В прокат вышла криминальная комедия Эрика Беснара «Отпетые мошенники» с Жаном Рено
В журнале «Крокодил» в восьмидесятые годы была опубликована карикатурка, не потерявшая акутальности и по сей день. Стена, заклеенная афишами разнообразных ансамблей (от «Поющих гитар» и «Голубых гитар» до «Веселых ребят» и «Добрых молодцев»), пред ней стол с прилагающимся чиновником и посетитель (видимо, журналист). Диалог: «- А почему Вы не создаете новых ансамблей? Что, не хватает средств? Нет, не хватает названий».
Такое ощущение, что у отечественных кинопрокатчиков та же беда, усугубленная дефицитом переводчиков, способных хотя бы «близко к тексту« перевести уже имеющееся название фильма.
Только на этой неделе в прокате сразу два «секонд-хэнда»: «Полуночный экспресс» (в оригинале «The Midnight Meat Train», «полуночный мясной (кровавый) поезд»), вызывающий четкие ассоциации с «Полуночным экспрессом» 1978 года («Midnight Express»), но не имеющим к нему никакого отношения. С «Отпетыми мошенниками» та же история, только в более тяжелой форме. Эта легкая и свежая, по-настоящему летняя комедия опять-таки не имеет никаких прямых связей с одноименным фильмом Фрэнка Оза («Dirty Rotten Scoundrels», 1988 год), хотя многие сгоряча принимают его за ремейк. Мало того, оригинальное название ленты («Ca$h» сash, наличные деньги) точно переводится на любой язык мира, никем в прокате еще не использовано
Ну, и по совместительству, Кэш это еще и прозвище главного героя, питающего откровенную страсть к «живым деньгам». Хотя, в общем-то, никто не отрицает того факта, что мошенник он еще тот
Итак, Кэш (Жан Дюжарден) этакий местный Остап Бендер, только со штампом «сделано во Франции», что автоматически придает ему шик-блеск-лоск. Никаких ботинок на босу ногу дорогие костюмы, шампанское, казино
И белые розы для приглянувшейся девушки он скупает не букетами, а целыми магазинами. И, разумеется, отъемом денег у населения занимается виртуозно. Артистизм, ловкость рук, нахальство и беспринципность и все это весело и элегантно. Даже у малых детишек выиграть монетку-другую Кэшу не лень. («Почему ты все время выигрываешь?» удивляются детки. «Да потому что на кону наличные!» отвечает Кэш). Впрочем, на каждого великого комбинатора найдется еще более великий. Например, Максим (Жан Рено собственной персоной) легенда преступного мира, за которым вот уже много лет охотится вся парижская полиция в полном составе.
Среди полицейских, кстати, есть и прекрасные дамы. Обольстительная Джулия Малина (Валерия Голино) использует в работе не самые «чистые» методы, но зато неизменно добивается впечатляющих результатов и метит в начальники. Но для этого ей надо еще разок отличиться. Она втирается в доверие к Кэшу и они вместе решают «натянуть нос» Максиму
Впрочем, кто у кого дубинку украл и с какой целью это тот еще вопрос, и ответ на него будет получен только в самом конце фильма и окажется довольно неожиданным. Эрик Беснар откровенно морочит зрителю голову, и к середине фильма уже никто не понимает кто и кого подставил, с какой целью, как оно на самом деле и кто тут в выигрыше, а кто в пролете. Все отчаянно врут, все блефуют, все ведут двойную (а то и тройную) игру, разыгрывают сложнейшие комбинации
Но делают это весело, легко, красиво, динамично и с должным шиком. Удивительно, что при этом еще и не поют (фильм упорно производит впечатление музыкального, хотя таковым не является).
Съемки картины проходили одиннадцать недель в Париже, Ницце, Монако. Режиссер хотел, чтобы зрители почувствовали роскошь, разлитую в атмосфере картины. «Я хотел сделать «фильм-шампанское«, с пенящимися пузырьками и звоном бокалов», говорил режиссер. И поставленной задачи он, пожалуй, добился: того, что можно было бы назвать «градусом», в фильме, в общем-то, немного. Но зато он искрится, пузырится, рецепторы пощипывает и в голову хоть ненадолго, но шибает веселой беззаботностью. А как иначе, когда от первого до последнего кадра стильные женщины и красавцы-мужчины, поцелуи и ужины при свечах, белоснежные яхты и лазурные бассейны, казино, охапки роз, музыка и одних только бриллиантов на 12 миллионов евро? А если кого и пристрелят так либо очень ненавязчиво, мимоходом, без луж крови и физиологических подробностей, либо патроны окажутся холостыми.
Что интересно в этом фильме, при всей криминальности сюжета, по-минимуму погонь и перестрелок. Главное действие происходит не снаружи, а внутри героев. Игра ума, состязания изощренных интеллектов. И откровенный смех вызывают в основном не реплики персонажей и не их действия (мордой в салат никто не падает и штанов не теряет), а лихие повороты сценарной мысли.
Удивительно, но если смотреть с этой точки зрения, то «Отпетые мошенники» по-настоящему интеллектуальная комедия. Активный (местами даже экстремальный) отдых для мозгов редкое по нашим временам развлечение.