Новосибирск 11.1 °C

Дороги и тревоги

03.09.2009 00:00:00
Дороги и тревоги
Начальник ГИБДД Новосибирской области о ситуации на автотрассах.

Безопасность дорожного движения является одной из самых острых проблем. Число дорожно-транспортных происшествий сегодня хотя и снижается, но цифры все равно остаются тревожными. Почти каждый день сотрудниками ГИБДД фиксируются десятки тысяч аварий, в числе которых ДТП со смертельными исходами.

Самыми распространенными нарушениями до сих пор являются превышение скоростного режима и проезд под запрещающие знаки. Новосибирская область — не исключение. И среди наших водителей хватает «гонщиков», которым, как говорится, закон не писан. И все же в НСО ситуация с ДТП начинает выправляться. В том числе и потому, что мы одни из первых в России стали внедрять автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), а у ГИБДД ГУВД по НСО появился свой собственный сайт, куда можно пожаловаться как на нерадивых водителей, так и на недобросовестных инспекторов.

Подробнее о «дорожной» ситуации мы побеседовали с начальником ГИБДД Новосибирской области Сергеем Штельмахом.

— Количество дорожно-транспортных происшествий действительно снижается. Так, в этом году в России погибло на шесть тысяч человек меньше, чем в прошлом. Меняется ситуация и в нашей области. За текущие полгода зарегистрировано 1093 ДТП, в которых погибли 164 и ранены 1290 человек. В прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано 1179 аварий, в которых погибло 166 человек и 1359 пострадали. Нельзя сказать, что это значительная разница, но то, что счетчик автодорожных несчастий стал крутиться назад, — очевидно.

Безусловно, играет роль ужесточение штрафов за нарушение ПДД. Это несколько охладило пыл водителей. Однако руководствоваться лишь наказаниями недостаточно. Со стороны властей тоже должны быть подвижки. И, к счастью, они существуют. В частности, в нашей области к этому вопросу подошли со всей ответственностью. Внедряются такие инновационные технологии управления дорожным движением, как АСУДД. В городе реконструированы и подключены к этой системе более ста светофоров, которые расположены на Красном проспекте, улицах Жуковского, Станционной, Богдана Хмельницкого, Дуси Ковальчук, Большевистской, Гоголя, Фрунзе и других магистралях города.

Работа по внедрению новых технологий будет продолжаться и в этом году. К новой системе будут подключены еще 70 светофоров по основным магистралям левобережья: улицам Станиславского, Титова, Немировича-Данченко и другим. Что же касается 2010 года — работы запланированы еще на 40 перекрестках. Всего АСУДД будут охвачены 250 из 280 городских перекрестков.

Впрочем, до полной «автоматизации» всех дорог еще далеко. Есть участки, которые уже сегодня перегружены и требуют пристального внимания. Решить проблему помогают разметки, «острова безопасности», бордюры, разделяющие потоки транспорта. И, конечно, инспекторы, которые регулируют движение транспортных потоков.

— Несмотря на то, что движение в городе остается довольно плотным, в «пробках» сейчас стоишь гораздо меньше. Зато стало больше новичков, которые создают проблемы на дорогах...

— Что касается движения, то оно действительно стало свободней. Во-первых, в ГИБДД появился дополнительный полк в количестве ста восьмидесяти человек. Это позволило обеспечить инспекторами дополнительные дорожные участки. Во-вторых, некоторые предприятия перешли на неполную рабочую неделю, что тоже сказалось на количестве автомобилей на дорогах. В-третьих, люди стали реже покупать машины. Каждый год к автопарку нашей области прибавлялось пятьдесят тысяч единиц. В среднем по пять тысяч авто в месяц. Сейчас это число уменьшилось вдвое.

Движение стало бы еще свободнее, если бы на дорогах стало поменьше неопытных водителей, действия которых просто шокируют. Они чаще всего становятся участниками ДТП, порой грубо нарушая правила движения или провоцируя других водителей своим агрессивным поведением. Причина кроется в слабой подготовке в автошколах.

Скорее всего, придется принимать в отношении ряда автошкол очень жесткие меры. Необходимо создать систему контроля качества вождения молодых водителей. Если, к примеру, такой автомобилист часто попадает в аварии или его регулярно наказывают за нарушения ПДД, то следует, наверное, проверить, как он сдавал экзамен, как учился в автошколе. И в дальнейшем наказывать за выпуск такого водителя инспектора, который принимал экзамен, а автошколу лишать лицензии за некачественную подготовку ученика и содействие в получении водительского удостоверения. Вообще, у нас идея создать общую базу всех водителей.

— Как сейчас обстоят дела с пьянством за рулем и наркоманами-водителями?

— Количество таких нарушителей значительно сократилось. Отчасти благодаря алкотестерам — приборам для определения уровня алкоголя в крови водителей. Ими сейчас оснащены большинство инспекторов ГИБДД. При помощи таких приборов они смогут прямо на дороге, без привлечения врачей-наркологов, выявлять нетрезвых водителей. Что касается водителей, находящихся под наркотическим опьянением, то их выявляют по внешнему виду. Тестеров на наличие наркотиков в крови у нас пока нет. Но у инспекторов, как говорится, глаз наметан. Они сразу вычисляют такого водителя и отправляют его на медицинское освидетельствование. Врачи в больнице определяют, под действием какого вещества находится человек. Никаких сложностей с этим нет. У врачей передвижных лабораторий также есть технические средства, чтобы выявить наркомана. А порядок составления протоколов тот же, что и в случае с пьяным водителем. Если в медучреждении не могут определить состояние опьянения, то врачи берут пробы биологических сред и направляют на экспертизу.

— Стартовал новый учебный год, все ли дороги у школ в достаточной мере оборудованы разметками и ограждениями?

— Мы проводили рейд по всем новосибирским школам, и большинство из них можно назвать безопасными. В смысле дорожного движения рядом с ними. Имеются «зебры», «лежачие полицейские», ограждения. Однако у нас есть еще учебные заведения, которые подошли к этому вопросу не так тщательно, как положено. В некоторых школах нет элементарного забора, и автомобили могут беспрепятственно заезжать на территорию. Недовольны мы и тем, что большинство школьных автобусов не закреплены за профессиональными предприятиями, так же как и не все такие маршруты официально утверждены. И об этом, прежде всего, должны позаботиться руководители педагогических учреждений. С нашей стороны мы подготовили тысячи информационных листовок, в числе которых есть даже расписание дня, где каждому ребенку предлагается нарисовать свой путь от дома до школы. Насколько он безопасен. Кроме этого, установлены стенды, опять же с информацией о правилах дорожного движения. Также инспекторы ГИБДД проводят выездные мероприятия, где рассказывают ребятишкам о правилах поведения на дорогах. Мы вообще хотим, чтобы уроки по ПДД и безопасности на дорогах были введены в программу начальных классов. Подобные занятия, особенно для мегаполисов, сыграют положительную роль. ДТП с участием детей наверняка стало бы гораздо меньше.

— Многие водители жалуются, что фонари у нас отключают слишком рано, им приходится ездить в кромешной тьме...

— К сожалению, это так. Освещение в городе выключают около часа ночи, оставляя его лишь на центральных улицах. И это ГИБДД, конечно, не устраивает, потому как большинство аварий происходит именно в ночное время. Мы неоднократно писали предложения, чтобы дороги, по крайней мере, где поток транспорта наблюдается и в ночное время, были освещены. Но сейчас кризис, и городу приходиться экономить. Но я думаю, что эту проблему решить необходимо. А в целях экономии достаточно будет, чтобы фонари горели хотя бы через один.

— Существует ли проблема с частными перевозчиками: за рулем такси зачастую жители из ближнего зарубежья?

— Безусловно. Нам трудно проследить, где и каким образом эти люди получили водительские удостоверения. Если пассажирский транспорт, в частности автобусы, мы еще можем контролировать, то проверка таксистов вышла из-под нашего контроля, с тех пор как на этот вид услуг отменили лицензию. ГИБДД, конечно, проверяет по мере возможности таких перевозчиков, но дать полную гарантию, что за рулем такси едет опытный водитель, не может. Равно как не даст гарантию, в каком состоянии находится его автомобиль. Отныне это дело станций техобслуживания, где инспектор лишь выдает документ на основе диагностики, которую ему предоставляют мастера станций. Зато пассажирские автобусы проходят проверку на четырех станциях техосмотра, где трудятся самые ответственные люди, работа которых под постоянным контролем. Вообще, наша мечта — и я думаю, она обязательно осуществится, невзирая на финансовые трудности, — построить движение таким образом, чтобы оно было комфортным для каждого водителя. Чтобы везде были грамотные развязки, оборудованные «умными» светофорами. Чтобы на обочинах обязательно были установлены информационные щиты, напоминающие водителю о правилах.

И все же качественное движение невозможно без совместных усилий, которые должны приложить все, и водители в том числе. Ведь культура вождения — залог безопасности.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: