Новосибирск 12.1 °C

Владимир Женов: «То, что у любителя — биография, у профессионала — судьба»

09.04.2009 00:00:00

12 апреля отмечает 15-летний юбилей Новосибирский Муниципальный банк. На региональном финансовом рынке он появился одним из первых и быстро вошел в число ведущих и наиболее ярких участников. О том, какой путь прошел банк от «абсолютного нуля» до «Лучшего регионального банка» России, рассказывает Генеральный директор Владимир Женов.

— Владимир Гаврилович, как возникла идея создания Муниципального банка?

— Время, в которое он создавался, было беспредельно тяжелым, Новосибирску жизненно необходим был финансовый орган, который мог бы заполнить гигантскую брешь в обслуживании бюджета города, в осуществлении хозяйственных и платежных функций. Этого просто не было! Фактически не было и вообще банковской системы, она только начинала образовываться.

Идея бродила в умах. Первым был создан муниципальный банк в Петрозаводске. Иван Иванович Индинок и Виктор Александрович Толоконский, которые тогда стояли у руля города, ее подхватили и начали создавать наш Муниципальный банк. Меня привлекли к его формированию и руководству.

— Как отозвался город на идею создания своего банка?

— Все высказали горячее одобрение — и властные структуры, и предприятия. А дальше началась обычная рутинная работа… Законодательства практически не было, поэтому многое пришлось начинать с нуля. И была очень важна помощь власти в лице мэрии. Воля, желание и пробивная сила Ивана Ивановича Индинка и Виктора Александровича Толоконского сыграли колоссальную роль. «Медтехника» помогла банку с помещением. Сбросились, если можно так выразиться, различные предприятия и коммерческие структуры. Мне удалось буквально за три месяца получить лицензию, что многие до сих пор считают рекордом. И в 1994 году, 12 апреля, мы стартовали.

— Где располагалось первое помещение банка, как набирали штат?

— Это был бывший торговый салон «Медтехники» на ул. Ватутина, 13, где мы максимально, даже не на сто, а на все 500% использовали каждый квадратик. Мы оттуда вышли, для нас до сих пор это по-человечески очень дорогое место.

Специалистов в банковском деле тогда практически не было. Я и сам не был финансистом. Поначалу дрожала рука, когда подписывал платежки на большие суммы, за что меня часто ругала главный бухгалтер, говорила, что РКЦ документ не примет. А рука дрожала от волнения: эти цифры казались мне гигантскими! Сейчас я к ним достаточно равнодушен — у меня давно не дрожит рука, когда подписываю платежку и на 100, и на 200, и на 500 млн.

— Как родился слоган «Банк для города и горожан»?

— Сначала была другая фраза, достаточно сложная: «Доверие порождает уверенность». А я как-то сказал, что мы должны быть банком для города и горожан, и эта фраза понравилась, легла на слух, на душу и начала работать. Иногда даже трудновато: приходит человек и говорит: вот я же горожанин, обеспечьте мне, выдайте. Но это здорово. Мы делаем все, чтобы люди нам верили, не подводим ни одного нашего клиента, партнера. И никогда не подведем.

— Когда вы поняли, что банк состоялся?

— Да не знаю — откровенно. Это такая эфемерная вещь, которая складывается из многих составляющих. Например, когда один из очень уважаемых экономистов сказал: наконец, вы стали настоящим банком, а не расчетным центром. Когда пережили кризис 1998 года, и нам поверили вкладчики. Когда первый раз завоевали звание «Лучшего регионального банка» — вначале Сибири, потом России. Когда остановку общественного транспорта впервые в стране назвали именем Муниципального банка — коммерческого банка. Когда к нам начали поступать на работу уже дети наших сотрудников… Это так здорово, что банк, начавшись с абсолютного нуля, превратился в реальное мощное предприятие, социальную структуру. По ряду показателей мы сейчас входим в первые 200–300 банков России. Но дело не в цифрах. За нами стоит та гигантская работа, которая позволяет говорить: мы стали действительно настоящим, действующим банком.

— Банк начался с чистого листа. Осталось в памяти что-то из «первого»?

— Мы храним каждое первое как реликвию. Прекрасно помню первую платежку (мы сделали в ней ошибку: вместо «мэрии» написали «мерии»), первый миллион рублей, первые сто миллионов, вексель N 1, первый межбанковский кредит, первый допофис и банкомат, пластиковую карту N 1 — она у меня до сих пор хранится…

Но больше помнятся не эти параметры, а то, что связано с людьми. Первый «банковский» ребенок, который пошел в школу, первая свадьба между сотрудниками — это были Леша и Оля Юрины. Первый семинар — выезд в п. Кирза Ордынского района, где нас было 30 человек и где я вдруг начал понимать, что мы становимся коллективом. Это было сродни ощущению, которое я испытал однажды на автомобильном заводе, — когда из разрозненных узлов и деталей на конвейере возникает нечто целое, «живое», готовое к движению и высоким скоростям.

Несмотря на то, что нам 15 лет, каждый год снова что-то происходит впервые. В 2008 году мы впервые подготовили Социальный отчет по международным стандартам, банк впервые был занесен на городскую Доску почета. Радовался коллектив, нам звонили, поздравляли горожане. Это так греет душу…

— Какие принципы закладывались в основу корпоративной культуры банка, взаимоотношений с клиентами?

— О корпоративной культуре написаны сотни исследований. А для меня это просто: из почти 600 наших сотрудников минимум половина работает в банке свыше пяти лет. И уже это о многом говорит. Что касается этических принципов, то и для меня лично, и, надеюсь, для всего коллектива они остаются неизменными: деловая и человеческая Порядочность. С большой буквы. Ежедневно мы стараемся быть честным, открытым банком. Это и привлекает к нам клиентов. Люди нам верят!

— Вас в свое время называли кошельком мэрии. Не было обидно?

— Наоборот, мы гордимся этим! У каждого живого организма — а город — живой организм — должен быть свой врач, учитель, банкир. Мы и были таким банкиром. Никаких особых преференций мы в связи с этим не имели. Виктор Александрович Толоконский иногда удивлялся: как вам удается плавать в бассейне без воды? Другое дело, что мы всегда чувствовали поддержку власти в тех пределах, в которых она должна оказываться бизнесу. И сегодня ни мэр, ни губернатор не вмешиваются в наши оперативные дела. Мы ежегодно сверяем с ними стратегические ориентиры, которые существенны для нас. Тем важнее то доверие, которое мы ощущаем, тем больше наша ответственность.

— Назовите основные программы, которые банк реализовал за эти годы.

— Программ было, есть и остается очень много. На каждую из них накладывается отпечаток конкретного времени. В 1990-е годы была уникальная программа накопительных жилищных вкладов, потом запустили ипотечную программу, которая и сейчас идет совместно с Новосибирским областным агентством ипотечного кредитования. Очень мощно идет программа кредитования работников бюджетной сферы: ежедневно мы выдаем от 1 до 2 млн рублей на эти цели. Банк достаточно много вложил в программу реконструкции ветхого и аварийного жилья, в строительство муниципальных объектов. Кредитуем предприятия торговли, автотранспорта, дорожно-благоустроительного комплекса и т.д., малый и средний бизнес. На днях банк признан одним из победителей конкурса на право участия в программе кредитования малого и среднего бизнеса под поручительство областной администрации. На выходе у нас много программ, связанных с кредитованием населения, другое дело, что сейчас ситуация сложная. Но, я думаю, пройдет немного времени, и финансовая жизнь в этом плане возродится.

— Банк известен своей благотворительной деятельностью. Это не дань моде?

— Это наша гражданская позиция, признак нашей деловой души. Для нас благотворительность — это не просто тупо дать деньги и из сердца вон. Более того, мы считаем, что благотворительность за чужой счет безнравственна. Но нам кажется, что мы нашли много удачных механизмов для нашего социального самовыражения. Вот мы регулярно, минимум 12–13 лет, подписываем ветеранов-вкладчиков на «Вечерку». И для них это такая радость! Не деньги, которые мы на это тратим, а то, что о них помнят. И уже в преддверии подписки многие спрашивают: вы нас подпишете? Честно говорят: да, у нас есть деньги, но нам хотелось бы, чтобы это сделали вы. Потому что нам важно чувствовать вашу заботу.

Совместно с Фондом Памяти им. Володи Женова мы поддерживаем детей из детских домов, из малообеспеченных семей. Поддерживаем учителей, спорт и детский, и взрослый, церковь — вне зависимости от конфессий. Конечно, в этом году придется ужаться, но будем изыскивать возможности, чтобы продолжать эти проекты и дальше.

— Как удается банку прочно занимать свою нишу на насыщенном рынке финансовых услуг?

— Главные конкурентные преимущества банка в том, что он, во-первых, местный, а, во-вторых, независимый. Мы работаем на рынке с самого начала, знаем местную специфику. Банк самостоятельный, все решения принимаются только здесь, нам не надо согласовывать их ни с Москвой, ни с Парижем. Наконец, я сам коренной новосибирец, а это очень важно, когда руководитель знает людей, знает город. Эти преимущества рождают другие, и все это вместе взятое каждый год накапливается и накапливается, как культурный слой, и позволяет нам чувствовать себя достаточно уверенно на рынке. Ну и потом, я всегда говорю: если есть один банк, то рядом обязательно должен быть второй, чтобы первый быстрее бегал. Вот мы постоянно и стараемся бегать быстрее.

— Кризис наверняка вас коснулся, хотя банку удается не просто выживать, но и наращивать бизнес в непростой период.

— Нам трудно, как и всем. Более того, поскольку банк независимый, нам пришлось осенью тяжелее, чем многим. Мы пережили нехватку ликвидности. Не получали господдержки напрямую, а получили ее благодаря взаимодействию с нашим стратегическим партнером — Ханты-Мансийским банком, благодаря доверию к нам со стороны участников банковского рынка, наших клиентов. Пережили грязные информационные атаки, и это тоже показатель: на слабых не нападают, нападают на сильных, чтобы их свалить. Мы испытали, как и другие банки, панику вкладчиков, которая, к счастью, быстро погасла. Я честно говорю, что мое кресло — это электрический стул. Но в последнее время «чертовски хочется работать», стало гораздо интереснее!

— Что можно сказать о коллективе банка?

— Да классный коллектив! Веселый, мудрый, обаятельный — потому что женщин у нас в коллективе почти две трети. Средний возраст сотрудников — 33,5 года, а это значит, что запальчивость и дерзость молодости сочетается с мудростью и осмотрительностью взрослого поколения. Я горжусь коллективом, который каждодневно профессионально выполняет тяжелейшую рутинную работу. Люди — это главный актив банка, который поможет нам пережить все!

— В чем, на ваш взгляд, секрет успеха банка?

— Я мог бы отшутиться: мы такие маленькие, что, съев нас, можно подавиться. Но отвечу абсолютно серьезно: то, что у любителя — биография, у профессионала — судьба. Вот выпало нам это, ну, значит, выпало. Будем работать!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: