Первое впечатление о постановке складывается задолго до того, как открывается занавес и артисты начинают играть свои партии. Захочется ли зрителю на это посмотреть, во многом зависит от афиши или от театрального плаката.
Все работы, представленные на выставке, которая открылась в Международный день театра в Художественном музее, сделаны разными новосибирскими художниками, выполнены в разном стиле. Но объединяет их одно главным персонажем каждой из них является спектакль. Именно в этом главное отличие театрального плаката
С каждым годом театральный плакат все больше и больше удаляется в историю, говорит новосибирский плакатист, карикатурист и график
А искусство дело тонкое: оно хоть и вечно, но без кассовых сборов рискует зачахнуть преждевременно. Вот и приходится ради успеха, то есть для того, чтобы зрительный зал был наполнен, вмешивать в искусство экономику.
Раньше время было другое: раньше думали в первую очередь о спектакле, а сейчас искусство измеряется количеством людей, которые придут и заплатят деньги за представление, с сожалением констатирует театральный художник Владимир Авдеев. Современную публику нужно заманивать не спектаклем, а лицом артиста, который там играет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня все театральные афиши однотипны: это увеличенные снимки актеров, исполняющих главные роли.
Рыночная экономика вмешивается в культуру уже почти двадцать лет: плакатистам, в отличие от фотографов, заказы «нарисовать спектакль» поступают довольно редко. Поэтому большинство работ, представленных в экспозиции, были сделаны еще в советское время. Современных плакатов единицы, и даже непрофессиональный глаз может с легкостью отличить их от тех, что сделаны в конце прошлого века, когда на творчество не влияли не только рыночная экономика, но и компьютерные технологии.
Как это отразилось на искусстве, лучше или хуже стали от этого произведения тоже стало предметом дискуссии плакатистов, собравшихся на открытии выставки. Все сошлись только в одном: если художник не хочет быть голодным, ему стоит приноровиться к походке времени, все чаще переходящей в бег. Это значит научиться зарабатывать на хлеб не только с помощью кисти и холста, но и с помощью мышки и монитора. А вот насчет того, убивает это или не убивает идею, которую автор хочет вложить в свое произведение, каждый остался при своем мнении.
После того как компьютер вмешался в жизнь, все плакаты стали
Владимир Авдеев с коллегой по цеху не согласен. Подобно тому, как рукописи не горят, настоящее произведение искусства останется живым даже после процесса электронной оцифровки.
Многие сетуют на то, что технический прогресс повлиял на искусство негативно, что компьютер отобрал у мастера кисть, говорит Владимир. Я же считаю, что главный инструмент художника это мысль, метафора. Если две эти составляющие есть, то настоящий живописец сможет выразить их независимо от того, какой инструмент у него в руках
Кстати, по мнению автора театрального плаката, метафора, которая отражает идею спектакля, тоже величина непостоянная. Она зависит от многого: от автора, от режиссера, от эпохи, наконец, в которую эти двое творят. Любой живописец легко отличит, в какое время был сделан плакат. Качество бумаги, качество полиграфии здесь ни при чем. Многие плакаты, которые были сделаны в последние годы, просто не могли появиться при советской власти, когда свобода самовыражения упиралась в необходимость выразить в произведении идею социализма.
Впрочем, именно этот контроль и толкал многих свободолюбивых художников на поиск творческих лазеек.
Театр был особой кастой, вспоминает Владимир Авдеев, художник вполне мог найти способ, чтобы делать то, что он хотел, но при этом не вступать в конфликт с системой. В то же время за произведения, которые родились в этом компромиссе, мне и сегодня не стыдно.