Новосибирск
02.12.2008 00:00:00

Происшедший несколько лет назад раскол среди художников Новосибирска практически всеми новосибирцами уверенно зачисляется в разряд имущественных дрязг. Но так ли это?

Патину благородной старины, заставляющей поверить в почти мифологические корни истории противостояния двух организаций художников Новосибирска, придает еще ее сходство с дожившей до наших времен и тоже античной драмой, в которой в действии первом главная героиня пафосно утверждает: «Нет, я твой горшок не брала!» А во втором, с высоко поднятой головой и уверенностью в своей правоте, не пряча глаз перед очернителями, произносит: «Да он же был с трещиной!» И, наконец, в третьем, возвращая требуемое, шипит: «На его и подавись!«

Вместо интерлюдии

Особая специфика работы художника в том, что он полностью зависит от своей востребованности у ценителей и количества полученных заказов. В советские времена художникам предоставлялись творческие мастерские, возможность ваять и писать на благо общества заказные работы.

Понятно, для того, чтобы система воспроизводства художественных талантов и их творений не пробуксовывала, существовали художественные комбинаты, где менеджеры, под именем искусствоведов-реализаторов, искали и организовывали заказы. Существовали салоны-магазины, где работы художников можно было увидеть и купить. Наконец, организовывались выставки, где с творчеством художника можно было познакомиться, оценить, а затем, возможно, опять же купить.

Замечу, что все необходимое для этой работы недвижимое имущество принадлежало Союзу художников СССР или республиканским союзам художников. А в регионах ими распоряжались региональные отделения союзов.

На сегодняшний день эта система полностью разрушена. В результате чего художники работают охранниками, преподавателями, сторожами, дизайнерами, кем угодно — для того, чтобы не умереть с голоду. А творят исключительно ночами и субботами-воскресеньями. А уж как они должны зарабатывать на оплату своей мастерской — вообще непонятно. Потому что с творцов за нее берется плата фактически как с юридических, а не физических лиц, что сразу же поднимает месячную плату за содержание мастерской в 2–3 раза относительно квартиры той же площади.

Но именно поддержка всех художников, а не одного-единственного, как и кем угодно высоко признанного, является задачей такой общественной организации, как Союз художников России. Создание условий для работы и помощь в поиске работы — для всех художников, а не только для одного или двух. Организация выставочного пространства для всех, а не только для себя, любимого — вот что является главной целью работы Союза художников. А теперь посмотрим на ситуацию в Новосибирске именно с этой точки зрения.

Действие 1.«Я твой горшок не брала!»

Самое удивительное, что в Новосибирске имущество Всероссийского союза художников до сих пор сохранилось. Являясь в нашем городе высокой арендной платы лакомым кусочком. И если говорить о тех самых имущественных дрязгах, то отсутствие денег за сданные с 1994 года в аренду площади, которые являются общим достоянием всех, состоящих в Союзе художников, не кажется мне мелкой грызней из-за копеек. Особенно если напомнить, что общая площадь художественного комбината почти 3 000 квадратных метров. Выставочного зала — 1013 квадратных метров. Салона-магазина — 178,1 квадратных метра.

Замечу, что с 1994 года в Союзе художников Новосибирска, где председателем является А. Григорян, не собиралось ни правление, ни ревизионная комиссия, не было проведено ни одного отчетного собрания, что вообще-то строго требовалось Уставом Союза художников России. Все это время не платились налоги (к 2003 году долг достиг 600 000 рублей). Также с 1994 года не платились налоги за работавших в Союзе художников служащих, в результате чего у них потерялся трудовой стаж за эти годы. Не были заключены договоры на тепло с МУП «Энергия» все с того же 1994 года, да и за само же тепло не платилось с 1999 года. И в довершение, на региональные выставки (мотивируя недостатком средств) председатель частенько привозил только работы самого себя, любимого. И все это продолжалось ни много ни мало девять лет.

В 2003 году ревизионная комиссия, ознакомившаяся с вышеприведенными результатами деятельности руководителя творческой организации, к тому времени самолично создавшего новые предприятия с использованием названия Союза художников и занявшего во всех них директорские посты, схватилась за голову и потребовала созыва экстренного собрания 20 мая 2003 года.

А вот правление решило перенести дату собрания на 7 мая. И, несмотря на протест членов ревизионной комиссии, собрание все-таки провело. Причем при отсутствии кворума. Оставшиеся на собрании (часть пришедших покинула собрание) признали работу Григоряна, заслуживающей благодарности (!) и решили продлить его председательские полномочия еще на год. Что же, в России принято долго ждать, терпеть и опасаться… Чего? Дальнейшие события легко эти опасения оправдывают.

Действие 2. «И вообще, он был с трещиной!»

Заклейменные словами «заговорщики и интриганы», те художники, которых не устроило, как работает на своем посту А. Григорян, решили воссоздать отделение Всероссийского союза художников в новом качестве.

К 2003 году всероссийская организация, а самое главное, основной собственник недвижимого имущества в Новосибирске — Союз художников России, попристальнее вглядевшись в ситуацию в Новосибирске, начала активно помогать воссозданной организации — Новосибирскому региональному отделению Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», председателем которого выбрали вначале скульптора А. Крутикова, а потом В. Иванкина.

После долгих судебных процессов законному собственнику был возвращен художественный комбинат, состояние которого из-за полного отсутствия ремонтов в течение всех лет хозяйствования А. Григоряна оказалось, правда, весьма плачевным. Также Арбитражным судом были приняты решения о возврате помещений на Свердлова, 13 и Челюскинцев, 44 муниципалитету.

Причем, не желая никаких обвинений в имущественных дрязгах, Союз художников России немедленно предложил создать бюджетное учреждение «Городской центр изобразительных искусств» по адресу Свердлова, 13.

И вот тут-то самое интересное.

Оказалось, что забрать по исполнительному листу судебными приставами имущество (те самые помещения на Свердлова и Челюскинцев) — невозможно! Поверить в такое трудно, но прежний владелец категорически отказывается расставаться с помещениями, а исполнительная власть не в состоянии лишить его этого недвижимого имущества. (Повторюсь, за которое он в течение всех этих лет — с 1994 по 2008 год — не отчитывался, не платил налоги, не ремонтировал, а только сдавал в субаренду и т. д. и т. п., но, как оказалось — это абсолютно никого не волнует!)

Действие 3. «На его и подавись!»

Похоже, главным отличием нашего времени от античных времен является неторопливость. Хочется верить, что возврат имущества законным владельцам судебными приставами займет меньше предыдущей пятилетки судебных процессов. Верить-то хочется, по пока ощущение, что будет, как всегда… Оказывается, даже судебные решения не имеют силы в этой истории. Почему бы это?

Что касается «нового» Союза художников Сибири, то, взяв в качестве оценки библейский критерий «по плодам их судите», можно легко увидеть отличия в работе двух союзов. Результат работы нового Союза — Десятая региональная выставка «Сибирь», высоко оцененная абсолютно всеми. Нужно обязательно сказать и о том, что в ней была дана возможность участвовать всем художникам Новосибирска, независимо от их членства. Приятно было об этом узнать, если вспомнить об угрозах председателя другого Союза — отключить свет, воду и газ в мастерских художников при изменении членства (о чем, чтобы не было иллюзий, будто я утверждаю это голословно, имеются письменные доказательства).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен