Ряды старинных фотографий, как бы свисающие, «стекающие» над судьбой персонажей. Это метафора Леты реки времени, которая смоет, поглотит героев, так и не дав их мечтам свершиться: прожить яркую, содержательную жизнь, воплотить себя в желанном деле, гордиться собой, радоваться любви и успеху.
Медленно передвигалась по сцене старая нянька Марина (актриса Вера Софьина), с упорством предлагая скучающему доктору Астрову (Дмитрий Суховский) то чай, то водку, заранее зная, что выберет он все равно последнее. Медленно появлялись
Ключевое слово здесь «медленно». Именно эта «медленность» подчёркивает позу лицемерной и бездушной знаменитости из отстранённого мира науки. Хотя в ходе сценического действия о профессоре не скажешь, что он стар и «ни на что не способен». Актер сыграл его мелким хитрованом: с молодой женой, чтобы вызвать ее внимание, он капризничает и тиранит ее своими жалобами, а перед остальными надевает маску наивного небожителя. Юрий Усачев выразительно ведет рисунок двойных действий своего героя: первое его появление, когда в комнате никого нет, это проходка весьма энергичного, артистичного ловкача, который один на один с собой чуть ли не пританцовывает от полноты жизненных сил и самодовольства. Но стоит оказаться на публике, и сразу меняется пластика: притворная сутулость и слабость наполняют это существо, при этом глаза зло и зорко отслеживают реакцию на изображаемую им немощь.
Совсем иная «медленность» в начале спектакля у Елены Андреевны. Марина Переладова сыграла свою героиню не просто холодной и разочарованной красавицей. В походке, пластике, гримасах ее лица актриса подчеркивает меру
Именно Соня главный источник молодой энергии спектакля. Актриса Наталья Свиридова прочитывает свою героиню очень эмоционально. Большая, мягкая шаль на плечах при порывистых движениях Сони делает ее похожей на сильную, стремительную птицу, а в минуты отчаяния ее руки, закутанные в шаль, подобны повисшим крыльям. В глазах Сонечки светится искренность. Она бьется, как в клетке, порывисто обращается к окружающим, но теснота и глухота ее семейного мира обрывает эти наивные всхлипы,
Обе молодые героини в пьесе «завязаны» на докторе Астрове. В исполнении Дмитрия Суховского он гораздо менее уставший, чем обычно его изображают в других постановках. Он быстро, даже несколько пружинисто, движется, четко и решительно говорит, моментально принимает решения. В нем нет традиционной философичности и подтекстовой печали. Доктор пытается разбудить натуру декадансно утомленной профессорши, увлечь её, но Елена «не даётся», отказывая жеманно и фальшиво. Печаль в глазах Астрова в этот момент не столько печаль чувствующего, сколько сожаление думающего человека. А Соня всё пытается выпросить у судьбы свое счастье, но та отказывает ей. Ни такая мачеха, какой играет ее Марина Переладова, ни такой Астров, каким изображает его Дмитрий Суховский, к подлинной человеческой драме такой Сони, как играет ее Наталья Свиридова, не имеют никакого отношения. Правда, счастье у неё есть только «безответное и умершее». И отцовскую любовь, и желанный ответ любимого мужчины замещает душевное тепло дяди Вани.
Заглавный герой, Иван Петрович Войницкий, сразу притягивает к себе внимание. Он несомненный центр спектакля настоящий чеховский интеллигент: вдумчивый, совестливый, самокритичный. Сергей Дубровин играет дядю Ваню, мечущегося, безумно пытающегося возвратить утраченные годы.
«Пропала жизнь!» знаменитая реплика Войницкого словно стала эпиграфом к его сценическому существованию. Всё прежнее пошло прахом, возраст берет свое, впереди ничего хорошего. Он не может, как Соня, забываться в простой рутинной работе, хотя под конец и пытается это сделать. Он со всеми и ни с кем.
Этот спектакль смотришь с открытым сердцем, потому что он сыгран искренно. В нем не задумываешься о художественных находках, сценических знаках, а сливаешься с лирической атмосферой и общаешься с героями как с живыми людьми. Это живой и проникновенный Чехов. Это психологический театр, который «правдой чувств и истиной страстей» захватывает зал.