Новосибирск -1.8 °C

В сетях…

09.12.2008 00:00:00

Редакция программы «Итоги недели» телеканала ОТС показала в эфире расследование — журналисты выяснили, что отношения товаропроизводителей и торговых сетей сегодня далеки от нормальных. Оказалось, чтобы попасть местному производителю на красивые полки, надо платить бонусы и входные платежи. Но и поставив свежий хлеб или молоко на полки, придется месяцами ждать расчета от магазинов. Вот и получается, наш родной товаропроизводитель увеличить производство готов, но все упирается в торговлю.

Производители для хозяев сетей — все равно что банк. За банковский кредит нужно платить процент, а на деньгах поставщиков можно самим прилично заработать. Поставщик же сам должен искать, чем восполнить дыру в бюджете, чтобы не остановить производство. Ежедневно племзавод «Ирмень» выпускает 60 тонн молочной продукции. С конвейера пакеты с молоком и сметаной сразу отправляются на прилавки. Там они тоже не залеживаются. Срок реализации — всего несколько дней. По справедливости, торговая сеть должна сразу вернуть деньги за проданный товар. Но у торговли свои правила. «Молоко продают в установленные сроки. Но оплата за это молоко задерживается, — говорит Павел Иваровский, зампредседателя ЗАО «Ирмень«. — Они-то эти деньги получают. Но оплачивают только через 50–60 дней».

Из-за задержек производители ищут другие способы реализации своего товара. Пекарня Алексея Швечихина — небольшое предприятие, которое выпускает до 15 тонн хлеба в сутки. Работать с сетями он пробовал — оказалось невыгодно. Ритейлеры увеличивают стоимость в разы, без объяснения возвращают товар и задерживают платежи. «Ну, они ребята умные, — комментирует генеральный директор ПО «Континет-инвест« Алексей Швечихин, — понимают: зачем брать кредиты в банке и платить проценты, если можно напрячь поставщика? Поэтому и идут таким путем. А какого рожна я должен кого-то кредитовать?!»

Теперь пекарня продает свой хлеб только через сеть мелких магазинов. Большая часть из них — собственные. По словам Алексея, он готов и сейчас поставлять продукцию в сети. Легко бы увеличил производство на треть. Но у торговли своя логика — вас, селян поддерживает государство. А вы должны поддержать нас. Все по-честному. Поэтому платите бонусы и ждите оплаты. «Так работает весь мир, все отсрочивают платежи. Я же к ним в карман не лезу! — возмущается Александр Агеев, директор по корпоративному управлению НТС. — Вот крупнейшая английская сеть «Теско« вообще на 180 дней задерживает платежи, и это нормальная практика».

Но и попасть товару на полку магазина тоже непросто. Торговцу нужно заплатить бонусы или входной билет — как оказалось, это обычная практика. Предприниматель Ольга Губайдуллина в своем бизнесе разогналась прилично. Ее пряники влет уходили на рынках. Но резко затормозила перед дверьми супермаркетов. «С компанией «Кора« мы работали семь лет, и года два-три назад начались бонусы за открытие — 20–30–40 тысяч с точки, — вспоминает Ольга Губайдуллина. — Поэтому и не стали работать. Слова-то какие красивые — ретро-бонус! А на деле это шесть процентов с оборота в месяц. Если я на один миллион 200 тысяч поставляю, умножьте сами. Еще и два процента с годового оборота».

При этом в любом случае страдает покупатель, потому что повышается стоимость товара. «Всевозможные входные, праздничные, месячные, квартальные бонусы, — перечисляет Павел Иваровский, зампредседателя ЗАО «Ирмень«. — Все это дополнительная нагрузка на стоимость продукции. Каждый здравомыслящий человек понимает, что ничто ниоткуда не берется и никуда не утекает. И все эти бонусы за счет покупателя складываются в стоимость товара».

В итоге, чтобы попасть со своей продукцией на торговую полку, магазину нужно прилично заплатить. А потом еще долго ждать, пока он вернет твои кровные. Получается, что при существующей системе товар производить невыгодно. А тот, что производится, благодаря торговле становится дорогим и проигрывает дешевому импорту. По словам руководителей Федеральной антимонопольной службы, ситуация уже вышла за пределы личных интересов ритейлеров и производителей. «Действительно, это проблема. В торговой сети существует отсрочка платежей, и бонусы, — говорит Галина Даниленко, начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий УФАС по НСО. — Мы можем вмешиваться, но в настоящее время никто из поставщиков не обращался к нам с подобными заявлениями. Как только обратятся — будем смотреть и решать, что можно сделать в этом плане».

Уже с 2009 года сетевики не смогут делать максимальные наценки на продукты питания. Их ограничит новый закон — его проект рассмотрят в Госдуме до конца года. Большинство торговых сетей попадет под антимонопольное законодательство. Если сегодня служба контролирует только крупные магазины, то со следующего года под ее надзор попадут и средние. По словам руководителей службы, четкие и понятные правила помогут решить проблемы в отношениях поставщиков и продавцов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: