Новосибирск 2.5 °C

Река его судьбы

03.12.2008 00:00:00

«Мы, дачники садоводческих обществ, расположенных на острове Кудряш, в поселках Ягодная, Черемушки, Новая Заря, Бибиха, Седова Заимка, выражаем нашу искреннюю благодарность экипажу теплохода «Москва-133», возглавляемому капитаном-механиком Захаровым Владимиром Федоровичем.

Владимир Федорович — профессионал высокого класса, добрый, отзывчивый, скромный и справедливый человек.

Мы помним, в каком состоянии был теплоход «Москва-133« четыре года назад. Много пришлось потрудиться капитану, чтобы восстановить это судно. Сейчас теплоход не только смотрится лучше всех, но является для нас самым комфортабельным и надежным видом транспорта.

Хотим сказать всему экипажу большое спасибо. Здоровья, счастья и успехов в работе!»

Такое письмо за тридцатью подписями пришло в редакцию «Вечернего Новосибирска». В последние годы благодарственные письма — явление довольно редкое. Если люди и пишут «в газету», то о том, как все плохо. А тут — письмо о хорошем человеке, представителе тяжелой и сложной, но в то же время интересной и романтической профессии.

Корреспонденты газеты Екатерина Варгасова и Оксана Мамлина встретились с экипажем Владимира Захарова на борту теплохода. Речники как раз готовили судно к зимней стоянке.

Это — моё

Владимир Захаров «на заре туманной юности» мучительным раздумьям по поводу того, кем быть, не предавался. Собрался стать железнодорожником, как родители. Окончил восемь классов, нацелился подавать документы в железнодорожный техникум. Случайно по радио услышал приглашение на день открытых дверей в ГПТУ-3 (речников).

— Пришел, посмотрел и понял: вот это — мое, — вспоминает Владимир Федорович.

Через три года Захаров получил диплом рулевого-моториста и отправился проходить практику на сухогрузный теплоход СТ-216. Долго поработать не пришлось — молодого человека призвали в армию. А после службы, что свойственно молодости, начались искания: стоит ли оставаться на флоте или попробовать себя в другой профессии.

Это вопрос для Владимира Захарова решился благодаря Николаю Федотовичу Васильеву — капитану теплохода «Ракета», на который Захарова направили мотористом по возвращении из армии: «Он привил мне любовь к реке, к людям, и к профессии. Поработав с Николаем Федотовичем, я решил, что всю свою жизнь свяжу с пассажирским речным флотом».

Теплоходы — они как люди

С тех пор Владимир Федорович водит различные речные суда на протяжении 28 лет. Менялись теплоходы, сам капитан тоже менялся. Неизменным осталось одно убеждение: «Теплоход — он так же, как человек: каждый со своим характером. С ним чтобы сработаться, подход найти нужно. Вот, например, суда одной марки, одной модификации, а все равно есть разные нюансы вождения».

Больше всего времени Владимир Захаров отработал на теплоходах «ОМ» (озерно-морской). Речники ласково называют их «Омиками». Капитан Захаров на своем «Омике» доходил до Ханты-Мансийска на севере и до Камня-на-Оби на юге.

Работать тогда было сложнее: «Мы ходили с круизами. Причем, если сейчас по ночам мы не ходим, тогда правила судоходства существовали другие — движение на реке было круглосуточным. На борту — 200 человек туристов. Люди отдыхают. Соответственно, выпивают, веселятся. Были случаи, когда пассажиры с пьяных глаз за борт выпрыгивали. Ну, или нечаянно падали. Случалось это преимущественно ночью. По команде «человек за бортом» стопорили машину, спускали шлюпку, в темноте выискивали этого «пловца». Удержать в статическом состоянии многотонный теплоход очень трудно. Самая большая опасность, что судно, увлекаемое течением, «подомнет» под борт и человека в воде, и шлюпку. Другой риск — теплоход, сошедший с курса, может столкнуться с другим теплоходом. Мы с командой, когда были не в рейсе, обязательно отрабатывали «учебную тревогу«, чтобы быть готовыми к таким ситуациям».

