Новосибирск 0.4 °C

Что в имени твоём…

14.03.2009 00:00:00

«Дать имя — значит создать человека»

Из курса русского языка мы помним, что имена бывают собственные и нарицательные. Нарицательные — это все слова, которыми пользуются в языке. А имя собственное — это то особенное имя, которым обозначаются живые существа. С помощью этих ярлыков мы различаем друг друга, особенно если не наблюдаем человека.

По мнению Евгения Соснина, прежде чем говорить о связи имени с судьбой, нужно посмотреть в глубь происхождения слов. Каждое слово имеет корень. И именно благодаря изучению корней слов мы можем узнать, почему с именем связывают такие представления о судьбе и характере человека.

Взять хотя бы само слово «имя». Не вдаваясь в филологические подробности, скажем, что оно состоит из двух древних слов, из двух корней. Первый обозначает — «вложенное внутрь». Это сущность человека. Значение второго корня — «человек — это мыслящее существо». Таким образом, слово «имя» значит «внутри живого существа». Это то, что обычно называется душой со знанием, духом, памятью. Имя — это есть мы сами. Именно поэтому имя и влияет на нашу судьбу. Самые первые имена были обыкновенными словами из того языка, на котором говорил народ. Например, у славян детей называли кузнец, горшечник, первак, вторак, третьяк (по рождению). От этих имен часто происходили фамилии.

Чтобы человек развивался, рос и чтобы его судьба соответствовала тому, что хотят его родители, имя должно быть прозрачно. Дать имя — это значит, фактически, создать человека. Если обратиться к скандинавской мифологии и открыть «Старшую Эдду», то само творение мира представлялось предкам как давание имен. Боги взяли часть материи и сказали «звезда» — и стала звезда.

Имя давалось не только для того, чтобы спровоцировать как-то судьбу, но чтобы и защитить человека. Защита могла быть разной. Можно назвать девочку Краса, чтобы она выросла красивой. Мальчика Храбрец, чтобы был храбрым и сильным. Но можно назвать и наоборот, например, Безлепый — значит некрасивый, Яков — хромой.

Спрашивается, почему так называли детей? Оказывается, существовало поверье, если рождается красивый ребенок, его могут похитить духи. А назовем его Безлепый. Духи пришли (они видят не те образы, которые видим мы), увидели некрасивое имя и ребенка не взяли. Имя и есть душа, оно материально. Тут уже элементы народной магии.

«Имя — это карта нашей истории»

Редко имена бывают прозрачны. Чаще всего они подвергались влиянию разных культур. Русские как народ появились сравнительно недавно — только в XIV веке. Мы потомки не только славян, нашими предками были и тюрки, и финно-угры, и иранцы. Их языки, их культура слились и образовали современный русский язык. Греческий язык тоже оказал огромное влияние.

Наши имена — это карта нашей с вами истории. Алена — Елена — Лена — это греческое имя. Оно проникло в европейские языки благодаря легенде о знаменитой Елене Троянской, которая вылупилась из яйца. Матерью ее была лебедь, отец — Зевс. Образ мирового яйца, из которого вылупляется женщина, — это один из древнейших образов появления мира. Пасхальное яйцо — тоже образ вселенной. В русской традиции сразу вспоминается сказка о Курочке Рябе. Елена переводится как светлая, сияющая. У этого имени есть сестры в русском языке — Светлана и Ольга. Ольга пришло из Скандинавии — звучало как Хельга — святая, священная, Светлана — это перевод.

Вместе с христианством на Руси появилось огромное количество новых имен. Не только греческих и латинских, но и древнеегипетских. Происхождение имен помогает нам увидеть происхождение культуры. Ибо христианская религия формировалась на базе египетской религии. Например, почитание Девы Марии, которую на Руси называют Богородицей, идет из Египта. Поклонение матери бога возникло в тех местах, где древние египтяне поклонялись Исиде — матери Осириса — великой богине. Прежде всего, египетские заимствования стали проникать к нам через буквы, через алфавит. Потому что с развитием христианства на Русь пришла письменность. В нашем алфавите есть буквы, которые затем стали именами.

Например, Ш — это древний египетский иероглиф, который непосредственно связан с именем Сюзанна. Вроде бы Сюзанна — это европейское имя. Один и тот же образ как бы расщепился. В нашу традицию пришла буква, а в европейскую традицию — имя. Эта буква восходит к изображению лотоса, священного цветка египтян. В египетском языке это имя было мужское. Дойдя до Европы, оно стало женским. Сюзанна или Сьюзен, а иероглиф в виде буквы достался нам.

Египетские имена интересны тем, что они раскрывают сущность имени. Первые имена были вовсе не словами, а целыми предложениями, которые затем превратились в отдельные слова, как бы свернулись. Но если будем их разворачивать, то многое узнаем. Например, египетское имя Ануфрий — это целое предложение. Означает — вечно прекрасный, эпитет бога Осириса. Каждый элемент иероглифа — лютня, змея, вода, осел — рассказывает целую историю…

Имя Ярослав — тоже предложение, которое не до конца свернулось. Это тот, кто славен своей яростью, своей солнечной силой, энергией. Произошло от славянского бога солнца Ярила, который покровительствовал людям. Но если мы посмотрим греческий язык, то обнаружим с именем Ярослав целую историю. По-гречески Ярослав — это Геракл — Геро-клеос. Гера — богиня жизненной силы — жена Зевса. Это слово того же корня, что и Ярослав. Слав или -клео — это слова. Гера стремилась погубить Геракла — она его прославила. Чтобы понять имя, его сущность — недостаточно просто его перевести. Имя рассказывает нам историю.

Иногда словарь дает разные трактовки имени. Так, имя Яков переводится с древнееврейского как хромой. Второе толкование — «Бог, да хранит его». Верить нужно тому и другому. Почему хромой? По одной версии, когда рождался, то застрял, и его вытаскивали за пятку. Возникает ассоциация с Ахиллесом. Пятка была важной частью тела. Предки считали, что душа существовала в пятках. Со временем, когда человек стал отдаляться от земли, душа стала перемещаться вверх. У поздних греков она уже в коленях, в Древней Руси — в животе, в XIX веке — в сердце. У нас же сейчас душа в голове. Мы «вырубаемся», как будто нас выключили из розетки. Постепенно теряем связь с землей. В слове Яков есть значение хранить или защищать.

Древние евреи воспринимали защиту и оборону другим способом — идти следом. Пятка — это стопа. Идти по стопам — следовать за кем-то и в идейном, и в физическом смысле, и оберегать. Бог да хранит его.

Имя Яков толкуют еще как хромой бог. Но можно пойти глубже. Оказывается, это миф о самом человеке. В отличие от животных мы ходим на двух ногах с нарушением равновесия. Когда мы идем, мы одноноги. Поэтому хромой бог — это не обязательно бог, у которого повреждена нога. Это идущий бог, бог-странник, по сути — это сам человек.

От имени — к живой культуре

Для большинства из нас культура представляет собой музей. Зачастую мы в ней не живем. Когда мы изучаем имена собственные, мы прикасаемся к живой культуре, мы можем увидеть ее в том виде, в котором она когда-то жила.

Путешествие в тайны имени приводит нас не только к культуре, но и к морали, к религии, к верованиям людей. У человека три матери: мать сыра земля, мать, которая родила, и мать Богородица. Ругаясь матом, люди оскверняют всех матерей. Предки считали, что от матерщины бывают и ураганы, и землетрясения, и затопления. Может быть, всё, что нас окружает, — это и есть следствия неправильного нашего отношения к имени. Ведь имя — это не только собственное имя. Каждое собственное — это самое обыкновенное имя.

В нашем языке, на котором сейчас говорим, мы не понимаем значений многих слов. Мы учим слова-ярлыки, не зная, что они обозначают. Основное значение слов утеряно. Так, слово «небо» — это целое предложение, которое обозначало «нет бога» (солнца). Небом наши предки называли только облачное небо.

Мифы, легенды, предания — не фантастичны. Фантастика заключается не в мифах, а в нашем неправильном понимании слов. Когда слова переходят из одного языка в другой, заимствуются, то теряют важную составляющую — привязку к конкретной земле, на которой родились. Слова теряют смысл, затемняются. Мы используем многие слова, но не предполагаем, какие они имели основные значения. Так же и человек, если его отделить от родной земли, он погибнет. Однокоренные слова: родник — род — народ — Родина — природа.

Если человек потерял семью, то о нем заботится народ. Если что-то случилось с народом, то на помощь придет Родина. Но если что-то случится с природой, выхода уже нет. Если человека отделить от корней, отрезать родину и природу, то он погибнет, как засохшее дерево.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: