Синенький скромный платочек…

Ношение платочка для женщин в церкви — это не догма, а традиция. Традиция, постепенно умирающая в русской православной среде.

Обязателен ли он в церкви для женщин?

Фото Сергея ПЕРМИНА

В адрес страницы «Вера. Надежда. Любовь» пришло письмо от Ольги Петренко, в котором она, в частности, пишет: «Весной этого года я побывала на Западной Украине в гостях у своих родственников. И вот, когда наступило воскресенье, я была буквально потрясена, наблюдая, как мои родственники собирались в церковь: женщины надели красивые платья, красиво повязали разноцветные платки, также празднично разодели своих ребятишек: на девочках пышные платьица, на мальчиках строгие костюмчики. На мужчинах также строгие отглаженные костюмы, все чисто выбритые, аккуратные. Такими празднично одетыми сельские жители семьями выходили из своих дворов и под колокольный звон направлялись к храму. Это было нечто! И вот, вернувшись в Новосибирск, я под впечатлением увиденного пошла в близлежащий православный храм. И что я увидела? Одежда на всех какая-то убогая, мятая, на женщинах такие платки, что создаётся впечатление, что в будние дни ими вытирают пыль в квартире, а в выходные надевают в церковь. Некоторые женщины были вообще без головного убора, не говоря о маленьких девочках. Поделилась своим впечатлением со знакомой, а она мне сказала, что платочки в церкви обязательны не для всех, а только для замужних женщин. Так ли это?»

Что скажешь, картину наша читательница обрисовала не очень лицеприятную, но, увы, достаточно реальную. Справедливости ради стоит сказать, что большинство новосибирских прихожанок в храм приходят в праздничных одеждах, но есть и такие, на которых и обратила читательница и обратила внимание. Считается, что в церковь нужно приходить в скромной одежде. В скромной — да, но почему в убогой? Иной раз встретишь на улице знакомую молодую прихожанку и не узнаешь: аккуратненькая, в меру модная, а в храм приходит в замызганной хламиде, стоптанной обуви, которую и бомжи не подберут, если выбросить, в подвязанном по-старушечьи платке, и всё это считается образцом облика православной женщины. Есть и другая крайность: приведёт молодая мамаша ребёночка причастить, платочек скромный наденет, юбку длинную, а разрез у этой юбки до бедра. О девицах, забегающих в храм свечку поставить практически в чём мать родила, и парнях в холщовых трусах чуть ниже колен и говорить нечего. К сожалению, культура посещения Божьего храма незнакома ни большинству прихожан, ни случайным «захожанам».

Что касается ношения платочка, то, согласно православной традиции, в храме все представители женского пола, от маленьких детей до глубоких старушек, надевают платочки, а мужчины, будь то мальчики или взрослые мужи, наоборот, при входе в храм головной убор снимают. Кстати, от последнего обычая произошло крылатое выражение «к шапочному разбору»: мужчины при входе в церковь оставляли шапки на лавке, а после службы свои шапки разбирали. Про тех же, кто опаздывал на службу, и говорили: «Явился к шапочному разбору».

В России впервые традицию обязательности женского платка на богослужении нарушили протестанты, движение которых в нашей стране активизировалось в XIX веке. Стараясь строго следовать Евангельской букве, они отменили ношение платков для незамужних женщин, так как, согласно Новому Завету, платок на голове во время молитвы — это признак покорности мужу, являющемуся прообразом Христа в семье, которая, в свою очередь, считается прообразом Церкви. Получается, что незамужним платочек вроде бы и ни к чему. И сейчас, попадая в протестантскую общину, можно сразу различить семейный статус местных женщин. Однако все замужние протестантки сохранили древнюю русскую традицию постоянного ношения головного убора. На Руси замужней женщине «опростоволоситься» было равносильно публичному позору. Так что, если вы встретите на улице женщину, на которой надет лёгкий платочек, то, вероятнее всего, это представительница одной из протестантских общин.

Русская православная традиция обязательности ношения в храме головных уборов для женщин всех возрастов без исключения сохранилась в старообрядческой Церкви. Здесь благочестие древней службы гармонично сочетается с внешней красотой одежды молящихся. Чтобы убедиться в этом, не обязательно ехать на Украину, достаточно посетить новосибирский православный старообрядческий храм на окраине Заельцовского района. Есть ещё одна категория русских женщин, полюбивших головной убор: это, как ни странно, неверующая молодёжь, которая с удовольствием носит модные платочки-банданы, а вот православные прихожанки почти повсеместно платочкам объявили войну.

Самая распространённая картина: заканчивается служба, благочестивые старушки выходят из храма, снимают платочки, кладут их в свои кошёлки и направляются домой. Ну, а про эмансипированных матушек — жён священников — и говорить нечего. В иллюстрированных православных журналах часто публикуют фотографии священников со своими семьями, и практически на всех фотографиях матушки этих батюшек (попадьями их звать уже не принято) изображены без головного убора, не говоря об их дочерях. Даже примета такая есть: если во время причастия к Святой Чаше подходит простоволосая девочка — это на девяносто девять процентов дитё местного священника. А если на групповой фотографии среди священства стоит женщина без головного убора, то можно не сомневаться, что это супруга одного из священнослужителей.

Кстати, право ношения женского головного убора отстаивает мусульманское население Европы. Студентки высших учебных заведений Франции добиваются этого права, рискуя быть отчисленными, а вот в православных учебных учреждениях России эмансипированные преподавательницы, наоборот, прививают учащимся неприятие русского платочка. Так что, если работница храма при каждом удобном случае демонстративно снимает с себя платок, то с большой уверенностью можно сказать, что она стала слушательницей Богословского института.

Подводя итог, отвечаем нашей читательнице, что ношение платочка для женщин — это не догма, а традиция. Традиция, постепенно умирающая в русской православной среде, в западных же православных странах она, благодаря протестантскому влиянию, умерла уже давно. Так, восемь лет назад на Рождественском богослужении в Иерусалиме, посвящённом 2000-летию Рождества Христова, практически все жёны руководителей православных стран явились на богослужение без головного убора, и им уже в процессе службы потихоньку подали шарфики и платочки. Лишь одна Наина Ельцина изначально была в элегантном платке. А элегантно носить платок — это искусство, к сожалению, практически утерянное, и чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть во время богослужения в любой православный храм.

P. S. Как сообщило православное агентство Седмица.Ru, православные женщины с разных концов света выступили за необходимость усиления женского участия в литургической и административной жизни Церкви. В совместном заявлении участницы межправославных консультаций в греческом городе Волос, посвящённых роли женщин в экуменическом движении, выразили своё «горячее желание» более активно участвовать в богослужении, в частности, быть алтарницами, чтецами, а также читать проповеди. В качестве примера феминистки ссылаются на англиканскую церковь, где после многолетней борьбы женщины добились введения института женского священства, а в настоящее время решается вопрос об открытии для женщин-священников возможности становиться епископами. Нынешнее высшее руководство англиканской церкви во главе с её духовным главой архиепископом Кентерберийским поддерживает идею возведения женщин в епископский сан. Между тем 1,3 тыс. служителей различных уровней направили специальное письмо, в котором пригрозили покинуть ряды Церкви, если их епархии возглавят женщины. А всё начиналось с платочков…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать