Новосибирск 10.4 °C

Мир покоряя голосом

19.08.2008 00:00:00

Детский хор из Новосибирска «Кантилена» стал лучшим из 500 сильнейших хоров 70 стран мира

Новосибирские дети сумели «перепеть» хоры из целого ряда стран и завоевать золотой диплом олимпиады, который был вручен под аплодисменты зрителей

Могут ли дети из общеобразовательной школы Новосибирска побывать в разных странах, завоевать там множество наград, вызвать всеобщее уважение и восхищение? Ученики хоровой школы «Кантилена» на базе МОУ СОШ N 183 доказали, что это возможно. В конце прошлого месяца они вернулись из Австрии с победой на Всемирных хоровых олимпийских играх.

Во время поездки они успели посетить Прагу, Берлин, Варшаву, Вену. Пели в соборах, давали концерты. Об этом рассказывает Алла Бычкова — руководитель камерного хора «Кантилена», отличник народного образования РФ, лауреат премии «За вклад в развитие Отечества», победитель конкурса национальных проектов «Лучшие учителя России», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством второй степени».

— Алла Витальевна, эта победа первая для вашего хора?

— Нет. До этого наш хор уже становился лауреатом различных фестивалей. В 2003 году на всероссийском конкурсе «Поющее детство» в Москве мы завоевали первое место. В 2004-м на соревновании молодых талантов «Российский восход» во Владивостоке получили серебряные медали. А на следующий год отправились в Германию на 4-й Международный фестиваль имени Иоганеса Брамса, где заработали «золото». Потом была Италия и «серебро». В этом году мы участвовали в «Хоровых олимпийских играх» — соревновании, наиболее высоко ценящемся в музыкальном мире. Каждый раз этот конкурс проходит в разных странах мира. В этом году — в Австрии.

— Сложно ли было попасть на соревнования такого уровня?

— Да. Нужно было заранее разработать программу, которую должен был утвердить олимпийский комитет. После пройти особую процедуру. Все произведения для исполнения должны были быть обязательно сложными.

Кроме юных новосибирцев, на «Хоровые олимпийские игры» съехались 500 сильнейших хоров из 70 стран мира. Участникам нужно было пройти два тура. За олимпийские награды имели право бороться только те, кто в первом туре получили «золото». Поэтому около 60 % хоров не дошли до второго. Мы успешно прошли первый тур, а во втором получили серебряные медали за количество набранных баллов и золотой диплом олимпиады. За то, что сумели «перепеть» многие хоры из Москвы, Аргентины, Эстонии, Норвегии, Канады, США.

— Что в этой поездке больше всего запомнилось?

— Меня поразило, как австрийцы особенно трепетно и внимательно слушали русскую духовную музыку. Благодаря такому отношению зрителей, дети почувствовали, что владеют залом, получили удовольствие от общения с публикой. Их хорошо принимали, слушали, здорово аплодировали и даже несколько раз вызывали на поклоны. Прием в Австрии был самым теплым и радушным.

— А сколько времени понадобилось на подготовку к этому конкурсу?

— Недавно наша школа выпустила большую группу детей. Буквально за полтора года я обучила новый коллектив. Неудивительно, что перед выступлением они жутко волновались. Да еще и пели после литовского хора, который выступил блестяще. Некоторые от волнения даже побелели. Я уже сомневалась, смогут ли они спеть такие сложные произведения. Ведь музыка во многом творится прямо на сцене. Но выступили успешно. А после выступления все рыдали…

Награда за победу на Всемирных хоровых олимпийских играх

— Подобный успех на сцене достигается скорее талантом или трудолюбием?

 — Талант либо есть, либо нет. Но научить можно любого. Пение — это такой же навык, как счет или письмо. Голос, слух и другие данные всегда можно развить. Поэтому в нашем хоре нет никакого отбора. Главное, чтобы у ребенка было желание. Ведь пение только поначалу кажется легким и простым. На самом деле, это каторжный труд. Получается у тех, кто может взять себя в «железные тиски». Некоторые не выдерживают и спустя время уходят.

Прививает ли хор какие-то навыки, необходимые для жизни вообще?

— Скорее, дает духовный стержень. Дети выезжают за границу, общаются с интересными людьми, расширяют кругозор. Выходя на мировую сцену, выступая за Россию, побеждая, они «отращивают себе крылья». После этого мои воспитанники уже чувствуют себя совсем по-другому. Они всегда будут помнить, что трудом могут добиться многого в жизни. Это поможет им выйти в люди.

— В ваш репертуар входит только духовная музыка?

— Нет. Но, думаю, она нам особенно удается. Репертуар в основном классический. В него входят около 70 сочинений русских и зарубежных авторов, в том числе и духовные. Я считаю, именно настоящее музыкальное искусство позволяет лучше отточить технику, приводит в гармоничное состояние разум и душу.

— Наверное, ваши воспитанники после такой школы становятся музыкантами?

— Совсем не обязательно, но такое бывает. Моих учеников любят и в музыкальном училище, и в консерватории. Ведь они уже подготовлены, знают все подводные камни и, можно сказать, пропитаны музыкой. Да и профессию свою выбирают осознанно. Некоторые со временем возвращаются и работают в родной школе педагогами разных музыкальных дисциплин.

— Сколько лет вы уже преподаете музыку?

— 18 лет. Мои бывшие ученики уже приводят своих детей. Поначалу было трудно. Тем не менее я всегда занималась музыкой с удовольствием. Наверное, я совершенно счастливый человек, поскольку обожаю свою работу. Это моя жизнь. Это труд, который приносит мне радость и удовлетворение. Я вижу, как мои ученики меняются в положительную сторону, и жизнь наполняется смыслом.

— Чего бы еще хотелось достичь?

— Хотелось бы выделиться в отдельную хоровую школу, увеличить число учащихся. Чтобы в хоре могли петь ребята и из других школ. У меня есть большой опыт, в том числе международных выступлений. Его хочется передать многим детям.

— А каковы ближайшие творческие планы?

— Участие в конкурсе духовной музыки. Либо это сакромузыка в Риме, либо духовная музыка в Вене. Я думаю, это будет через год, в 2009-м.

— Как вы считаете, всем ли детям надо заниматься музыкой?

— Думаю, всем. В Японии и Китае сегодня на обычного школьника приходится 12 часов музыки в неделю. У нас же во многих школах нет даже отдельных музыкальных классов и нужных инструментов. Детское хоровое пение вообще сходит на нет и держится на отдельных энтузиастах. Дополнительное образование постепенно становится обузой для школы, так как оттягивает на себя средства. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в нашем городе больше спонсировали талантливых детей из семей с небольшим достатком. Ведь, занимаясь музыкой, они уже не пропадут, не сопьются, в трудную минуту не шагнут с девятого этажа. Музыка на всю жизнь останется их опорой, а искусство — отдушиной.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: