Новосибирск 2.6 °C

Коррида

24.07.2008 00:00:00

Наши постоянные читатели наверняка запомнили трехлетней давности публикацию в «Вечерке» о том, как новосибирец с товарищем провел ночь в пирамиде Хеопса. Отстали от экскурсии, спрятались в погребальной камере фараона и стали дожидаться заката… Ту ночь в пирамиде, с которой связано много жутковатых легенд и поверий, Станислав Коврижкин, наверное, вряд ли когда-нибудь забудет. Особенно тот момент, когда перед рассветом они с товарищем услышали пронзительный нечеловеческий вопль, заледенивший сердца…

Публиковали мы и другой очерк нашего земляка — о путешествии в Монголию по местам, так сказать, «босоного детства» покорителя мира Чингисхана — как и в случае с ночевкой в пирамиде Хеопса, Коврижкин пытался проверить одну из легенд, бытующих здесь.

В своих путешествиях по странам и континентам (а он объехал если не весь мир, то полмира точно, за что и удостоен звания действительного члена Национального географического общества) Станислав Васильевич старался избегать проторенных туристских троп, предлагаемых обычно экскурсоводами, выбирая свои, часто экстремальные маршруты. Тем его заметки, которые составили изданную им не так давно своеобразную «книгу странствий«, и интересны — это вам не туристские путеводители. Сейчас Коврижкин подготовил к печати новую книгу, которая обещает быть еще интереснее первой — о его встречах с непознанным, в частности с шаманами, с их необъяснимыми наукой методами врачевания, которые основаны на древних языческих знаниях.

Когда книга увидит свет? Это будет зависеть от спонсоров, на которых автор очень рассчитывает, чтобы издать свои увлекательные заметки.

А сегодня мы предлагаем нашим читателям впечатления Станислава Коврижкина от посещения корриды в Мадриде.


…На бой быков отправился пешком за два часа до начала. Хотелось посмотреть Мадрид не из окон транспорта. Иду по улице Алкала. Она ведет к цирку, где должно состояться представление. Дохожу до той части улицы, откуда видны прямой и широкий путь, ослепительные белые стены зданий, ряды светло-зеленых деревьев и мостовая, почти сплошь заполненная людьми вперемежку с автомобилями. Все это безостановочно двигается к знаменитому фонтану Кибелы, после которого легковой транспорт останавливается.

Прошел еще где-то с четверть часа, и перспективу улицы замкнула триумфальная арка ворот. Алкала белой громадиной выделилась на голубом просторе неба. Все идут именно туда — в помещение огромного цирка. Наконец — огромный двор, расположенный между амфитеатром и стеной, окружающей подобные помещения. Трудно протолкнуться через толпу фанатов, желающих вблизи посмотреть на тех, кто выступает в поединках с животными. Кое-где над толпой возвышаются конные пикадоры. Упоенные преклонением публики, с гордо поднятой головой, спокойные, как боги, под крики приветствий продефилировали матадоры — главные действующие лица. Я немного постоял среди беснующихся и направился вверх в амфитеатр. Из-под свода арки нарисовались кусок ослепительно белого неба и часть амфитеатра, заполненная беспокойной публикой. В лицо вместе с мелодичным гулом и человеческим гудом хлестнуло мощное дуновение свежего воздуха. Очень быстро нашел свой ряд и место. Сел. Начал оглядывать окружающее. Внизу взору открылись огромный круг арены и лица зрителей амфитеатра на 23 тысячи мест. Вдруг, разом поглотив гул и гуд, заявила о себе бурная музыка. Она заполнила собой всё и победным торжеством вылилась в триумфальный марш. Под его звуки на песчаную арену вышли трое тореро в ослепительно ярких от блеска металла и золоченых узоров костюмах. По рядам прокатилась гулкая волна: это многие вскакивали с мест, чтобы лучше рассмотреть выход квадрилей — парад участников представления. Впереди — трое тореро. Именно им предстояло победить. Каждому предоставлялось по два животных, специально выращенных и натренированных для боев с отважными и одержимыми людьми, которыми руководят жажда славы и высоких заработков, приравненных к окладам министров Испании.

Пройдя не торопясь по окружности арены, участники парада вновь удалились за перегородку. В поле зрения остались всё те же трое тореро. Одновременно они сняли шляпы и поклонились в сторону ложи президента корриды. Затем стали приветствовать всех нас, зрителей. Наиболее восторженное ликование выражали криками до тех пор, пока герои предстоящего поединка не покинули арену. Наступившая неожиданно тишина смяла дыхание и насторожила.

Секунда, две, и двумя створками в обе стороны бесшумно разъехалась часть стенки арены. В образовавшийся проем на сцену стремительно ворвался рогатый гигант. С противоположной стороны в тот же момент появились две оседланные лошади. Бык устремился к ближней. Всадник (то есть пикадор) ловко всадил в загривок налетевшего длинную пику. Тем не менее как-то сбоку бык боднул и опрокинул лошадь вместе с обидчиком. Немного отступил и тут же, чуть не касаясь мордой песка, решительно ринулся на лежащих. Помешал второй пикадор, вонзивший в уже обагренную кровью холку быка длинную пику. Кстати, вовремя подоспели юркие и быстрые бандерильеро. Их обязанности — втыкать в тело животного парами короткие палочки с острым крючком на конце. Видимо, от неожиданного нападения бык оторопел. Он тяжело дышал, глаза наливались кровью. Еще бы: перед ним уже много обидчиков, а были еще боль, кровь, пот, песок… и музыка. Определенно, именно музыка невидимого оркестра больше всех раздражала, раздавливала психически. Маэстро отлично знал влияние музыки. Он мастерски вел всю программу, давая знать всем исполнителям на сцене, когда следует выполнять те или иные действия. И, естественно, подсказывая матадору, когда тому следует нанести последний — смертельный — удар шпагой.

Всё так и произошло: пять измотанных быков, поверженных, истекающих кровью, под торжественный рев и крики последовательно увезли с арены. Но был еще один бык, шестой. О нем чуть позже.

Из всех выступающих выигрышней смотрелись тореро в раззолоченных одеждах, высокие, стройные, с тонкой и гибкой талией, гордо откинутым назад торсом. Ловкими, красивыми движениями артистов балета они успешно уходили от коварных рогов даже тогда, когда, казалось, уже не было возможности. И каждый раз, радуясь этому исходу, публика что есть силы орала: «Ол-л-а-а! Ол-л-а-а!»

Я тоже орал и, может, даже громче других. Тореро улыбаются. В этих улыбках, жестах, кроме ответа благодарности, просматривалось стремление к славе. Да и как иначе! Какое надо иметь мужество, чтобы перед мордой разъяренного быка «крутить» одной лишь мулетой. Мулета не щит, она всего лишь мягкая и тонкая тряпка, поэтому надо так не по-человечески изогнуться, чуть отступить, «убрать» свое тело, чтобы не дай Бог… И вот они своим мастерством ошеломляют, демонстрируют храбрость, граничащую с безумием.

Всё это так. Однако про шестого быка еще не сказано. Естественно, он был заколот, но…

…Ахнуло, раскололось небо. Над открытой чашей цирка взметнулись испуганные голуби: на песке арены распласталось неподвижное тело тореро. Несколько секунд назад оно было неожиданно поддето рогами шестого и сброшено. Часть команды поверженного бросилась с мулетами, плащами и копьями к разъяренному животному, другая — к телу на песке. Перевернули лицо к небу, дунули в рот, в нос, дали что-то понюхать… приподняли, поставили на ноги, поддерживают. На бедре бедняги светлые расписанные золотом бриджи приняли красную окраску. Чуть ниже плеча свесился вырванный клок материи. Он тоже был красным. Медленно, но все же пошли. Тореро припадал на ногу, хромая.

Десятки раз дома просматривал видеозапись этого момента, но до сих пор не понял, как так ловко бык взял тореро на рога.

Смолк оркестр. Образовавшаяся тишина невольно стала настораживать и навязывать ожидание неизвестности. К реальности вернул все тот же прихрамывающий тореро. Пострадавший, наконец, пришел в себя, и президент корриды подал условный знак продолжения боя. Ожила музыка и начала ободряюще настраивать раненого: «…Смелее в бой! — четко улавливалось на арене присутствие координатора корриды — бессмертного Бизе. — То-о-ре-е-одор, смелее…» — звучали трубы и гобои оркестра. Звучали решительно и настойчиво. Здесь бы время лицезреть и саму Кармен, но режиссер представления посчитал для зрителей целесообразнее измотанное и израненное рогатое животное.

…По вязкому всклоченному копытами песку медленно и затравленно шел на тореро шестой. Уперев в живот палку ярко-красной мулеты и равномерно помахивая шпагой, прихрамывая, так же медленно навстречу двигался тореро. Один. Помощники по его требованию на арену не вышли. Расстояние уменьшалось. Оставалось уже шагов десять… пять… три… Человек поднял правую руку на уровне своих глаз, словно прицеливался, застыл… Бык тоже остановился. Потный, окровавленный, с крутыми боками, которые то резко вздувались, то вновь втягивались. Вдохи и выдохи участились, бык напрягся и в одно мгновение с человеком рванулся вперед. При соприкосновении было что-то одно целое: они слились. Рука и часть туловища человека находились между рогов животного. Еще мгновение — и бык откинул тореро. Превращенная в лохмотья мулета соскользнула на песок. Тореро еле удержался на ногах и, сделав по инерции несколько прыжков, обрел равновесие. Бык внимательно наблюдал, медленно переступая: видимо, подбирал, какую ногу использовать как толчковую. Вот он еще заметнее напрягся, едва нагнул огромную красивую голову, нацелив рога на врага, но в это мгновение передние ноги его подогнулись, голова еще ниже опустилась, и на широком затылке отчетливо выделилась блестящая стальная часть шпаги, вонзенной человеком чуть ли не по самый эфес. Секунда… вторая… передние ноги не выдержали тяжести, и бык рухнул.

Олл-а-а-а! — вновь раскололось небо над огромной чашей амфитеатра.

Вне сомнения, небо так раскалывается каждый раз после очередной победы тореро. Может быть, это естественная реакция нас, зрителей. Но тогда чем же мы сегодняшние отличаемся от тех, что две тысячи лет назад в римском Колизее собирались тысячами на бои гладиаторов? Публике хотелось видеть захватывающее зрелище и они видели: кровь, песок арены, убитых… В жестоком мире, по словам философа Сенеки, не было пощады, а были только победители и побежденные. Толпа обожествляла власть силы и упивалась игрой со смертью. Так чем же от них отличаемся мы?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: