Вадим Иванкин, заслуженный художник России, секретарь Союза художников России, председатель Новосибирского отделения Союза художников, в беседе с корреспондентом «Вечерки« размышляет о современном искусстве в целом и о том, как можно украсить наш город в частности.
Вадим Викторович, несколько новосибирских художников недавно вернулись из Москвы, с выставки
Выставка получилась грандиозная! Она занимала все три этажа Центрального дома художников, включала в себя около восьми тысяч работ. И на протяжении всех дней, пока длилась, залы были переполнены зрителями. «Географическая протяженность«
А что дает участие во всероссийской выставке?
Прежде всего, профессиональный рост. Потому что если ни в чем не участвовать, нигде не выставляться, стать художником невозможно. Согласитесь, не всякий, кто взял в руки кисточку, может считаться художником. Сначала талант, как говорится, варится в собственном соку, потом начинает приоткрываться, «выходить в народ». И делая первые профессиональные шаги, учится. Точно так же актер театра: если не играет на сцене регулярно, не вступает в диалог, перестает быть актером. Даже при самых блестящих природных задатках.
Были на выставке
Обычно открытия делает зритель: видит совершенно обыденные вещи, которые встречал в этой жизни
Региональные особенности бросаются в глаза, когда регионы представлены компактно, когда творческие корни обнажены, сплетены в единый организм. Ведь настоящая выставка это и в самом деле единый живой организм. А если говорить
Какую левизну имеете в виду?
Творческую свободу. Все, что «справа», оно как бы более устоявшееся, оформленное, определенное. Откройте учебник и увидите это «правое», представленное на страничках истории. Новосибирское искусство более свободно в своих поисках, в позах и жестах. Этим, наверное, оно немножко отличается от искусства других регионов, с более устойчивыми традициями.
Вы вернулись с очередного съезда художников. Каковы результаты поездки?
Все прошло очень спокойно, уравновешенно. В отличие, например, от съезда кинематографистов, который всем запомнился по выпускам новостей. У нас такой красивой телевизионной картинки не было к сожалению а может, к счастью На мой взгляд, к счастью. Были нормальные, рабочие взаимоотношения.
Самое главное заключается в том, что сменилось поколение художников. Сменилось естественным образом, без криков, без театральных жестов, без заламывания рук. Но поскольку мы находимся внутри процесса, оценивать последствия смены поколений сложно и преждевременно. Я просто констатирую факт: уходит поколение художников старших, приходят новые люди я бы не сказал, что это люди с совершенно другими мозгами, но немножко более продвинутые, адаптированные к нынешнему непростому состоянию общества.
Бытует мнение, что «продвинутость» коснулась прежде всего технологий: краски, кисти уходят в прошлое Так ли это?
Да, компьютерные технологии в нашу жизнь вторгаются, становятся незаменимыми. И все же никакие ультрасовременные приемы не помогут человеку, который не умеет видеть, который не способен влюбляться в это знакомое, тысячу раз увиденное. Художник создает произведения не с помощью компьютерных программ, карандашей, красок и прочих инструментов. Художник пишет своими ощущениями и кровью это и есть главная загадка мастерства.
Значит, Лев Толстой был не совсем прав, когда писал в «Анне Карениной», что если бы ребенку или кухарке открылось то, что видит мастер, то и они сумели бы изобразить то, что видят? Без всякой выучки, техники
В принципе, это взгляд писателя на изобразительное творчество. Хотя, конечно, нужно учитывать контекст, в котором прозвучала мысль Льва Николаевича. Могу сказать одно: и Малевич не создал бы свой квадрат, если бы не владел основами ремесла. Если вы посмотрите на ранние работы Кандинского, ни за что не поверите, что это Кандинский. Этот
Есть проекты по украшению нашего города граффити, репродукциями художников. Вам хотелось бы видеть работы, например, Леонардо да Винчи вместо рекламных щитов?
Проекты, конечно, интересные. Участвовать в них можно и нужно. Было бы желание! Ведь даже в самые «дефицитные» серые времена люди старались украшать стены домов: вспомните дорогостоящие мозаики, фрески
Вспоминаются «Приключения Электроника». Там в конце фильма весь город сбегается на площадь послушать бой старинных часов, посмотреть движущиеся картины
Если честно, историю про Электроника
Но ведь картины должны вписываться в окружающий пейзаж
Да не обязательно
Репродукции
Кажется, нет. Хорошо бы разработать подобный проект и для нашего города. Новосибирские художники могли бы постараться ради такого дела. А Новосибирская картинная галерея могла бы приоткрыть запасники. И это вовсе не показной патриотизм: вот, мол, не надо нам ничего оттуда, из столицы, не надо третьяковских полотен Просто своего, местного, вообще никто не знает! Из коллекции, которая находится в хранилищах Новосибирского государственного художественного музея, можно составить основу композиции и украсить город. Мы, художники, это дело охотно поддержим.
А кто должен выйти с инициативой?
Да кто угодно. Хотя бы «Вечерка». Главное, чтобы проект был подхвачен, а не оставался на словах и на бумагах.