Новосибирск 0.3 °C

Балет как горсть жемчуга

28.10.2008 00:00:00

— Помню разговор в кабинете директора театра в 1973 году. Только что вышло постановление ЦК КПСС о работе с творческой интеллигенцией, и, как водится, из Москвы, из ЦК комсомола следом приехала комиссия проверять, как у нас воспитывают творческую молодёжь, не зажимают ли старики?

Нет, говорю, у нас это в принципе невозможно. Короток век артиста балета, и этот кусочек жизни между хореографическим училищем и… пенсией пролетает как один день. Тут хочешь не хочешь нужно постоянно заботиться о следующем поколении.

Становление артиста балета можно сравнить с выращиванием жемчужины. Вот обнаружили маленькое дарование. Вот оно медленно набирает силу и вес в училище и балетном зале. Потом, если всё хорошо, и шлифовка состоялась удачно, яркая вспышка таланта, несколько счастливых лет на сцене, и… нужно думать уже о смене и о том, чем будешь заниматься всю оставшуюся жизнь.

Несколько лет мне довелось быть секретарём комитета комсомола НГАТОиБ, и уже будучи сначала заслуженным, а потом и народным артистом РСФСР, приходилось выкраивать время на комсомольскую работу и к тому же параллельно исполнять ещё и депутатские обязанности. Одна из причин, говорю это совершенно искренне, хотелось помочь коллегам сначала стать подлинным профессионалом сцены, а затем достойно покинуть её. Вопрос социальной защищённости был всегда для артиста балета одним из главных. Жемчуг — вещь очень хрупкая.

Мне посчастливилось работать на сцене и танцевать весь ведущий репертуар в 70-х и

80-х. Это был хороший период в жизни и страны, и Новосибирска, и театра. Интересная деталь: когда в театр приходил новенький, это мог быть кто угодно — от артиста кордебалета до осветителя, я находил его и выяснял его принадлежность к ВЛКСМ. В глазах неподдельное удивление: как, у вас есть комсомольская организация?

И потом молодой человек убеждался, что есть, да ещё какая: самая крупная творческая организация в городе, которая реально влияла на состояние дел в театре и помогала становлению человека.

Мне пришлось много походить по кабинетам, чтобы помочь хоть чем-то облегчить жизнь артиста, чтобы жемчужина не потускнела раньше времени…

Даже когда работал с Григоровичем и Васильевым, с этими выдающимися мастерами сцены, чтобы не потерять форму (завтра могла быть сессия Совета, какой-нибудь пленум и т.п.), по выходным приходил в балетный зал и репетировал. Вся жизнь артиста балета — это режим. Если по большому счёту, то всей общественной жизни должно быть свойственно напряжение. И комсомол в этом плане меня многому научил.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: