Новосибирск 11.7 °C

«Ау» нового тысячелетия

04.12.2008 00:00:00

«Сегодня много говорят и пишут о системе ГЛОНАСС. Нельзя ли узнать подробнее, что это такое и — главное — зачем нам это нужно? Неужели правительству деньги девать некуда?

Владимир Самойлов, читатель «Вечернего Новосибирска« с тридцатилетним стажем».

Вплоть до ошейника

Всем нам приходилось бродить по лесу и не раз окликать своих спутников: «А-у-у! Куда вы подевались?» ГЛОНАСС — современная ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система — некая супермодель тысячелетнего зова о помощи в ориентировании.

Теперь давайте добавим в наши рассуждения немного пространственной фантазии. Представьте себе, что вы — некое космическое существо, которое имеет возможность наблюдать Землю из космоса. Висящий в пространстве окутанный голубоватой дымкой земной шар находится во всеобщем гравитационном поле, на огромной скорости мчится вокруг Солнца и, кроме того, обладает и собственной гравитацией, то есть удерживает на своей орбите гигантский естественный спутник Луну и десятки искусственных спутников (в том числе и МКС), запущенных человеком.

Если условно принять тысячу километров за один сантиметр, то земной шар, равный по экватору 40 тысячам километров (сантиметров), будет в диаметре около 12 с половиной сантиметров, соответственно, в радиусе чуть больше шести. И вот на расстоянии трех радиусов от поверхности Земли (19 тысяч километров) в околоземном космическом пространстве в трёх разных плоскостях вращаются уже 16 спутников ГЛОНАСС, а в ближайшее время будет 24 (столько надо, чтобы их радиосигнал можно было принять в любой точке земного шара).

Спутники на фоне Земли — мельчайшие искорки для наблюдателя из космоса, но на самом деле довольно массивные корабли весом под тонну, начинённые аппаратурой, или, как говорят специалисты, инструментарием. Они, кстати, изготавливаются в некогда суперсекретном Железногорске Красноярского края, а в «начинке» принимают участие новосибирские специалисты.

Таким образом, подвижная, корректируемая с Земли спутниковая система охватывает своим радиосигналом всю поверхность планеты. И если теперь в пункте А находится соответствующий приёмник (будь он на борту самолёта, в кабине автомобиля или на ошейнике собаки — типы разные), то можно, пользуясь установленной системой координат, всегда узнать свое местонахождение или своей любимой собаки (помните лабрадора Кони?)

И для этого не нужно быть очень богатым или влиятельным человеком. Уже сегодня такие приёмники вполне по карману рядовому гражданину.

Но для того, чтобы ГЛОНАСС начала «работать» в отдельном регионе, нужно создать соответствующую инфраструктуру. То есть создать по области несколько опорных базовых точек. Мы встретились с конкретными разработчиками этой инфраструктуры в Новосибирске и области — руководителями и научными работниками Сибирской государственной геодезической академии.

Первая наша беседа с ректором СГГА доктором технических наук профессором Александром Карпиком.

— Александр Петрович, когда начался активный период работы над созданием инфраструктуры ГЛОНАСС у нас в области?

— 17 мая 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации». Этим указом президент рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям независимо от их организационно-правовой формы применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС, которые распространяются, кстати, совершенно бесплатно, и пользоваться ими может любая организация. Правительству РФ в трехмесячный срок было поручено определить порядок и условия использования информационных ресурсов, необходимых для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей, а также разработать и утвердить федеральную целевую программу по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы. Вообще работы над ГЛОНАСС были начаты ещё в прошлом веке, затем по известным причинам наступил спад, но в 2001 году — дальше тянуть уже было некуда — была принята федеральная целевая программа. Работы в этом направлении заметно активизировались. И теперь уже при новом президенте РФ Дмитрии Медведеве реализация проекта вступила в мобильную фазу, и ставится задача скорейшего ввода в полную эксплуатацию всей системы ГЛОНАСС в ближайшие месяцы.

Параллельно с этим губернатор области Виктор Толоконский побывал у нас в академии ещё зимой 2007 года, и вскоре мы сделали ряд докладов по спутниковым навигационным системам уже в администрации области. Затем во исполнение постановления правительства у нас начались работы по созданию единой региональной системы координат и в конечном итоге — единого информационного пространства субъекта Федерации.

Ясно, что прежние системы и банки данных Росимущества, Роскартографии, других ведомств стали давно отставать от потребностей сегодняшнего дня. Происходят, в частности, большие землеустроительные работы, определение границ земельных участков разных форм собственности, развивается инфраструктура, нужен постоянный контроль над крупными инженерными сооружениями и т. д.

А так как в Новосибирске есть единственный за Уралом профильный вуз и в необходимом количестве специалисты, а также благодаря своевременной инициативе местных властей, мы хорошо продвинулись в этом направлении. И совсем недавно на июньском форуме Международного союза геодезистов и геофизиков в Швеции получили высокую оценку за свою работу. Сейчас за Уралом наша область, безусловно, ближе всех к поставленной цели — практическому применению возможностей ГЛОНАСС-GPS во всех сферах науки, техники и экономики.

В этом году мы выиграли конкурс на реализацию данного проекта на территории Новосибирской области. Проект уже есть. Схема размещения базовых станций — тоже. Мы выбрали в качестве опорных пунктов здания УВД в 19 городах и районах области — там есть защищённые оптоволоконные линии. А «сердце», ВЦ — в нашей академии.

Работы уже начаты, поступает оборудование из Швейцарии, адаптированное, кстати, и под ГЛОНАСС, и под американскую систему GPS.

Достоинства нашей областной системы: применение и спектр пользователей будет очень широким. Первый круг: землепользование и определение границ участков, определение местоположения объектов недвижимости. Второе: очень точная навигация любых объектов и определение их местоположения, в том числе любых транспортных средств от автомобиля и автобуса до самолёта и теплохода. Третий круг пользователей — агропромышленный сектор. Здесь возникают широчайшие возможности для экономии горючего, точности обработки почвы и посевов и т.д. Сейчас уже начинает выпускаться сельскохозяйственная техника со специальными навигаторами. Затем можно будет осуществлять мониторинг наиболее важных инженерных объектов, например, мостов и высотных зданий, следить за их техническим состоянием. Информация о малейших изменениях, деформации будет передаваться на специальный пульт контроля в режиме реального времени. Ну и, наконец, широчайшая гражданская, бытовая сфера: охота, рыбалка, турпоездки и т. д.

— Вплоть до миниатюрного приёмника на шее у ребёнка?

— А почему бы и нет? Ведь сейчас дети носят с собой мобильники!

Но мне ещё и припомнился телесюжет, когда к ноге российского дипломата Владимира Кузнецова, находящегося в США под домашним арестом, был намертво пристёгнут электронный «замок» GPS: шаг влево, шаг вправо… Ужас или благо?

Тотальный контроль или глобальное благо?

Затем наше знакомство с новой работой СГГА продолжилось в лаборатории космической геодезии в беседе с профессором Константином Антоновичем и научным сотрудником Алексеем Клепиковым. И содержание наших бесед я попытаюсь коротко изложить.

И ГЛОНАСС, и американская GPS, конечно же, создавались в первую очередь для военных целей. И работы в оборонных ведомствах двух супердержав проходили параллельно. И у нас, и у них военные ведомства до поры ни за что не хотели делиться с гражданским миром своими новыми технологиями. Но жизнь заставляет.

Собственно, военная сфера применения навигационных космических систем была и остаётся поныне. Благодаря ей, в частности, Штаты легко выиграли «Бурю в пустыне» у Саддама Хусейна в 1991 году, и эта дата стала неким символом в новом военном деле: отныне успех военных действий определяли электроника и спутниковая навигация.

Но, оказывается, спутниковый радиосигнал можно очень эффективно использовать и на «гражданке». Причём, «мухи» — военное дело будут отдельно, а «котлеты» отдельно.

В этом смысле создаваемая сейчас третья международная спутниковая система навигации под эгидой Евросоюза «Галилео» заметно упрощает доступ к радиосигналу вообще, возникает такая система координат, что, глядишь, в скором времени, благодаря наличию сразу трёх глобальных систем, любому существу на Земле просто невозможно будет потеряться.

Как сообщается в СМИ, новый проект «Галилео» обойдётся странам-участницам в 3,8 миллиарда евро. Напомним, что цена Большого адронного коллайдера всего лишь раза в полтора больше. Теперь ясно, какие деньги пришлось потратить СССР, а потом и России на самостоятельную разработку ГЛОНАСС. Но если хочешь существовать как независимое государство (США в любой момент могут перекрыть «краник» GPS), пойдешь ещё и не на такие затраты. Реальности современной обороны большого государства таковы, что без космоса не обойтись.

Относительно большое удаление спутников ГЛОНАСС от поверхности Земли позволяет им «бороздить» небо, практически не теряя скорости. (Для сравнения: расстояние до МКС около 700 километров — в десятки раз меньше. Поэтому станция нуждается в регулярной корректировке параметров).

Глобальные спутниковые системы навигации — хочешь не хочешь — имеют ещё один глобальный плюс. Человечество всё более становится взаимосвязанным и взаимозависимым. Мы все находимся в одной лодке под названием Земля. Дал бы Бог разума распорядиться богатствами планеты по-человечески!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: