Помню разговор в кабинете директора театра в 1973 году. Только что вышло постановление ЦК КПСС о работе с творческой интеллигенцией, и, как водится, из Москвы, из ЦК комсомола следом приехала комиссия проверять, как у нас воспитывают творческую молодёжь, не зажимают ли старики?
Нет, говорю, у нас это в принципе невозможно. Короток век артиста балета, и этот кусочек жизни между хореографическим училищем и пенсией пролетает как один день. Тут хочешь не хочешь нужно постоянно заботиться о следующем поколении.
Становление артиста балета можно сравнить с выращиванием жемчужины. Вот обнаружили маленькое дарование. Вот оно медленно набирает силу и вес в училище и балетном зале. Потом, если всё хорошо, и шлифовка состоялась удачно, яркая вспышка таланта, несколько счастливых лет на сцене, и нужно думать уже о смене и о том, чем будешь заниматься всю оставшуюся жизнь.
Несколько лет мне довелось быть секретарём комитета комсомола НГАТОиБ, и уже будучи сначала заслуженным, а потом и народным артистом РСФСР, приходилось выкраивать время на комсомольскую работу и к тому же параллельно исполнять ещё и депутатские обязанности. Одна из причин, говорю это совершенно искренне, хотелось помочь коллегам сначала стать подлинным профессионалом сцены, а затем достойно покинуть её. Вопрос социальной защищённости был всегда для артиста балета одним из главных. Жемчуг вещь очень хрупкая.
Мне посчастливилось работать на сцене и танцевать весь ведущий репертуар
80-х.
И потом молодой человек убеждался, что есть, да ещё какая: самая крупная творческая организация в городе, которая реально влияла на состояние дел в театре и помогала становлению человека.
Мне пришлось много походить по кабинетам, чтобы помочь хоть
Даже когда работал с Григоровичем и Васильевым, с этими выдающимися мастерами сцены, чтобы не потерять форму (завтра могла быть сессия Совета,