Новосибирск 13 °C

Театральный плакат: назад, в будущее

31.03.2009 00:00:00

Куратор выставки Надежда Мельникова уверена, что технический прогресс внёс свой штрих и в современный театральный плакат

Первое впечатление о постановке складывается задолго до того, как открывается занавес и артисты начинают играть свои партии. Захочется ли зрителю на это посмотреть, во многом зависит от афиши или от театрального плаката.

Все работы, представленные на выставке, которая открылась в Международный день театра в Художественном музее, сделаны разными новосибирскими художниками, выполнены в разном стиле. Но объединяет их одно — главным персонажем каждой из них является спектакль. Именно в этом главное отличие театрального плаката 70–80-х годов прошлого века от большинства рекламных проспектов, которые приглашают ценителей Мельпомены на современное представление.

— С каждым годом театральный плакат все больше и больше удаляется в историю, — говорит новосибирский плакатист, карикатурист и график в 80-е, а ныне просто художник Сергей Мосиенко. — Сейчас больше популярны афиши, на которых напечатано название спектакля и кто в нем играет. А театральный плакат — это графический образ спектакля. Это произведение искусства.

А искусство — дело тонкое: оно хоть и вечно, но без кассовых сборов рискует зачахнуть преждевременно. Вот и приходится ради успеха, то есть для того, чтобы зрительный зал был наполнен, вмешивать в искусство экономику.

— Раньше время было другое: раньше думали в первую очередь о спектакле, а сейчас искусство измеряется количеством людей, которые придут и заплатят деньги за представление, — с сожалением констатирует театральный художник Владимир Авдеев. — Современную публику нужно заманивать не спектаклем, а лицом артиста, который там играет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня все театральные афиши — однотипны: это увеличенные снимки актеров, исполняющих главные роли.

Рыночная экономика вмешивается в культуру уже почти двадцать лет: плакатистам, в отличие от фотографов, заказы «нарисовать спектакль» поступают довольно редко. Поэтому большинство работ, представленных в экспозиции, были сделаны еще в советское время. Современных плакатов — единицы, и даже непрофессиональный глаз может с легкостью отличить их от тех, что сделаны в конце прошлого века, когда на творчество не влияли не только рыночная экономика, но и компьютерные технологии.

Как это отразилось на искусстве, лучше или хуже стали от этого произведения — тоже стало предметом дискуссии плакатистов, собравшихся на открытии выставки. Все сошлись только в одном: если художник не хочет быть голодным, ему стоит приноровиться к походке времени, все чаще переходящей в бег. Это значит научиться зарабатывать на хлеб не только с помощью кисти и холста, но и с помощью мышки и монитора. А вот насчет того, убивает это или не убивает идею, которую автор хочет вложить в свое произведение, каждый остался при своем мнении.

— После того как компьютер вмешался в жизнь, все плакаты стали какими-то инкубаторскими, — уверен Сергей Мосиенко. — А в ручной работе есть место индивидуальности, в ней есть душа.

Владимир Авдеев с коллегой по цеху не согласен. Подобно тому, как рукописи не горят, настоящее произведение искусства останется живым даже после процесса электронной оцифровки.

— Многие сетуют на то, что технический прогресс повлиял на искусство негативно, что компьютер отобрал у мастера кисть, — говорит Владимир. — Я же считаю, что главный инструмент художника — это мысль, метафора. Если две эти составляющие есть, то настоящий живописец сможет выразить их независимо от того, какой инструмент у него в руках…

Кстати, по мнению автора театрального плаката, метафора, которая отражает идею спектакля, — тоже величина непостоянная. Она зависит от многого: от автора, от режиссера, от эпохи, наконец, в которую эти двое творят. Любой живописец легко отличит, в какое время был сделан плакат. Качество бумаги, качество полиграфии здесь ни при чем. Многие плакаты, которые были сделаны в последние годы, просто не могли появиться при советской власти, когда свобода самовыражения упиралась в необходимость выразить в произведении идею социализма.

Впрочем, именно этот контроль и толкал многих свободолюбивых художников на поиск творческих лазеек.

— Театр был особой кастой, — вспоминает Владимир Авдеев, — художник вполне мог найти способ, чтобы делать то, что он хотел, но при этом не вступать в конфликт с системой. В то же время за произведения, которые родились в этом компромиссе, мне и сегодня не стыдно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: