Новосибирск 1.1 °C

Как выправить двугорбого верблюда?

22.07.2008 00:00:00

Заметки в вопросах и ответах с Международной школы молодых учёных СНГ

Фотография на память на крыльце легендарного Дома учёных

Первая пока по счету Международная школа молодых ученых Содружества Независимых Государств начала свою работу в Академгородке в минувшее воскресенье, 20 июля. Её тема — интеграция и инновации в воспроизводстве кадров для развития научно-технического и гуманитарного сотрудничества стран СНГ. А образ двугорбого верблюда употребил в своем докладе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Одна высота в развитии отечественной науки была достигнута нашими учеными еще в составе Советского Союза до приснопамятных кризисных лет, и это вклад в науку 50–60-летних, а другая возвышенность начинает формироваться сейчас теми, кто перешагнул 20-летний рубеж. А вот между ними, увы, яма, которая не стала пропастью только благодаря наиболее стойким подвижникам научного развития.

Запомним дату и количество участников I Международной школы молодых ученых СНГ. 150 человек в конце июля 2008 года приехали на неделю в Новосибирский Академгородок. По-видимому, могло быть и больше. Но, во-первых, лучше брать качеством, а во-вторых — посмотрим, как будет развиваться новая форма межреспубликанских контактов, и насколько она окажется живучей и полезной для самого Содружества. Как верно подметила исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества Татьяна Бубнова, взаимодействие тогда будет востребовано, когда оно докажет способность приносить конкурентные преимущества. Разумеется, в первую очередь для стран СНГ.

С одной стороны, Содружество нуждается в развитии междисциплинарных и межгосударственных контактов ученых — яму между горбами уже не выправить, но хотя бы впредь вести совместный научных поиск без провалов. С другой — кому как не молодым, не отягощенным прежними предрассудками, начинать восстанавливать утраченное — единое научное пространство на огромной части суши, что зовется СНГ.

— Ох, и большое же это пространство — мы видели его с самолета, когда летели в Новосибирск, — заметил председатель Совета молодых ученых Республики Беларусь Александр Щукин.

Как ваше имя, молодой человек?

Спиноза, Альберт Эйнштейн или Билл Гейтс? Ясно, что в Новосибирск вы приехали потому, что интересно. Наверное, вам ваши старшие товарищи или даже дедушка с бабушкой рассказывали, что вот когда-то в прославленном Академгородке… Надеюсь, вы уже убедились, что ехали сюда не зря, что содержание Международной школы на уровне, что вы своими ушами услышали и своими глазами уже увидели и еще увидите много чего интересного, что подтолкнет вашу фантазию… Какую? Неуёмного исследователя тайн мироздания, как у гениального физика? Или вы хотите философски осмыслить происходящие сейчас в СНГ процессы? А может быть, в вас именно в Новосибирске проснется талантливейший менеджер от науки, и вы раскрутите спираль бизнеса покруче самого Билла?

Все может быть, если будет угодно Богу (неважно, какой конфессии). Потому что школа хоть и Первая, но программа ее столь насыщенна, что даёт возможность раскрыться вам в том месте очередного «круглого стола» или сугубо научной дискуссии, где вы пожелаете или сможете. Какой-либо заданности на конечный результат нет. В первую очередь, это общение равных, молодых и абсолютно независимых, каковым может быть только человек вашего возраста. Может быть, иногда даже щепетильно независимых, как, например, председатель совета молодых ученых Киевского политеха Даниил Бенатов, который подчеркнул, что пик государственного строительства бывших республик Союза пройден, и сейчас нужно поменьше политики, а побольше конкретного взаимодействия…

Кто-то из старших коллег вспомнил, что в 93-м году вместо «падшего» курса научного коммунизма на Украине чуть было не ввели курс научного национализма. Потом это дело быстро замяли. Но суть в другом: разумеется, у нас единая история, и некоторые наши историки, верные слуги не только научной истины, уже сейчас переписывают её на новый лад. Но в данном случае все-таки более уместно корректное местоимение «мы»: историческая наука вещь обоюдоострая, к тому же легко перерастающая в выяснение политических отношений, так что, может быть, есть смысл прислушаться к высказыванию Даниила…

Впрочем, впереди еще несколько дней работы, к тому же совершенно конкретной, в лабораториях наших ведущих институтов, встречи с уникальными людьми, выдающимися учеными, коими славен Академгородок. И они уже начались в минувшее воскресенье на первом «круглом столе», посвященном междисциплинарным исследованиям.

Кто приручил волка?

Вопрос, как говорится, интересный. Ответам на него посвятил часть своей жизни выдающийся русский советский биолог академик Дмитрий Беляев. На языке специалистов это называется так — деместикация, или одомашнивание животных. И одна из учениц Беляева — заведующая лабораторией Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Нина Попова в своем интереснейшем докладе рассказала о продолжении исследований в этом направлении на генетическом уровне: комплексные исследования генетических механизмов нарушения поведения, роль серотонина мозга.

Не будем загружать внимание читателей специальной лексикой. Коротко суть её научного сообщения: в 2003 году, когда мир отмечал 50-летие расшифровки структуры гена (у нас полвека тому назад свирепствовала лысенковщина, но близился её конец), на уровне ООН были сделаны тоже сенсационные научные сообщения: человечество неуклонно — в первую очередь за счет мужской половины — дичает, и это выражается в огромном, несравненно большем количестве межличностных конфликтов между известными особями, нежели даже на межгосударственном (хотя, наверное, одно если напрямую не вытекает, то связано с другим).

Нина Константиновна показала, как в ее институте были проведены работы по превращению лютых хищников — серебристо-черных лисиц в нечто совсем неагрессивное и даже ласковое. Да что там лисицы! Крысу можно сделать ручной в результате длительной селекции! И первые приручатели диких собак путем многолетнего отбора оставляли рядом с собой в пещерах самых кротких.

Но если есть возможность одомашнивания свирепых хищников, значит, есть и обратная сторона медали — превращения в хищника…

Понятно, что любая аналогия с человеком и его не просто серым веществом, а с серотонином, жидкостью, проводящей импульсы между нервными клетками, на чем основана психическая деятельность, опасна и условна. Но и человек, в первую очередь, увы, живое биологическое существо, развивающееся по законам природы и зависимое от качества среды, техногенных слагаемых, влияния алкоголя, наркотиков и т. д.

Очень интересные исследования биологов-генетиков.

Или вот научное сообщение члена-корреспондента РАН, заместителя директора Международного томографического центра СО РАН Виктора Овчаренко о «дышащих кристаллах». Это уже одна из ветвей нанотехнологии. Весь мир пронизан магнитным полем. Носителями магнетизма в первую очередь являются железосодержащие вещества и сплавы. Медь в природе в их число не попадает. Но вот достаточно на молекулу меди — Cu — «насадить» несколько молекул органики, и происходит «чудо» — на белый свет появляется мощный и несравненно более легкий магнит, чем железо. И вези его хоть в космос, хоть вводи в живую ткань.

Особенно в этом рассказе потрясают две вещи. Первая — наглядность применения научной разработки на практике, её безусловная инновационная ценность (а сколько подобного есть в других институтах Сибирского отделения!). И второе, не менее, а может быть, и более значимое для развития человеческой мысли: на примере «дышащего кристалла» (он своеобразно вибрирует, «дышит» при температурных колебаниях) становится понятно, что человек уже может создавать структуры, вещества, в природе вообще не встречающиеся, и заставлять их работать на благо… А дальше вопрос может возникнуть не просто этический — на благо ли только? Но это уже тема для другой научной дискуссии.

Виктор Иванович подчеркнул интересную деталь: когда молекулы соединяются в кристаллы, начинают «работать» электронами, это, если так можно выразиться, внешний молекулярный слой. Мелькнула интересная мысль: может быть, так и в политике, и в экономике: важно, чтобы кто-нибудь проявил настойчивость, волю к соединению, заставил работать «электроны»…

Маленький штришок под занавес первого «круглого стола». Тридцатилетний москвич Гермес Чилов поделился опытом создания малой внедренческой фирмы. Четверо молодых парней, хорошо знакомых с фармацевтикой и программным продуктом, виртуально просчитывают на компьютере тысячи вариантов соединения нужных веществ: не попал, не подходит, не так — ага, а вот это нужно внимательно посмотреть! Работают по заказам серьезных компаний. И те не отмахиваются от помощи.

Дорогу осилит идущий. Или кто-то еще сказал — пусть расцветают все сады…

Еще раз к вопросу — зачем?

О серьезной государственной значимости проводимой Международной школы молодых ученых говорили в день её открытия заместитель председателя Исполкома СНГ Евгений Новожилов, министр Андрей Фурсенко, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Председатель СО РАН академик Александр Асеев четко изложил свои мысли об уроках Академгородка в привычной ему графической виртуальной манере.

— Самое ценное, что мы имеем сегодня, — получилось! Мы собрались вместе, и это первый шаг. Мы об этом мечтали и опасались трудностей. Но мы преодолели их! — сказала председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сфере (структура президента страны), доктор исторических наук Наталья Полосьмак.

И в этой сдержанной констатации есть намек, оттенок призыва — так победим!

У молодых есть одно явное преимущество — за ними будущее, потому что они молоды. Но этот период очень непродолжителен. Успеть бы что-нибудь сделать конкретное…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: