Совет депутатов города Новосибирска держит в центре внимания вопросы обеспечения общественной безопасности, и как одну из её составляющих работу участковых уполномоченных милиции.
Председатель Совета депутатов Новосибирска Надежда Болтенко, подводя итоги
Этой проблематикой занимается созданная решением комиссии по местному самоуправлению рабочая группа. За это время был выявлен ряд проблем, препятствующих эффективной работе, среди которых и текучесть кадров, и бытовая неустроенность сотрудников, и безопасность самих участковых. Последняя из названных проблем стоит наиболее актуально. Совсем недавно участковый уполномоченный УВД по Центральному району Владимир Нечаев был зверски убит на рабочем месте. Это уже второй случай гибели участкового при исполнении служебных обязанностей.
На этом фоне полное недоумение вызывает готовящийся на федеральном уровне приказ о реорганизации структуры органов внутренних дел. По имеющейся информации, районные управления внутренних дел будут заменены отделами, произойдёт сокращение ряда должностей, штатной численности и единиц техники. Этот вопрос был затронут на недавно состоявшейся сессии Совета депутатов города Новосибирска. Приказ находится ещё только в стадии разработки, но уже вызвал обеспокоенность в ряде регионов и городов. По мнению новосибирских властей, реорганизация не принесет ничего, кроме ухудшения оперативной обстановки и снижения безопасности граждан, поэтому депутаты после детального изучения всех тонкостей и возможных последствий реформы готовы обратиться к министру внутренних дел с соответствующим ходатайством.
Сегодня в городе работают 340 участковых. По штатному расписанию их должно быть 371. Но даже при некомплекте кадров в 31 человек участковых постоянно отвлекают на непрофильные работы по дознанию, на обеспечение общественного порядка и участие в милицейских спецоперациях. В том числе
С чем приходят люди к участковым? Главным образом, с бытовыми проблемами, которые на официальном языке называются «слабое исполнение административного законодательства».
Особняком стоит проблема обеспечения безопасности самих милиционеров. Сергей Бондаренко высказал предположение, что трагедии с Владимиром Нечаевым могло и не случиться, будь вовремя приняты соответствующие меры. К примеру, опорные пункты можно оснастить «тревожными кнопками», системами видеонаблюдения необходимые средства должны быть предусмотрены в утверждённой Советом депутатов города Новосибирска программе «Общественная безопасность в городе Новосибирске»
Анализируя итоги деятельности участковых уполномоченных, можно сказать, что со стороны Совета депутатов для обеспечения общественной безопасности сделано немало. В 2008 году из бюджета города было выделено 18 миллионов 997 тысяч рублей на ремонт и оснащение опорных пунктов милиции. Семьи участковых милиционеров получили пять квартир. Вся эта жилплощадь бывшие опорные пункты, переведенные в другие, более приспособленные, помещения. Всего за минувшие четыре года более 600 милиционеров получили жилье в общежитиях и собственные квартиры. Сейчас решается вопрос о передаче одного из городских общежитий в ведомственное распоряжение УВД Новосибирска для решения «квартирного» вопроса работников службы участковых уполномоченных.
В 2006 году решением депутатов Совета депутатов Новосибирска для участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних были введены специальные муниципальные надбавки. Сейчас величина такой надбавки составляет 1,5 тысячи рублей ежемесячно на каждого сотрудника. Если показатели работы участкового хорошие, он получает больше. Недобросовестные милиционеры, замеченные в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, лишаются надбавки.
Оценка показателей деятельности участковых производится в соответствии с внутриведомственным перечнем критериев эффективности. Эти критерии (всего их 19) оговорены в приказе МВД. Основными являются раскрытие бытовых преступлений; преступлений, совершенных в пьяном виде; убийств, контроль над рецидивистами, условно осужденными и досрочно освобожденными; пресечение распития спиртных напитков в общественных местах и мелкого хулиганства. Члены рабочей группы по повышению эффективности работы участковых уполномоченных считают, что в критерии оценки нужно добавить составление протоколов по ряду административных правонарушений, жалобы на которые наиболее часто поступают от жителей, а также непосредственно работу с людьми, участие в жизни каждого, кто живет на участке, кто приходит в опорный пункт, так как именно в этом основное предназначение участкового. Кроме того, в обязанность участковых нужно вменить периодические отчеты перед жителями. Депутаты высказали намерение принять участие в разработке критериев оценки работы участковых уполномоченных и сообщили о готовности обратиться к руководству МВД по этому поводу.
Что ещё можно сделать для повышения уровня общественной безопасности? Сергей Бондаренко обратил внимание, что помещения опорных пунктов порой настолько тесны, что в них с трудом находят место несколько посетителей. Где участковым отчитываться о своей деятельности? Если бы такие площадки были (в помещениях ТОС или в помещениях общеврачебных практик), их можно было бы использовать и для проведения мероприятий по правовому воспитанию граждан, которое сегодня оставляет желать много лучшего.
Вопрос по информированию граждан о работе участковых до сих пор не отрегулирован, считает депутат Ренат Сулейманов. Необходимо практиковать размещение информации об адресах опорных пунктов, часах приёма граждан участковыми в СМИ.
Нужно систематизировать всю информацию о том, что было сделано в последние годы, посмотреть, какие средства в какие годы выделялись, выявить сильные и слабые места. На слабые места направить основные усилия, резюмировал Ренат Сулейманов.