Новосибирск 6.4 °C

Управа на директора

19.11.2009 00:00:00
Управа на директора
Кого и как защищает Государственная инспекция труда.

...Директор довольно крупного спортивного магазина распрощался со своей должностью на год, потому что одна его работница решила улучшить демографическую ситуацию в России. Взяла да и родила ребеночка. За что ей честь и хвала. А вот директор ничуть не порадовался, зажилил, извините, пособие по уходу за новым российским гражданином.

Молодая мать взывала к его совести, но напрасно. Пришлось обращаться в Государственную инспекцию труда. Директора оштрафовали дважды: похоже, совсем не любил деток. На третий раз пришлось инспекторам обращаться в суд. Решение — дисквалификация, иначе — запрет на год занимать руководящие должности.

Еще один руководитель уволил работницу по собственному желанию, а про заработанные ею 14 тысяч как бы забыл. Но по Трудовому кодексу при увольнении закон требует рассчитаться полностью. Женщина написала заявление в инспекцию труда. А ее начальник уже там был известен, его уже наказывали в административном порядке за такое же нарушение. Потому пришлось составлять протокол по другой статье — дисквалификация. Суд с таким выводом согласился.

Проверка крупного акционерного общества показала, что гендиректор задолжал своим работникам за два месяца миллион триста тысяч рублей. Больше ста тридцати человек вынуждены были держать семьи на голодном пайке. Инспекция труда выдала руководителю обязательное для исполнения предписание о ликвидации долга и оштрафовала на две тысячи рублей. Подействовало.

...Думаю, понятно, что Государственная инспекция труда — это тот орган, который от имени государства осуществляет надзор и контроль за соблюдением нашего конституционного права на труд. Полномочия ее довольно широки: проверки, обследования с выдачей работодателям- нарушителям обязательных для исполнения предписаний, привлечение виновных к ответственности. Это также анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, консультирование работодателей и работников по нормам трудового права. Инспекторы ведут прием заявлений, писем, жалоб, принимают меры по устранению нарушений и восстановлению нарушенных прав.

С начала этого — кризисного — года Госинспекция труда по Новосибирской области работает с тройной нагрузкой. Только за первые пять дней февраля установлен своеобразный рекорд: с письменными заявлениями обратилось больше 90 человек. Сравним: за весь август прошлого года — 82. Обвальное количество обращений. А к августу нынешнего года уже были перекрыты все прошлогодние показатели. Например, консультации получили почти 12 тысяч человек: и работники, и работодатели. Еще можно понять, когда работник не очень-то знаком со своими трудовыми правами. Но, оказывается, далеко не все руководители разбираются в законе, есть и такие, что заявляют, что «у меня КЗоТ на столе лежит». И когда инспектор напоминает именно о Трудовом кодексе, такие начальники делают недоуменное лицо и даже обижаются. Как иначе объяснить, что значительное число нарушений связано с такими, казалось бы, элементарными требованиями, как оформление трудовых книжек, личных карточек. Находятся организации, где отсутствует журнал учета трудовых книжек, задерживают их выдачу, тянут с выдачей разных простых справок, задерживая устройство уволенного на другом месте. Мало того, на многих проверенных средних и мелких предприятиях трудовой договор в письменной форме не заключается вообще или заключается в форме, предложенной самим работодателем. А это грубое нарушение статьи 57 Трудового кодекса. Такие вроде бы мелочи портят людям жизнь, порождают судебные тяжбы.

Но самое большое зло, которым отмечен этот год, — задержки и невыплаты заработной платы. Пожалуй, даже в девяностые такого не было. За десять месяцев инспекция труда по Новосибирской области получила почти две тысячи триста письменных обращений, в два с лишним раза больше того же прошлогоднего периода, 62 процента из них — о невыплате заработанного. Появился даже специальный термин — глубина просроченной задолженности. В третьем квартале эта так называемая глубина составляла около двух месяцев: почти сто миллионов рублей задолжали людям 22 организации. В августе было 25 организаций и долг в 124 миллиона рублей. Почти 60 процентов от общей суммы задолженности — в промышленности, хотя по сравнению с предыдущим месяцем долг снизился на 14 процентов. Следом в «черном списке» идет сельское хозяйство, лесозаготовки, потом — строительство — 13 миллионов, хотя и в этой отрасли снижение.

Была создана областная межведомственная комиссия для защиты трудовых прав граждан, куда вошли руководители инспекции труда, центра занятости, прокуроры, сотрудники других ведомств. В прессе постоянно отслеживалась динамика выплат и долгов.

В третьем квартале Государственной инспекцией труда проведено почти полторы тысячи проверок, в том числе половина целевых: по обращениям граждан, в связи с трудовыми спорами, расследованием несчастных случаев. Выявлено больше четырех с половиной тысяч нарушений. Четверть из них — по оплате труда, в том числе и по невыплатам расчета при увольнении, за сверхурочную работу и в выходные и праздничные дни. Привлечено к административной ответственности 866 должностных лиц, предпринимателей и других работодателей. Сумма штрафов составила более двух миллионов рублей. А всего в результате усилий инспекции, совместных действий с прокуратурой и другими структурами было выплачено за десять месяцев задержанной зарплаты почти 430 миллионов рублей, значительно больше прошлогоднего. К сожалению, говорить о свете в конце кризисного тоннеля пока рано. И если в одной организации зарплату дали, то в другой долг все растет. Так что инспекторско-прокурорско-судебный диалог с работодателями далеко не закончен...

Но не всегда можно помочь. Это те случаи, когда оплата идет «вчерную». А потом человека увольняют, недоплатив. Такие жалобы тоже проверяются, инспектор посылает запросы. И получает ответ от работодателя: работник имярек в документах фирмы не значится. Доказать что-либо невозможно. Кажется, наступило время, когда сами работники должны призадуматься, стоит ли обогащать за свой счет такого «умного» работодателя. Он имеет прибыль, а налог не платит, да и вас обманет. Но пока прецедента не было, чтобы на скамье подсудимых оказался директор, который платит «вчерную». Мы, похоже, до такого уровня правосознания не доросли.

Еще одна проблема, когда работник уверен, что его незаконно уволили. По предписаниям инспекции было отменено несколько десятков приказов об увольнении, где обнаружились процедурные нарушения. Другой случай, когда работник сначала пишет заявление об увольнении по собственному желанию, потом приходит с жалобой в инспекцию. Проверяется каждый такой факт, берется письменное объяснение у работодателя, как правило, все документы в порядке, закон не нарушен. Совет один: если вас вынуждают уволиться, сначала посоветуйтесь с инспектором. Доказать, что заявление вынудили написать, можно только в суде, через свидетельские показания. Но и то неизвестно, станут ли они достаточными для суда.

Охрана труда женщин — приоритетное направление работы Государственной инспекции. Не случайно и первый приведенный выше пример именно о молодой матери. К сожалению, слабый пол настолько сравнялся в своих правах с сильным, что работодатели бессовестно нарушают чуть не все нормы закона. Женщин принимают на работы с вредными условиями труда, хотя это запрещено. Матерей с несовершеннолетними детьми привлекают к работам в ночное время, к сверхурочным, причем без их согласия. (Приходится констатировать, что женщины сами рады любой работе, особенно одинокие матери). Руководители увольняют беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а это прямо запрещено законом.

В одном небольшом издательстве скупой или излишне экономный директор даже не полностью и с задержкой оплатил работнице единовременное пособие при рождении ребенка. Наказан штрафом, и денежки для матери нашел сразу. Другой начальник не только принимал женщин на вредные работы, но даже не проводил инструктаж и медосмотр работниц.

Примеры можно множить бесконечно. Особенно опасны нарушения, которые допускаются в охране труда. Стоит сказать, что несчастных случаев становится меньше: в прошлом году за десять месяцев расследовалось 400, в этом году за тот же период 237. Но нарушений, которые могут привести к происшествию, инвалидности, даже гибели человека, по-прежнему много. В третьем квартале, например, больше 1300 нарушений связано с простыми, казалось бы, обстоятельствами: нет инструкций по охране труда, технологической документации, помещение не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, нет защитных ограждений на оборудовании, неисправна сигнализация. За этими элементарными, мягко говоря, «недосмотрами» не просто равнодушие к людям, но игнорирование закона. Например, в одном ООО не проводился даже инструктаж по электробезопасности.

А сколько несчастных случаев на автотранспорте! Например, при проверке коллективного заявления группы шоферов были выявлены опасные нарушения требований статьи 329 Трудового кодекса РФ и «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей». Время работы превышает допустимое. При 40-часовой рабочей неделе один водитель в месяц отработал 180 часов, другой — 190 часов. Целый месяц двое водителей рулили без выходных, четверо имели по одному выходному.

В охране труда нет мелочей. Это тема отдельного разговора. За девять месяцев произошло 35 несчастных случаев со смертельным исходом, на пять меньше, чем за этот же период прошлого года. Больше всего смертей в строительстве, на транспорте. А причины — падения с высоты, воздействия разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин и другие. Каждый случай — предмет тщательного расследования.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: