, который вполне может служить образцом конкретного отношения к обсуждаемой проблеме.

Но прежде несколько слов предыстории...

Пропасть или иллюзия пропасти?

Здесь придётся мыслить двояко. С одной стороны, мы имеем всё более обостряющуюся дискуссию вокруг самой проблемы глобального изменения климата, которую в основном разогревают «зелёные», антиглобалисты и средства массовой информации, потому что в подавляющей своей части (по некоторым сведениям, более 90 процентов) серьёзные учёные-климатологи признают факт антропогенного влияния на атмосферу планеты безусловным.

С другой — к сожалению, всё больше углубляется пропасть между интересами слаборазвитых стран и остальным цивилизованным миром, и ось этого противостояния уже проходит не традиционно с запада на восток, а с юга на север. (Не будем поминать всуе тяжёлые факты новейшей истории, приведшие уже к гибели многих тысяч людей.)

Это противостояние помешало на саммите в Копенгагене принять более взвешенные и кардинальные решения, которые продолжили бы и закрепили международную политику сотрудничества по предотвращению антропогенного влияния на природную среду, начатую в 1997 году Киотским протоколом. Его подписали в своё время более 190 стран. Воздержались от подписания самые мощные «загрязнители» атмосферы, в том числе США, Индия и Китай. То есть уже десять лет назад было ясно: собственные экономические интересы довлеют над гуманистическими рациональными устремлениями, и что бы там ни говорили правители, какие бы лозунги ни произносили в защиту мира и пр., своя «рубашка», то бишь благополучие, ближе к телу.

Кое-кто уже назвал форум в Копенгагене провальным, хотя сам факт участия в нём 193 стран мира говорит о многом. И развернувшаяся в последнее время беспрецедентная общественная дискуссия по комплексу обозначенных проблем, хочешь не хочешь, не может быть бесполезной: человечество всерьёз начинает задумываться о своём совместном существовании на планете Земля.

В самой России к коллективному обсуждению подмешивается ещё и аргументация «углеводородного лобби». Некоторые политики и учёные упорно отрицают сам факт необходимости уже сегодня принимать меры и ограничивать сжигание топлива (в широком смысле), мотивируя это происками компаний, специализирующихся на разработке и продвижении альтернативных, «зелёных» видов энергетики (без угля, нефти и газа) и якобы проплаченными устремлениями некоторых политиков из стран, не обладающих запасами углеводородного сырья.

Наверное, всё это имеет место быть. Но тот факт, что подавляющее большинство разумных людей уже понимает, что эре безоглядного потребления приходит конец, что отныне и навсегда человечеству предстоит думать о завтрашнем состоянии Голубой планеты, не может не внушать некоторый оптимизм. По сути, глобальные проблемы делают почти невозможными мировые войны (особенно при наличии ядерного и бактериологического оружия), и рано или поздно, но Северу придётся договариваться с Югом, какими бы обиженным ни чувствовали себя развивающиеся страны и как бы этого ни хотелось пресловутому «золотому миллиарду».

Ясно, что несколькими «смехотворными» миллиардами долларов, отпущенными пока на предотвращение глобального потепления, развитые (и не только) страны не отделаются. Если всерьёз захотим выжить, а не позволить кое-кому наживаться на новой глобальной беде, то придётся регулярно «отстёгивать» хорошие средства, и соответствующая бюджетная строка скоро станет привычным явлением.

Миф о выигрыше России

Во время одной из бесчисленных телепередач по названной теме кто-то из массовки прямо спросил участников дискуссии:

— А какие плюсы для России есть в глобальном потеплении?

И вроде бы серьёзный учёный, правда, несколько растерявшись, начал перечислять: освободится ото льда Северный морской путь, выиграет сельское хозяйство, потому что увеличится вегетативный период, и мы сбережём огромное количество энергии, расходуемой на отопление...

Его коллега несколько позже добавил: чушь, мол, всё это и детский лепет, потому что последствия и экономический урон от резкого изменения климата предугадать невозможно.

На бытовом уровне можно даже услышать разговоры, что вот, мол, в Сибири субтропики будут, и курортная зона переместится с Черноморского побережья на Обское.

Здесь, кстати, вспомнился один анекдот. Раздосадованный профессор в аудитории спрашивает у студентов:

— Знаете, почему вы тупеете? Из-за глобального потепления!

Возьмём на себя смелость утверждать и поддержим не только учёных, но и всех тех, кто трезво говорит, что уже накоплено достаточное количество статистических данных, которые позволяют судить о безусловной опасности дальнейшего равнодушного отношения к названной проблеме. Остальное всё — от лукавого. И наша всеобщая площадная глупость — тоже. Спору нет: проблема остра, и чем больше людей о ней будут осведомлены, тем лучше: равнодушных вообще не должно быть. Но сколько можно толочь воду в ступе: а есть ли опасность вообще, существует ли как таковой антропогенный фактор, что выиграет Россия и т. п. и т. д.?

«Землёй, то бишь территорией, будем торговать, продавая её народам пострадавшим!» — раздосадованно бросил недавно один из известных людей. По типу, мол, разговоров о торговле квотами на отравление атмосферы. Никто и никогда их покупать не будет, это всё равно, что купить у самого себя, а уж продать — тем более. Это информация примерно такого же уровня понимания сути проблемы, как и реплика профессора о причинах глобального оглупления студентов.

А если серьёзно, и без того конфликтный наш мир входит в опасную и пока неведомую зону борьбы за природные ресурсы, в которые уже сегодня включают не только традиционные нефть, газ и руды, но и чистую воду. Одни разговоры о «кладовых» Байкала чего стоят...

Без науки — никуда

Как и без воды. Потому что считать ресурсы страны, прогнозировать будущее планеты в различных, в том числе и худших вариантах, разрабатывать пути и методики решения в первую очередь энергетической проблемы возможно только с помощью настоящего научного инструментария. Тут уж дискуссии, столкновения мнений — прочь, нужно дело делать. И оно, кстати, у нас, в частности, в Сибирском отделении РАН, понемногу делается.

Назовём лишь несколько направлений. Существует программа энергосбережения, разработанная с помощью сотрудников Института теплофизики СО РАН, которая прямо перекликается с новейшими требованиями президента России Дмитрия Медведева об активной работе в этом направлении. Мощный научный коллектив уже имеет ряд современных разработок и мог бы делать ещё больше, но нужен заказ: неважно чей, лучше государственный.

Институт цитологии и генетики СО РАН несколько месяцев назад провёл интереснейшую научную конференцию по исследованиям ускоренного развития некоторых видов растений для биотоплива. И нет сомнения, что, например, перегонка на спирт древесных отходов намного экономически целесообразнее, чем выращивание масляничного рапса или малопонятный и малооправданный путь «хлеб на бензин».

На дне всё того же Байкала находятся огромные запасы газовых гидратов. Научиться добывать их, экономически выгодно превращать их в дешёвое и доступное топливо — одна из задач ближайшего будущего развития сибирской науки, об этом не раз говорил академик Николай Добрецов.

А сколько понапрасну гниёт в Сибири лесов? Одно дело — хищнически рвать то, что рядом с коммуникациями, но колоссальное количество гнилушек севернее пока что только покрывает почву биомассой (что тоже невредно, но могло бы работать на человека эффективнее).

Торфяники, болота, озёра с огромными отложениями биоты на дне, несметные кладовые угля, которые при высокотехнологической переработке существенно сокращают выбросы парниковых газов в атмосферу, и т. д. и т. п. Рано или поздно нам всё равно придётся осваивать их добычу и переработку. Лучше раньше. Потому что, по утверждениям одного из крупнейших специалистов в геологоразведке углеводородов нашего земляка академика Алексея Конторовича, нефти нам хватит ещё всего лет на пятьдесят, газа чуть побольше, угля — пока надолго, но что дальше? Рано или поздно мы выберем весь запас в буквальном смысле слова за миллионы лет выращенного на Земле: от спрессованного планктона до «морских курильщиков», и что тогда?

Учёные СО РАН могли бы играть гораздо большую роль не просто в дискуссиях на тему глобального потепления, но и предлагать способы решения этой проблемы. Понятно, что здесь самодеятельностью и энтузиазмом не возьмёшь, нужен программно-целевой государственный подход.

И ещё кстати: фундаментальная наука, в частности Институт ядерной физики СО РАН, в очередной раз доказывает свою приоритетность. Только один факт: немалое количество разработок ИЯФ используется в реализации международного проекта ITER — создания первого в мире термоядерного реактора. Физики-ядерщики утверждают, что энергия «термояда» — дело не столь уж далёкого будущего.

О новом российском документе

Безусловно, Климатическая доктрина Российской Федерации — документ принципиально новый, и, несмотря на то, что доделывался он явно в спешке (к саммиту и выступлению Дмитрия Медведева в Копенгагене), видно, что работа по его созданию в нашей стране начата отнюдь не вчера: это серьёзная, аналитически выверенная программа действий.

Здесь есть всё: от общей оценки нынешней ситуации до вариативных действий в том или ином случае. Есть даже своеобразная «соломка»: если, мол, не понадобятся усилия в полной мере, то наша работа и исследования по рациональному расходованию тепла, энергии, сбережению среды не пропадут даром. Потому что жить так, как прежде, отставая на три шага от развитых стран в технологиях, уже невозможно.

Скорее всего, нам всем в ближайшие годы придётся в той или иной форме руководствоваться принципами доктрины в своей деятельности.

Россия своё слово в Копенгагене сказала веско и внятно. Как минимум у большинства стран есть понимание остроты обозначенной проблемы. Альтернативы, собственно, не существует: мы, все человечество, в одной лодке. Времена эгоистического принципа «одеяло на себя» заканчиваются.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: