16 августа в Новосибирске откроется первый книжный гипермаркет
Георгий Лямин
Книжные магазины времен «массового ухода людей от книги« мало напоминают скромные обители интеллигентов-книгочеев. Рентабельность здесь определяется числом книг, проданных на квадратный метр арендуемой площади, книжная продукция соседствует с канцтоварами, периодикой, медиа, открытками и игрушками, а название нового гипермаркета «Лас-Книгас» уносит в далекий Лас-Вегас символ избытка денег, игры и азарта.
Для одних новый гипермаркет дополнительное место для приятного времяпровождения (ибо магазины премиум-класса предполагают и комфортабельные зоны отдыха). Для других повод для печального разговора о девальвации ценностей. Третьи, их большинство, просто пожимают плечами: «супер», «гипер«, одним больше, одним меньше
О взаимоотношениях книготорговцев и читателей, книготорговцев и издателей, ценовой политике и новых форматах наш разговор с Георгием Ляминым, генеральным директором книготорговой сети »Топ-Книга«, которой принадлежит »Лас-Книгас«.
«Лас-Книгас» формат для города новый. Какие до сих пор форматы книжных магазинов существовали в Новосибирске?
Мы до сих пор имели в городе магазины четырех форматов «Книгомир», «Литера», «Главный герой» и магазины прессы «Городская сорока«, это не считая книжных отделов в супермаркетах, которые мы поддерживаем в рамках развиваемого концепта «shop-in-shop». Самый массовый из всех «Книгомир«, наш пионерный розничный формат. Именно таковым был наш первый книжный магазин, появившийся в Новосибирске. Он сразу стал работать в удобном для покупателя режиме свободного доступа к книгам, и в условиях Новосибирска до сих пор оставался самым эффективным.
Насколько, по-вашему, перспективен »Лас-Книгас«?
»Лас-Книгас« современный формат, Новосибирск современный мегаполис, они, как нам представляется, очень подходят друг для друга. Изначально формат был спроектирован для московского рынка. Первый »Лас-Книгас« открылся в Москве в декабре 2004 года. Теперь гипермаркеты есть в обеих российских столицах и еще восьми крупных городах. Новосибирский »Лас-Книгас« семнадцатый по счету, его торговая площадь полторы тысячи квадратных метров, книжный ассортимент порядка ста тысяч названий.
Изменит ли открытие нового магазина ситуацию с новосибирскими книжными издательствами, которые весьма скромно представлены на ваших книжных полках? И как вы можете прокомментировать претензии, что накрутки на их книги в ваших магазинах слишком велики?
Это не совсем так. Книги местных издательств у нас есть, если не на полках, то на складах. «Топ-Книге» интересна вся без исключения литература, которая пользуется спросом, поскольку она ТОРГОВАЯ компания, и только благодаря выручке, получаемой из этих операций, оплачивает свой семитысячный коллектив. А у небольших издательств (а в Новосибирске именно такие), желающих самостоятельности, всегда есть выход, подсказанный и опробованный их зарубежными коллегами: скоординироваться и распространять свои шедевры самостоятельно
Не рассматриваете ли вы варианты удешевления вашей продукции? Это позволило бы вам увеличить обороты за счет расширения круга покупателей той же интеллигентской аудитории, которая испокон веку была самой читающей, но не очень богатой.
Мы совсем не прочь увеличить обороты, в том числе и с помощью, используя вашу терминологию, «интеллигентской аудитории». Если ее представители убедят арендодателей снизить арендные ставки на помещения для книжных магазинов (а они ежегодно растут на 3040% и уже буквально перешагивают пределы разумного), если та же аудитория убедит энергетиков и другие коммунальные службы снизить тарифы, да к тому же попросит наш семитысячный коллектив отказаться от повышения оплаты
Тогда, конечно, можно продавать книги и дешевле
И все же, согласитесь, выложить даже за самую хорошую книгу 600700 рублей по карману далеко не каждому
Проблема книжной цены в нашем Отечестве имеет исторические корни, поскольку в советское время книга, щедро дотируемая «ресурсными деньгами», была дешевой. Ныне государство уравняло ее с другими товарами, но интеллигентская аудитория, оплачивая по мировым ценам свой костюм и колбасу и горячо приветствуя неизмеримо расширившийся ассортимент книжных магазинов, никак не хочет смириться с тем, что социализм покинул и книжный рынок. Кстати, в Германии НДС на книги более чем в два раза ниже, чем на остальные товары.
Существуют две основные модели построения торгового бизнеса. Первая: продажа книг через небольшие уютные магазинчики с особой атмосферой, сервисом, продавцами-гуманитариями. И второй вариант это супер- и гипермаркеты, которые ориентированы на массовые продажи, где рентабельность определяется числом проданных книг на кв. метр арендуемой площади. Путь супер- и гипермаркетов принято называть «американским«. Европа идет по пути соединения форматов
Ваше межконтинентальное сравнение бизнес-моделей не совсем верно. Достаточно сказать, что в десятке крупнейших книготорговых сетей мира, которую открывает французская Fnac, представлено пять европейских сетей, четыре североамериканских (включая канадскую) и одна японская. На европейском рынке давно доминируют крупные сети. Небольшие и уютненькие магазинчики либо входят в них, либо закрываются. А независимые размещаются там (и на рынке, и на территории), где большим работать неинтересно. Вместе с тем генеральный путь развития остается все-таки за крупными гипермаркетами с широким и диверсифицированным предложением. Во всем мире и, слава Богу, у нас одним из показателей эффективности являются продажи с квадратного метра, потому что везде аренда стоит больших денег. Правда, у нас ее доля в затратах вдвое выше, чем на Западе. Стратегия компании »Топ-Книга« давно выбрана это многоформатность, о которой мы уже говорили. Только так можно максимально охватить такой неоднородный отечественный рынок.
Сократится ли с открытием нового гипермаркета общее число книжных магазинов города?
Один магазин исчезнет, поскольку «Лас-Книгас» появится путем пространственного расширения доселе существующего «Книгомира«. Что касается других, то вряд ли кто-то закроется. Практика открытия «Лас-Книгасов» в других регионах показывает, что гипермаркет прекрасно вписывается в уже существующий рыночный ландшафт, не нарушая, а лишь еще более разнообразя его.
Особое мнение, или Чужие на празднике
«Интеллигентская аудитория«, которая, по мнению книготорговцев, скупится потратиться на книги, выкладывая при этом круглые суммы за колбасу и хороший костюм, тоже имеет что сказать по поводу предлагаемых новыми книгораспространителями «бизнес-моделей».
Прежде всего, хотелось бы заступиться за местных книгоиздателей, деятельность которых оценена книготорговцами, как представляется, достаточно пренебрежительно. «ВН» много писал о наших издательствах. В частности, об издательстве Николая Александрова «Историческое наследие Сибири«, которое обеспечило город добротной справочно-исторической литературой. Об издательстве «Инфолио-пресс», которое поддерживается Сибирским отделением наук, и об издательстве Новосибирского университета
Деятельность же двух небольших издательств, ориентированных на интеллектуальную литературу, «Сова» и «Свиньин и сыновья» и вовсе иначе как подвижнической в предлагаемых обстоятельствах не назовешь
Большие же книготорговые сети и в том непреложный закон рынка предпочитают иметь дело с большими издательствами, то есть с Москвой, где сегодня сосредоточено 90% всего книгоиздательского бизнеса. А свои маленькие, как верно отмечают сами издатели, «только путаются у них под ногами». Да и их претензии по поводу больших накруток на их книги тоже вовсе небезосновательны. К примеру, книга «Красный сфинкс: История отечественной фантастики» (издание прошлого года, лидер по числу полученных всероссийских литературных наград) в издательстве «Свиньин и сыновья« стоит 400 рублей, в «Топ-Книге» как минимум 680 (!). И книги серии «Доступная библиотечка« того же издательства при рекомендуемой цене в 30 рублей идут в «Топ-Книге» по 180200 рублей, что в принципе разрушает концепцию этого издательского проекта, также отмеченного всероссийским признанием
Книготорговцу сегодня дешевая книга не нужна, им гораздо выгоднее взять парадный альбом за 1 тыс. рублей, продать за 3 тысячи, вложив в накрутку аренду и плату продавцам. А наши «фитюльки« только место на складах занимают, комментирует ситуацию директор издательства Владимир Свиньин
Владимир Алексеев, заведующий отделом редкой книги ГПНТБ, известный в городе своим святым отношением к Книге, весьма образно сравнил коммерческую деятельность «Топ-книги» с «собственноручной рубкой сучьев, на которых вольготно раскинулся этот монстр». Под рубкой сучьев подразумевается и ценовая политика, и новое отношение к книге, и новые методы ее распространения. Современные супер- и гипермаркеты, действительно, начинают все более напоминать монстров, пожирающих себя изнутри, и при заявленной свободе выбора на самом деле покупатель оказывается ограничен весьма сомнительным, стандартизированным ассортиментом.
Опасность больших супермаркетов в том, что их съест своя же бюрократия, комментирует ситуацию писатель Геннадий Прашкевич. На складах лежат книги, которые уже непонятно как оттуда достать, магазины забиты сотрудниками, не читающими книг, не знающими о том, что они продают
Поэтому, убежден писатель, монополии были и останутся, но рядом с ними неизбежно будут возникать как параллельные сети, так и небольшие отдельные магазинчики:
И если книги в таких магазинчиках или книжных лавках будут несколько дешевле, и набор названий от Хардинга до Лема, а не от Семенова до Лукьяненко, то читатель туда, несомненно, пойдет. И будущее у таких магазинчиков с грамотными продавцами, которые знают своих посетителей в лицо и могут реально что-то посоветовать, несомненно, есть.