Тот, кто думает, что слово «море» по отношению к Обскому водохранилищу — метафора, заблуждается. Весной и осенью здесь бывают шторма 6–7 баллов. Это когда волны перехлестывают через рубку «Омика». А «Омик» — величиной с двухэтажный дом.

Владимир Захаров говорит, что любит шторма. Штормовая ситуация — это та обстановка, которая позволяет почувствовать, чего ты стоишь как человек и как профессионал. Ну а для молодых речников это еще и адреналин.

Пассажиры, правда, реагируют по-разному. Кого-то охватывает страх, когда члены команды просят всех спуститься на нижнюю палубу и начинают задраивать все, что можно задраить. Кому-то становится дурно от укачивания. В такой обстановке задача экипажа — не только грамотно вести судно, максимально избегая бортовой качки, представляющей опасность для корабля, но и предотвратить панику среди пассажиров, в случае необходимости оказать медицинскую помощь нуждающимся.

Опасный путь через туман

Несмотря на то, что, по убеждению Владимира Захарова, теплоходы — они как люди, с людьми работать гораздо труднее: «Например, по утрам на реке часто бывает туман. Пассажирским судам в тумане ходить нельзя. Это запрещено правилами безопасности судоходства. Тем не менее, в соответствии с расписанием, теплоход подходит к причалу и принимает пассажиров. А потом мы ждем, когда туман рассеется. И вот находится какой-нибудь пассажир, который врывается в рубку, начинает скандалить: мол, плевал я на ваш туман, вот расписание, давайте, поехали! Что интересно: таких скандалистов, как правило, урезонивают другие пассажиры«.

У «Москвы-133» есть несколько десятков постоянных пассажиров, которые пользуются только этим теплоходом, знают в лицо и по именам членов команды. А члены команды считают своим долгом выполнять не только служебные обязанности, но помогать людям зайти на борт, втащить тяжелые сумки.

Владимир Захаров считает, что с молодыми ребятами, уже третий год работающими в его экипаже, ему повезло. Заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Новосибирский речной порт» Анатолий Емельяненков уверен, что это Захаров их такими сделал: «Молодежь сегодня в духовном плане обделена. Если раньше педагоги в учебном заведении отвечали не только за знания, но и за воспитание, то теперь ни школа, ни училище, ни, тем более, вуз никакого воспитания не дают. Кто вложит в головы и души молодых парней базовые жизненные ценности, нравственные ориентиры, если не старший товарищ, который пользуется уважением и авторитетом, обладает мощной харизмой лидера?«

Пример капитана побуждает молодых парней — мотористов и матросов — получать дополнительное образование, чтобы в дальнейшем тоже стать капитанами. Матросы Саша и Витя работают на «Москве-133» уже третью навигацию. При том, что, по словам Анатолия Емельяненкова, текучесть кадров большая, и многие новички не дорабатывают даже до конца навигации — слишком трудно.


Тусклое ноябрьское солнце уже садилось в Обь где-то в районе Ханты-Мансийска, а капитан Захаров с командой еще оставались на судне: все сделать, ничего не забыть, чтобы теплоход благополучно перезимовал. Во время навигации речники работают сутками, без выходных. Днем — на реке. Ночью — уборка, техническое обслуживание. Ночуют на судне. Зато зимой — три месяца отпуска. Кто-то наслаждается отдыхом, кто-то находит дополнительную работу. Владимир Федорович признается, что и зимой, в свободные от подработок дни, приходит к своей «Москве» — посмотреть, все ли в порядке. А если по правде, просто скучает. Он даже автомобиль себе не покупает. Говорит, хватает «Москвы».

— Конечно, хочется управлять каким-нибудь суперсовременным быстроходным и комфортабельным судном, — делится Владимир Захаров своими мечтами. — Российский речной флот, что греха таить, сильно отстает по техническому оснащению от западного. Это видим и мы, и пассажиры, которые хотят на отечественных судах получать сервис, соответствующий современному европейскому уровню. Но пока надо беречь то, что есть. Теплоходы, вообще-то, при хорошем обращении живут долго.

Анатолий Емельяненков высказывает на этот счет осторожный оптимизм: «Сейчас в нашей стране возрождаются судоверфи, есть новые проекты пассажирских судов. В ближайшие три-пять лет, как только выберемся из мирового кризиса, флот начнет развиваться».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: