Редакция программы «Итоги недели» телеканала ОТС показала в эфире расследование журналисты выяснили, что отношения товаропроизводителей и торговых сетей сегодня далеки от нормальных. Оказалось, чтобы попасть местному производителю на красивые полки, надо платить бонусы и входные платежи. Но и поставив свежий хлеб или молоко на полки, придется месяцами ждать расчета от магазинов. Вот и получается, наш родной товаропроизводитель увеличить производство готов, но все упирается в торговлю.
Производители для хозяев сетей все равно что банк. За банковский кредит нужно платить процент, а на деньгах поставщиков можно самим прилично заработать. Поставщик же сам должен искать, чем восполнить дыру в бюджете, чтобы не остановить производство. Ежедневно племзавод «Ирмень» выпускает 60 тонн молочной продукции. С конвейера пакеты с молоком и сметаной сразу отправляются на прилавки. Там они тоже не залеживаются. Срок реализации всего несколько дней. По справедливости, торговая сеть должна сразу вернуть деньги за проданный товар. Но у торговли свои правила. «Молоко продают в установленные сроки. Но оплата за это молоко задерживается, говорит Павел Иваровский, зампредседателя ЗАО «Ирмень«.
Из-за
Теперь пекарня продает свой хлеб только через сеть мелких магазинов. Большая часть из них собственные. По словам Алексея, он готов и сейчас поставлять продукцию в сети. Легко бы увеличил производство на треть. Но у торговли своя логика вас, селян поддерживает государство. А вы должны поддержать нас.
Но и попасть товару на полку магазина тоже непросто. Торговцу нужно заплатить бонусы или входной билет как оказалось, это обычная практика. Предприниматель Ольга Губайдуллина в своем бизнесе разогналась прилично. Ее пряники влет уходили на рынках. Но резко затормозила перед дверьми супермаркетов. «С компанией «Кора« мы работали семь лет, и года
При этом в любом случае страдает покупатель, потому что повышается стоимость товара. «Всевозможные входные, праздничные, месячные, квартальные бонусы, перечисляет Павел Иваровский, зампредседателя ЗАО «Ирмень«. Все это дополнительная нагрузка на стоимость продукции. Каждый здравомыслящий человек понимает, что ничто ниоткуда не берется и никуда не утекает. И все эти бонусы за счет покупателя складываются в стоимость товара».
В итоге, чтобы попасть со своей продукцией на торговую полку, магазину нужно прилично заплатить. А потом еще долго ждать, пока он вернет твои кровные. Получается, что при существующей системе товар производить невыгодно. А тот, что производится, благодаря торговле становится дорогим и проигрывает дешевому импорту. По словам руководителей Федеральной антимонопольной службы, ситуация уже вышла за пределы личных интересов ритейлеров и производителей. «Действительно, это проблема. В торговой сети существует отсрочка платежей, и бонусы, говорит Галина Даниленко, начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий УФАС по НСО. Мы можем вмешиваться, но в настоящее время никто из поставщиков не обращался к нам с подобными заявлениями. Как только обратятся будем смотреть и решать, что можно сделать в этом плане».
Уже с 2009 года сетевики не смогут делать максимальные наценки на продукты питания. Их ограничит новый закон его проект рассмотрят в Госдуме до конца года. Большинство торговых сетей попадет под антимонопольное законодательство. Если сегодня служба контролирует только крупные магазины, то со следующего года под ее надзор попадут и средние. По словам руководителей службы, четкие и понятные правила помогут решить проблемы в отношениях поставщиков и продавцов.