Шампанского великим комбинаторам!

В прокат вышла криминальная комедия Эрика Беснара «Отпетые мошенники» с Жаном Рено. «Я хотел сделать «фильм-шампанское«,с пенящимися пузырьками и звоном бокалов», — говорил режиссер.

В прокат вышла криминальная комедия Эрика Беснара «Отпетые мошенники» с Жаном Рено

В журнале «Крокодил» в восьмидесятые годы была опубликована карикатурка, не потерявшая акутальности и по сей день. Стена, заклеенная афишами разнообразных ансамблей (от «Поющих гитар» и «Голубых гитар» до «Веселых ребят» и «Добрых молодцев»), пред ней — стол с прилагающимся чиновником и посетитель (видимо, журналист). Диалог: «- А почему Вы не создаете новых ансамблей? Что, не хватает средств? — Нет, не хватает названий».

Такое ощущение, что у отечественных кинопрокатчиков — та же беда, усугубленная дефицитом переводчиков, способных хотя бы «близко к тексту« перевести уже имеющееся название фильма.

Только на этой неделе в прокате сразу два «секонд-хэнда»: «Полуночный экспресс» (в оригинале — «The Midnight Meat Train», «полуночный мясной (кровавый) поезд»), вызывающий четкие ассоциации с «Полуночным экспрессом» 1978 года («Midnight Express»), но не имеющим к нему никакого отношения. С «Отпетыми мошенниками» — та же история, только в более тяжелой форме. Эта легкая и свежая, по-настоящему летняя комедия опять-таки не имеет никаких прямых связей с одноименным фильмом Фрэнка Оза («Dirty Rotten Scoundrels», 1988 год), хотя многие сгоряча принимают его за ремейк. Мало того, оригинальное название ленты («Ca$h» — сash, наличные деньги) точно переводится на любой язык мира, никем в прокате еще не использовано… Ну, и по совместительству, Кэш — это еще и прозвище главного героя, питающего откровенную страсть к «живым деньгам». Хотя, в общем-то, никто не отрицает того факта, что мошенник он еще тот…

Итак, Кэш (Жан Дюжарден) — этакий местный Остап Бендер, только со штампом «сделано во Франции», что автоматически придает ему шик-блеск-лоск. Никаких ботинок на босу ногу — дорогие костюмы, шампанское, казино… И белые розы для приглянувшейся девушки он скупает не букетами, а целыми магазинами. И, разумеется, отъемом денег у населения занимается виртуозно. Артистизм, ловкость рук, нахальство и беспринципность — и все это весело и элегантно. Даже у малых детишек выиграть монетку-другую Кэшу не лень. («Почему ты все время выигрываешь?» — удивляются детки. «Да потому что на кону наличные!» — отвечает Кэш). Впрочем, на каждого великого комбинатора найдется еще более великий. Например, Максим (Жан Рено собственной персоной) — легенда преступного мира, за которым вот уже много лет охотится вся парижская полиция в полном составе.

Среди полицейских, кстати, есть и прекрасные дамы. Обольстительная Джулия Малина (Валерия Голино) использует в работе не самые «чистые» методы, но зато неизменно добивается впечатляющих результатов и метит в начальники. Но для этого ей надо еще разок отличиться. Она втирается в доверие к Кэшу и они вместе решают «натянуть нос» Максиму…

Впрочем, кто у кого дубинку украл и с какой целью — это тот еще вопрос, и ответ на него будет получен только в самом конце фильма и окажется довольно неожиданным. Эрик Беснар откровенно морочит зрителю голову, и к середине фильма уже никто не понимает — кто и кого подставил, с какой целью, как оно на самом деле и кто тут в выигрыше, а кто в пролете. Все отчаянно врут, все блефуют, все ведут двойную (а то и тройную) игру, разыгрывают сложнейшие комбинации… Но делают это весело, легко, красиво, динамично и с должным шиком. Удивительно, что при этом еще и не поют (фильм упорно производит впечатление музыкального, хотя таковым не является).

Съемки картины проходили одиннадцать недель в Париже, Ницце, Монако. Режиссер хотел, чтобы зрители почувствовали роскошь, разлитую в атмосфере картины. «Я хотел сделать «фильм-шампанское«, с пенящимися пузырьками и звоном бокалов», — говорил режиссер. И поставленной задачи он, пожалуй, добился: того, что можно было бы назвать «градусом», в фильме, в общем-то, немного. Но зато он искрится, пузырится, рецепторы пощипывает и в голову хоть ненадолго, но шибает веселой беззаботностью. А как иначе, когда от первого до последнего кадра — стильные женщины и красавцы-мужчины, поцелуи и ужины при свечах, белоснежные яхты и лазурные бассейны, казино, охапки роз, музыка и одних только бриллиантов на 12 миллионов евро? А если кого и пристрелят — так либо очень ненавязчиво, мимоходом, без луж крови и физиологических подробностей, либо патроны окажутся холостыми.

Что интересно — в этом фильме, при всей криминальности сюжета, по-минимуму погонь и перестрелок. Главное действие происходит не снаружи, а внутри героев. Игра ума, состязания изощренных интеллектов. И откровенный смех вызывают в основном не реплики персонажей и не их действия (мордой в салат никто не падает и штанов не теряет), а лихие повороты сценарной мысли.

Удивительно, но если смотреть с этой точки зрения, то «Отпетые мошенники» — по-настоящему интеллектуальная комедия. Активный (местами даже экстремальный) отдых для мозгов — редкое по нашим временам развлечение.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать