Новосибирск 2.9 °C

Война его детства

25.07.2008 00:00:00

Заметки с выставки художника Владимира Колесникова

Год от года все меньше и меньше становится воинов прошедшей войны. Уже не одно поколение знает ее лишь по книгам, кинофильмам, живописным полотнам и графическим листам, созданным, кстати, и фронтовиками.

Но, слава Богу, живы еще мальчишки и девчонки, вместе со взрослыми хлебнувшие сполна все невзгоды военных лет.

Было это детство трудным, голодным, порой жестоким, без всегда не хватавшей отцовской ласки — отцы-то на фронте. Неласковое детство. Но не ущербное. Жили, как умели, учились, дрались, устраивали в госпиталях концерты для раненых, помогали, чем могли, семьям фронтовиков, своим семьям. И было что-то доброе и радостное в этих бесхитростных детских деяниях, если, прожив с тех пор более шести десятков лет, дети военных годин по сей день и до конца дней своих делят жизнь на две равные части: — «во время войны» и «после войны».

К поколению «детей войны» принадлежит художник Владимир Колесников.

— Сорок второй год. Июнь месяц. Станица Георгиевская около Пятигорска. Узловая станция. Очень много наших войск. Однажды просыпаемся — ночью наши войска исчезли. Власти нет. Магазины открыты. Люди запасаются едой. Сестра старше меня на пять лет. У нее своя компания. В нашем кинотеатре шел фильм «Чапаев». Так они взяли коробки с фильмом и закопали в саду — чтобы не достался врагу. И галстуки свои пионерские закопали — такие патриоты. А немцы бомбят. Налеты целую неделю. Бьют и бьют.

Мать нас с сестрой потащила на окраину станицы, умостились в канаву под плетнем. Сестра уткнулась вниз головой. А я голову не прятал и весь этот ужас видел. Ребенок страха не имеет. Страха никакого не было. Мать все время говорила, чтобы мы вместе были. Если убьют — сразу всех вместе. Чтобы сиротства не было. Немцы вошли с фашистскими знаменами — красные со свастикой, горная дивизия «Эдельвейс», танки, пушки… Я на все это смотрел из окошка. Мы жили в доме казачьего атамана. Напротив немецкий штаб. Солдатня пьяная, в шортах — июнь же, юг.

Кавказские ночи черные. И каждую ночь бомбежки, каждую ночь налетают наши По-2, «ночные ведьмы» — так звали их немцы. Они, как бабочки, как стрекозы, вьются, вьются и бомбят. А немцы включают прожектора. У нас во дворе стояла счетверенная зенитная установка «эрликон» — бьет трассирующими.

У немцев блиндаж вырыт — они там прятались. У нас своя щель вырыта. Как налет — мы туда. Здорово бомбили. Но страха не было. Голод, вонь трупная, каждую бомбежку на все это смотрел, открыв глаза.

Пожары, взрывы, как шваркнет — жуть. Земля ходуном ходит. А вот страха не было. Удивительное это ощущение на всю жизнь осталось. Когда немцы уходили, дома из огнеметов поливали. Ни одного дома на улице не осталось. А мы в щели, как кролики. Бежать некуда — патроны как град летят. А мы сидим, прижавшись друг к другу. Смерти ждали.

Война, война… Когда бомбят, стреляют, взрывы — оглохнешь, но не страшно. Привыкли. А когда до Сибири добрались, оглушительная тишина — вот тогда страшно было с непривычки. Не знаешь, что будет.

Это только малая толика того, что поведал Владимир Колесников собравшимся в Доме журналистов на открытии его выставки «За землю русскую».

Колесниковский проект (сейчас любое начинание именуют проектом), так вот, проект «За землю русскую» возник не на пустом месте. Однако точкой отсчета стал сборник, составленный поэтом Геннадием Карпуниным. И назывался он «За землю русскую». В сборник вошли стихи, поэмы, отрывки из произведений русских и советских писателей, посвященных патриотизму, героизму и самоотверженности русских людей, защищавших Родину.

— Работать было очень интересно. Вся история русского воинства — нашествие Батыя, Александр Невский, Куликовская битва, Иван Сусанин, суворовский поход через Альпы, Полтава, Бородино, потом буденновцы, Великая Отечественная…

Вот такие были рисунки. Пришлось по библиотекам и архивам побегать. Важно мне, как художнику, почувствовать, понять время, столетие за столетием. Важна каждая деталь: одежда воинов, оружие — в разные эпохи, естественно, разные.

И все свои впечатления и переживания должен донести до читателя, зрителя. С первых же страниц, с первых рисунков нужно дать им почувствовать и ощутить дух времени. Когда же мне приходилось оформлять книги писателей, особенно фронтовиков, про войну, здесь было полегче. С ними находил общий язык. Сам видел во время войны все эти «Тигры», «Пантеры». Детская память особая. Я все запомнил до мелочей. В каких мундирах ходили, погоны, даже лычки. Все это здорово помогало в работе. Я оформлял книги иркутянина Сергея Маркова «Случай в Оленьих горах», Николая Алексеевича Мейсака «Сколько у нас Мересьевых», Геннадия Никитовича Падерина «Под окнами чужой комендатуры», Владимира Константиновича Сапожникова «Тень капитана Беллинга», сборники стихов Ивана Краснова, Леонида Решетникова, много еще… Все эти писатели — фронтовики.

Владимир Колесников проиллюстрировал более двух сотен книг. Есть среди них книги знаковые не только в книжной графике художника, но и во всем его творчестве. В первую очередь, сувенирные миниатюрные издания «Ермак». Литературной основой миниатюры стала дума Кондратия Рылеева «Смерть Ермака».

В творческом активе художника книга Давида Зельвенского «У древка сыны и внуки» Была такая всероссийская комсомольская серия «Верны знамени отцов». О великих победах русских воинов. Кроме рисунков Колесникова, были представлены российские воинские знамена, начиная со стяга Дмитрия Донского, реявшего над Куликовым полем, и заканчивая Знаменем Победы, воздвигнутым над рейхстагом, как известно, Егоровым и Кантария. Независимо от существующей политической системы, такая книга нужна во все времена. Ее нужно издавать и переиздавать, забыв о коммерческой выгоде.

Выставка работ Владимира Колесникова, о которой идет речь, организована Новосибирской областной организацией Союза журналистов России и Международной славянской академией. За что им большое спасибо.

Нынешняя выставка Владимира Колесникова неодноразовая акция. На протяжении последнего полувека художника можно было встретить и в школах, и в библиотеках, в сельских клубах и на полевых станах. Для таких встреч у него есть несколько передвижных выставок различной тематики.

В наше прагматичное коммерческое время считаю своим долгом сказать, что все колесниковские деяния абсолютно бескорыстны. Альтруист в чистом виде.

Видимо, так и надо жить.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: